Файл: Экспериментальное исследование влияния дидактических игр на развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные принципы проекта:

– для разработки перспективного плана первое условие – учет возраста при выборе дидактических игр;

– работа над развитием активного словаря проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

– развитие активного словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

– все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Занятия проводились с опорой на поэтапную организацию семантических полей в онтогенезе (по Н.В. Серебряковой и А.И. Лаврентьевой):

– включение значение слова в значение словосочетаний;

– выделение отношений синонимии;

– формирование понятий, процессов классификации.

– использование предметных, сюжетных, музыкальных дидактических игр

В таблице 1 представлен перспективный план по развитию активного словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Таблица 1 – Перспективный план по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Месяц

Дидактическая игра

Место проведения

Сентябрь

Я собрал в огороде…

Непрерывная образовательная деятельность, свободная деятельность

Угадай по описанию

Непрерывная образовательная деятельность, прогулка

Бывает — не бывает (с мячом)

свободная деятельность

Октябрь

Угадай, чего не стало?

Непрерывная образовательная деятельность, свободная деятельность

Семья (с мячом)

свободная деятельность

Потому что

Непрерывная образовательная деятельность, свободная деятельность

Ноябрь

Кто больше увидит?

свободная деятельность, прогулка

Что сначала, что потом

Непрерывная образовательная деятельность

Хорошо — плохо

Непрерывная образовательная деятельность, свободная деятельность

Декабрь

Что где находится?

свободная деятельность, прогулка

Объясни и исправь

Непрерывная образовательная деятельность, свободная деятельность, прогулка

Сороконожка

Музыкальное занятие



В работе с детьми среднего дошкольного возраста мы использовали следующие предметные дидактические игры «Я собрал в огороде…». Данную игру мы начинали со слов: «Я собрал на огороде…огурцы» и брали огурец из корзинки. Ребенок повторял фразу целиком и добавлял наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Соответственно брал из корзинки помидор. Следующий ребенок повторял все сказанное предыдущим игроком и придумывал следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Дети участвовали в игре до первой ошибки. Побеждал тот, кто оставался в игре последним. В зависимости от темы занятия мы использовали различные вариации данной игры, меняя предложение по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и так далее.

В предметной дидактической игре «Угадай по описанию» перед детьми мы выкладывали ряд предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Затем давали описание фрукта, например, «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирал нужный фрукт и называл его. В случае затруднений с ответом мы просили ребенка сначала назвать все желтые фрукты. Когда ребенок называл их, остальные предметы убирали. Далее из них выбирали овальные плоды. Среди оставшихся выбирали кислый фрукт. Таким образом дети среднего дошкольного возраста производили отбор предметов в соответствии с первым названным признаком, затем со вторым и с третьим. Эти действия дети сопровождали речью: «Желтые фрукты – это лимон, груша, банан, яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».

В работе с детьми среднего дошкольного возраста мы использовали сюжетные дидактические игры с мячом, например, «Бывает – не бывает». Все дети вставали в круг, а мы называли времена года, например, «зима». Затем бросали мяч кому-нибудь из детей, называя явление природы, например, «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, говорил, бывает такое или не бывает. Игра шла по кругу. Кто ошибался, выходил из игры. В работе с детьми мы использовали варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и так далее. Далее игру усложняли, и дети давали полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

В дидактической игре «Семья» мы обучали детей среднего дошкольного возраста разбираться в родственных отношениях, употребляя слова, обозначающие родство и родственников. Бросая мяч ребенку, мы задавали вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:



- Кто ты для мамы и папы?

- Кто ты для бабушки и дедушки?

- У тебя есть брат или сестра?

- Назови имена братьев и сестер, и так далее.

В дидактической игре «Потому что» дети среднего дошкольного возраста заканчивали фразу, начатую нами и повторяли получившееся предложение целиком. Для данной игры мы использовали следующий речевой материал:

- Мама сварила джем, потому что осенью мы собирали урожай (ягод, фруктов, цветов).

- В комнате пахнет морозом, потому что мы открывали окно.

- Мы ходим в зоопарк, потому что любим (насекомых, животных, цветы).

- Даша намочила рукава, потому что старалась вымыть (посуду, электрические приборы, мебель). И так далее.

Также в своей работе мы использовали музыкальные дидактические игры. Например, в игре «Сороконожка» средние дошкольники выстраивались в колонну, клали руки друг другу на плечи, изображая сороконожку. Они учились чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения. Музыка была негромкой, ритмичной.

Шла сороконожка по сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: кап! Ой промокнут сорок лап! (дети останавливаются, слегка приседают)

Насморк мне не нужен, обойду я лужи! (идут, высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)

Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу (останавливаются, трясут одной ногой)

И потопаю потом, ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами).

В музыкальной дидактической игре «Карусели», дети сначала учат, а затем исполняют песню «Карусели», двигались в ритм словам.

- Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (бегут)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

Карусель остановите! (останавливаются).

В своей работе обязательным условием был учет возрастных особенностей при использовании дидактических игр.

В работе по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста мы привлекали родителей. Было проведено родительское собрание на тему «Дидактические игры дома. Развиваем речь детей, расширяем словарь». В ходе собрания обсудили важность развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста. Были предложены картотеки дидактических игр, которые можно использовать в домашних условиях. Также отметили, что повседневная жизнь полна разнообразными тематиками и важно использовать каждый свободный момент в развитии активного словаря детей. Например, когда дети идут домой, поиграть в игру «Вижу не вижу». В ходе родительского собрания родители поделились своим опытом развития словаря детей в домашних условиях. Также в раздевалке был предложен информационный бюллетень на тему «Игры на расширение активного словаря детей».


Предметно-развивающая среда группы положительно влияет на развития активного словаря детей. Поэтому в процессе реализации формирующей работы была расширена игротека новыми дидактическими сюжетными и предметными играми: лото «Магазин», «Овощи», «Одежда», «Слова наоборот», «Семья» и другие. Также в работе по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста использовали и уже имеющиеся центры развития детей: музыкальный (вспоминали названия музыкальных инструментов), литературный (чтение художественной литературы), спортивный (активно развивали словарь спортивных терминов в подвижных играх).

Таким образом, в результате проделанной работы дети стали активнее использовать в своей речи новые слова, расширился словарный запас, речь стала более грамотной. Нами использовались предметные, сюжетные, музыкальные дидактических игры, учитывались возрастные особенностей при использовании дидактических игр. В своей работе мы привлекали родителей в процесс развития активного словаря, а также расширяли предметно-развивающую среду группы.
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования
Цель контрольного этапа – повторная диагностика уровня развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста и анализ результатов исследования.

Задачи контрольного этапа:

- повторная диагностика уровня развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста;

- анализ результатов исследования.

Для этого мы использовали те же методики, что и в начале исследования: «Диагностика развития словаря детей среднего дошкольного возраста» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и методика «Изучение активного и пассивного словаря детей» Г.А. Волковой.

В результате диагностики экспериментальной группы с помощью методики «Диагностика развития словаря детей среднего дошкольного возраста» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной были получены следующие результаты (рисунок 5).



Рисунок 5 – Результаты диагностики развития словаря в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования
Таким образом, низкий уровень развития словаря по результатам диагностики по методике «Диагностика развития словаря детей младшего дошкольного возраста» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной у детей младшего дошкольного возраста не выявлен ни у одного ребенка (0%). Показатели среднего уровня развития снизились с 42% до 34%. В словаре у этих детей имеются существительные, прилагательные и глаголы, только в определённых ситуациях. Однако, значительно увеличилось количество детей, показавших высокий уровень развития словаря – 66%. Эти дети правильно называли все существительные, прилагательные и глаголы, понимали их значение.


Результаты диагностики контрольной группы с помощью методики «Диагностика развития словаря детей младшего дошкольного возраста» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной представлены на рисунке 5.


Рисунок 6 – Результаты диагностики развития словаря в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования
На рисунке видно, что динамика в контрольной группе незначительная. Низкий уровень развития словаря на конец исследования показали 33% детей, что на 8% меньше, чем на начало исследования. Показатели среднего уровня развития остались прежними – 42%. В словаре у этих детей имеются существительные, прилагательны и глаголы, но не хорошо понимают значение всех слов, допускают ошибки. Высокий уровень развития словаря на конец исследования показали 25% детей, что на 8% больше, чем на начало исследования.

Сравним результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе (рисунок 7).


Рисунок 7 – Результаты диагностики детей контрольной и

экспериментальной групп на контрольном этапе
Итак, высокий уровень на конец исследования показали 66% детей экспериментальной группы, что на 41% больше, чем в контрольной группе. Средний уровень в экспериментальной группе выявлен у 34% детей, что на 8% меньше, чем в контрольной группе. Низкий уровень на конец исследования в экспериментальной группе не показал ни один ребенок, а в контрольной группе таких детей оказалось 33%.

Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии словаря детей экспериментальной группы, а в контрольной группе больших изменений в понимании детьми существительных, глаголов и прилагательных на выявлено.

В результате диагностики развития словаря детей экспериментальной группы по методике «Изучение активного и пассивного словаря детей» Г.А. Волковой были получены следующие результаты (рисунок 8).


Рисунок 8 – Результаты диагностики развития активного и пассивного словаря

экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования
Таким образом, низкий уровень развития активного и пассивного словаря детей среднего дошкольного возраста на конец исследования не выявлен ни у одного ребенка (0%). Средний уровень показали 58% детей, что на 16% больше, чем на начало исследования. Детьми использовались прилагательные, антонимы, обобщающие слова, но совершалось много ошибок. Высокий уровень развития активного и пассивного словаря показали 42% детей, что на 17% больше, чем в начале исследования. Они правильно подбирали обобщающие слова, прилагательные и антонимы,