Файл: Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ребёнок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.
Для исследования мелкой моторики рук мы использовали методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.

1. Занятие на определение полноты объёма движений пальцев рук доминантной руки.

Цель: диагностирование полноты объёма движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.

Ход тестирования:

Тестирующий даёт установку ребёнку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

  1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.

  2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.

  3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).

Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц паль­цев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в пол­ном объёме – 2 балла.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объёме – 5 баллов.

2.Занятие на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).

Цель: определение уровня переключаемости движений паль­цев доминантной руки.

Ход тестирования:

Ребёнку предлагается повторить по образцу, данному тести­рующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».

Могут быть нарушены:

- переключение с одного вида движений на другое;

- последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Переключаемость оценивается как достаточная при безоши­бочном выполнении команд тестирующего – 5 баллов.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда харак­тер действия тестируемого не соответствует командам тестиру­ющего- 2 балла.


3. Занятие на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Цель: определение уровня сформированности умения ребёнка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребёнку (по образцу: педагог показывает – ребёнок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно при­жать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счёт от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования:

Ребёнок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев – 5 баллов.

Ребёнок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизволь­но начинают разгибаться – 2 балла.

4. Занятие на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Цель: определение уровня умения ребёнка совершать движе­ния пальцами рук с заданной точностью.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребёнку (по образцу: педагог показывает – ребёнок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указа­тельным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается доста­точной, если ребёнок соединяет пальцы колечками ловко, не сби­ваясь, не нарушая последовательности – 5 баллов.

Точность выполнения движений пальцами считается недоста­точной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки – 2 балла.

5. Занятие на определение точности рисования линий по образцу педагога.

Цель: определение уровня умения ребёнка совершать движе­ния пальцами рук с заданной точностью.

Ход тестирования:

Тестирующий даёт ребёнку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.



Если ребёнок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребёнок не должен видеть, как это было нарисовано).

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается доста­точной, если ребёнок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры – 5 баллов.

Точность выполнения движений пальцами считается недоста­точной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур – 2 балла.

В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, мы смогли выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе проведения первичного обследования, мы обобщили в Таблице 2.

Таблица 2.

Уровни развития мелкой моторики рук у детей старшей группы

(показатели констатирующего эксперимента)

Имя

воспитанника

Полнота объёма движений пальцев

«Кулак-ребро-ладонь»

Умения удерживать заданную позу пальцев

Точность выполнения движений пальцами

Точность рисования линий

Уровень сформированности мелкой моторики рук

1. Алеша А.

2

3

2

3

3

средний

2. Катя А.

2

3

3

3

3

средний

3. Клим Б.

3

3

3

2

3

средний

4. Нина В.

2

2

2

2

2

низкий

5. Даниил Г.

2

2

3

2

3

низкий

6. Арсений Д.

2

2

2

2

2

низкий

7. Злата Д.

3

2

3

3

3

средний

8. Данил Ж.

2

3

2

3

3

средний

9. Ева З.

3

2

2

3

3

средний

10. Нина К.

2

2

2

2

2

низкий

11. Вова К.

2

3

3

2

3

средний

12. Леня К.

2

2

2

2

2

низкий

13. Дамир М.

3

2

3

2

3

средний

14. Лера Н.

3

2

2

3

3

средний

15. Артем П.

2

2

2

2

2

низкий

16. Соня С.

2

2

2

2

2

низкий

17. Арина С.

3

3

3

2

3

средний

18. Женя Т.

2

3

3

3

3

средний

19. Айнур Ф.

3

2

3

3

3

средний

20. Саша Ч.

3

3

3

3

2

средний


Таким образом, первичное обследование детей старшей группы, проведённое в начале года, выявило следующие результаты:

Высокий уровень – 0 чел. 00 %

Средний уровень – 12 чел. 62 %

Низкий уровень – 8 чел. 38 %

Для демонстрации полученных результатов составили круговую диаграмму, которые наглядно иллюстрируют соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста (рисунок 2).



Рисунок 2. Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста (результаты первичного обследования на начало года)

Высокий уровень (15-25 баллов) развития мелкой моторики рук не продемонстрировал ни один испытуемый.

К среднему уровню (11-14 баллов) мы отнесли двенадцать детей, что составляет 62% от общего количества детей, задействованных в обследовании. Дети со средним уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали недостаточную амплитуду движений отводящих мышц паль­цев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводили не в пол­ном объёме. Переключаемость у таких детей была сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдались единичные нарушения переключаемости движений руки, харак­тер действий, тестируемых не соответствовал моим командам. При этом наблюдались единичные нарушения переключения с одного вида движений на другое, а также нарушения последовательности движений.

Дошкольники со средним уровнем сформированности мелкой моторики рук не в полной степени владели умением управлять мышцами-сгибателями: их пальцы начинали непроизволь­но разгибаться. В ходе обследования такие дети продемонстрировали недостаточную точность выполнения движений пальцами рук: имели место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.

Уровень развития мелкой моторики рук остальных воспитанников (8 человек, что составляет 38% от общего количества детей, задействованных в обследовании) характеризовался как низкий (0-10 баллов).

Дети с низким уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали недостаточную амплитуду движений отводящих мышц паль­цев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводили в сторону. Переключаемость была почти совсем не сформирована: в ходе тестирования наблюдались нарушения переключаемости движений руки, харак­тер действия воспитанников абсолютно не соответствовал моим командам. При этом были совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.


Не все дети владеют умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы у них начинали непроизволь­но разгибаться. В ходе обследования дошкольники с низким уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяли пальцы в колечки, проявили полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.

Таким образом, выявив у детей уровень развития мелкой моторики рук, мы пришли к выводу, что воспитанники данной группы (с низким показателем) нуждаются в занятиях по развитию мелкой моторики.