Файл: Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребёнок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.
Для исследования мелкой моторики рук мы использовали методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.
1. Занятие на определение полноты объёма движений пальцев рук доминантной руки.
Цель: диагностирование полноты объёма движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий даёт установку ребёнку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
-
Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней. -
Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5. -
Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объёме – 2 балла.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объёме – 5 баллов.
2.Занятие на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).
Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Ребёнку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».
Могут быть нарушены:
- переключение с одного вида движений на другое;
- последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего – 5 баллов.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего- 2 балла.
3. Занятие на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Цель: определение уровня сформированности умения ребёнка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребёнку (по образцу: педагог показывает – ребёнок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счёт от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребёнок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев – 5 баллов.
Ребёнок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться – 2 балла.
4. Занятие на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Цель: определение уровня умения ребёнка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребёнку (по образцу: педагог показывает – ребёнок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребёнок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности – 5 баллов.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки – 2 балла.
5. Занятие на определение точности рисования линий по образцу педагога.
Цель: определение уровня умения ребёнка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий даёт ребёнку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.
Если ребёнок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребёнок не должен видеть, как это было нарисовано).
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребёнок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры – 5 баллов.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур – 2 балла.
В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, мы смогли выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе проведения первичного обследования, мы обобщили в Таблице 2.
Таблица 2.
Уровни развития мелкой моторики рук у детей старшей группы
(показатели констатирующего эксперимента)
Имя воспитанника | Полнота объёма движений пальцев | «Кулак-ребро-ладонь» | Умения удерживать заданную позу пальцев | Точность выполнения движений пальцами | Точность рисования линий | Уровень сформированности мелкой моторики рук |
1. Алеша А. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | средний |
2. Катя А. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | средний |
3. Клим Б. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | средний |
4. Нина В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | низкий |
5. Даниил Г. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | низкий |
6. Арсений Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | низкий |
7. Злата Д. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | средний |
8. Данил Ж. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | средний |
9. Ева З. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | средний |
10. Нина К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | низкий |
11. Вова К. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | средний |
12. Леня К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | низкий |
13. Дамир М. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | средний |
14. Лера Н. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | средний |
15. Артем П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | низкий |
16. Соня С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | низкий |
17. Арина С. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | средний |
18. Женя Т. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | средний |
19. Айнур Ф. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | средний |
20. Саша Ч. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | средний |
Таким образом, первичное обследование детей старшей группы, проведённое в начале года, выявило следующие результаты:
Высокий уровень – 0 чел. 00 %
Средний уровень – 12 чел. 62 %
Низкий уровень – 8 чел. 38 %
Для демонстрации полученных результатов составили круговую диаграмму, которые наглядно иллюстрируют соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста (рисунок 2).
Рисунок 2. Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста (результаты первичного обследования на начало года)
Высокий уровень (15-25 баллов) развития мелкой моторики рук не продемонстрировал ни один испытуемый.
К среднему уровню (11-14 баллов) мы отнесли двенадцать детей, что составляет 62% от общего количества детей, задействованных в обследовании. Дети со средним уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводили не в полном объёме. Переключаемость у таких детей была сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдались единичные нарушения переключаемости движений руки, характер действий, тестируемых не соответствовал моим командам. При этом наблюдались единичные нарушения переключения с одного вида движений на другое, а также нарушения последовательности движений.
Дошкольники со средним уровнем сформированности мелкой моторики рук не в полной степени владели умением управлять мышцами-сгибателями: их пальцы начинали непроизвольно разгибаться. В ходе обследования такие дети продемонстрировали недостаточную точность выполнения движений пальцами рук: имели место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
Уровень развития мелкой моторики рук остальных воспитанников (8 человек, что составляет 38% от общего количества детей, задействованных в обследовании) характеризовался как низкий (0-10 баллов).
Дети с низким уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводили в сторону. Переключаемость была почти совсем не сформирована: в ходе тестирования наблюдались нарушения переключаемости движений руки, характер действия воспитанников абсолютно не соответствовал моим командам. При этом были совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
Не все дети владеют умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы у них начинали непроизвольно разгибаться. В ходе обследования дошкольники с низким уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяли пальцы в колечки, проявили полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.
Таким образом, выявив у детей уровень развития мелкой моторики рук, мы пришли к выводу, что воспитанники данной группы (с низким показателем) нуждаются в занятиях по развитию мелкой моторики.