Файл: Исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики средствами оригами.

Формирующий этап опытно – экспериментальной работы направлен на отбор и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Целью формирующего эксперимента является создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Сформировать умения и навыки работы с бумагой у детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать серию занятий, включающих работу по оригами, направленные на развитие мелкой моторики рук;

3. Создать необходимые условия для приобщения детей к играм с бумагой:

- создание игровых проблемных ситуаций путём незначительного изменения предметно – пространственной среды, обогащение дидактическим материалом;

- развивать у детей нестандартное мышление, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с бумагой, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;

- организация совместной деятельности как взрослого с ребёнком, так и детей между собой;

- повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка.

В группу в центр «развития моторики» будут внесены дополнительно разнообразные виды конструкторов: магнитный, мягкий, деревянный; шнуровки «Лабиринт», «Кто вперед»; вертушки, закрутки и много разнообразных пособий и игр. В центре «творчества» появились новые инструменты: гофрированная бумага разнообразного цвета, картон, бумага необычного оттенка: «под мрамор», «с набрызгом».

Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Поэтому, нами были определены основные этапы решения проблемы в данном направлении:

1. Пополнение предметно-развивающей среды;

2. Разработка перспективного плана, которая включает в себя:

• непосредственно – образовательную деятельность;

• совместную игровую деятельность детей и педагога;

• самостоятельную игровую деятельность детей;

• совместную деятельность детей и родителей.

Успех в работе по развитию мелкой моторики у детей может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Во взаимодействии с родителями использовала следующие формы работы:


1. Знакомство родителей с техникой оригами (их значимость);

2. Консультации – индивидуальные и групповые, рекомендации, которые помогают родителям использовать технику оригами в домашних условиях;

3. Домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми знания (Для родителей создана папка с материалом по использованию игровых технологий).

Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс развития мелкой моторики у своего ребёнка.

Таблица 3.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики посредством техники оригами.

Месяц

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

Знакомство со

свойствами бумаги

Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами.

Превращение квадратика

Закрепить основные геометрические понятия свойства, определить нахождения углов, сторон. Познакомить с основными элементами складывания

в технике «оригами», складывания квадрата пополам, по диагонали, найти

центр квадрата, загнуть все углы к центру.

«Гусеничка



» Продолжить учить детей работать с квадратным листом бумаги.

«Фрукты» (яблоко и груша)

Познакомить детей с условным обозначением «долина».

Воспитывать у детей внимание и терпение.

Познакомить с условным обозначением «переворот»

Октябрь

Базовая форма «Воздушный

Змей»

Повысить интерес детей к изготовлению поделок.

Познакомить с базовой формой, «воздушный змей».

Развивать обьяснительную речь.

Веселые зверушки

«Котенок»

Познакомить с базовой формой треугольник.

Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных

угла.

Веселые игрушки

«Щенок»

Учить детей складывать квадрат по диагонали.

Повышать интерес к занятиям через игру.

Развивать глазомер.

Укреплять мелкие мышцы рук.

«Ветка рябины»

Отработать складывание базовой формы «воздушный змей».

Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в

определенной последовательности и используя аппликацию.

Ноябрь

«Грибы»

Повышать интерес к занятиям оригами.

Закреплять умение следовать инструкциям педагога.

«Письмо Карлсону»

Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в

другую.

Повышать интерес к занятиям через игру.

Укреплять мелкие мышцы рук.

«Волк»


Обогащать эмоциональную сферу и словарь.

Приучать к точным движениям пальцев.

«Медведь»

Развивать умения складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки.

Закреплять знание о способах работы с бумагой

Декабрь

«Дом»



Учить делать игрушку, складывая квадрат в разных направлениях.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

«Елочка»

Учить детей складывать квадрат из диагонали.

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей.

Воспитывать усидчивость.

«Снегурочка»



Учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку

«снегурочки».

Учить приклеивать отдельные детали.

Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.

«Дед Мороз»


Продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурки «Дед Мороз»

Развивать творчество в оформлении поделки.

Воспитывать добрые чувства к близким

Январь

«Снеговик»


Закрепить умение мастерить поделки в стиле — «оригами», использовать

пооперационные карты.

Продолжать учить делать бумажные фигурки из нескольких деталей.

Приучать к точным движениям пальцев.

«Заяюшкина избушка» (мор-

дочки лисы и зайца)

Закрепить понятия: лицевая и изнаночная сторона бумаги.

Учить дополнить поделку характерными деталями.

Воспитывать уважение к труду, настойчивость и старание.

«Снежинка»


Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги.

Развивать стремление к доведению начатого дела до конца.

Февраль

«Звездочка»


Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей.

Развивать воображение и творческие способности.

«Сердечко»

Продолжать упражнять детей в многократном складывании бумаги.

Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать желание делать приятное другим

Превращения:

«Стрела»,

«Самолет»

Продолжать учить детей мастерить поделки, используя пооперационную

карту.

Познакомить с изготовлением поделки «стрела» — научить трансформировать её в другие поделки.

Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

Коробка для подарка

Познакомить детей с новым способом складывания бумаги.

Закрепить умение следовать инструкции педагога.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность.

Март

«Тюльпан»


Учить детей складыванию цветов в стиле оригами.

Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их праздничной открыткой.

Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата

«Неваляшка»

Продолжать учить делать поделки из нескольких деталей.

«Гном»

Развивать творчество в ходе оформления поделки.

Развивать конструктивные способности.

Закрепить умения следовать инструкциям педагога.

Воспитывать усидчивость.

«Птицы»

Закрепить умение мастерить поделки в стили «оригами».

Воспитывать самостоятельность.

Апрель

«Клоун»



Развивать конструктивные способности.

Развивать творчество в ходе оформления поделки.

Продолжать учить делать поделки из нескольких деталей.

«Ракета»

Уточнить знания, детей о празднике «День Космонавтики»

«Пароход»

Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик»

Учить использовать готовые поделки в игре.

Аквариум

«Рыбка»

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, полученный треугольник — пополам.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать эстетический вкус.

Май

«Солнышко»

2.

34.


Продолжать учить мастерить из бумажного квадрата поделки, используя

уже известные приемы складывания бумаги.

Расширять коммуникативные способности.

«Лягушка»

Упражнять детей в умении складывать геометрические фигуры.

Учить точно совмещать углы, стороны при складывании, приглаживать

линию сгиба.

«Бабочка»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры.

Закрепить умение получать из квадрата — прямоугольник, треугольник и

квадрат меньшего размера.

Упражнять в свободном выборе цвета.

«Веселая полянка»

Повторить пройденный материал.

Закрепить знания по оригами.

Учится работать в группах.



Таблица 4.

Планирование совместной деятельности педагогов, родителей.

№ п/п

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность родителей

1

Выбор литературных источников и Интернет-ресурсов для организации тематических занятий

Проводит анализ литературных источников и Интернет-ресурсов

Ориентируют педагога в выборе тематического занятия

2

Организация творческой выставки


Проводит творческое занятие



Анализируют результаты творческой деятельности детей

3

Участие в обыгрывании постановок

Даёт творческое задание для развития мелкой моторики

Изготовление дополнительных реквизитов для постановки

4

Проведение мероприятия на основе изготовленного материала оригами.

Организовывает и проводит досуговое мероприятие

Участвуют в выполнении заданий вместе с детьми. Получают рекомендации от воспитателей

5

Анализ организации и реализации перспективного планирования.

Анализирует эффективность и результативность основных этапов перспективного планирования

Сообщают педагогу, как помог данный план работы для развития мелкой моторики детей

6.

Выступление на педагогических советах.

Знакомство педагогов с техникой оригами и её значением для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Предоставление фотоотчёта о выполнении различных заданий вместе с детьми поданной теме.

7.

Проведение мастер – класса для педагогов и родителей.

Разработать мастер-класс для педагогов с участием родителей.

Активное участие в мероприятиях с целью знакомства с техникой оригами и использованием в домашних условиях.

8.

Пополнение родительского уголка.

Изготовление папок – передвижек с информацией о пользе оригами для детей.

Помощь в подборе информации, изготовлении папок-передвижек.


Все игры рассчитаны как в совместной деятельности со взрослыми, так и в самостоятельной игровой деятельности.

У детей разный уровень сформированности мелкой моторики, поэтому не надо навязывать ребёнку темп игры, нужно давать ему больше времени на обдумывание и осмысления поставленной задачи.

Основой поэтапного формирования игровой деятельности детей является комплексный метод развития игры. Именно он обеспечивает органическую связь разных видов деятельности детей, побуждает к познавательной активности, к постановке и творческому выполнению игровых задач, способствует саморазвитию игры.

Комплексный подход включает следующие взаимосвязанные компоненты: активное познание окружающего мира (источник игры), поэтапное присвоение игровой культуры, проблемные игровые ситуации (создаваемые путём изменения предметно – пространственной игровой среды и проблемного общения). Источник, питающий игру, постоянно обогащающиеся детские впечатления о мире вещей, людей, их взаимоотношениях, о природе. У каждого ребёнка свой уникальный опыт. Организуя групповые игры, необходимо учитывать опыт каждого ребёнка. Знания о мире дети получают из повседневной жизни, на организованной деятельности, в общении с природой, искусством. Опытный воспитатель может естественно и ненавязчиво разнообразить детский опыт, перевести в игру.

Для того, чтобы ребёнок не потерял интерес при выполнении и решении проблемных задач, необходимо постоянно хвалить за достигнутые успехи дошкольника. Всегда приводит пример, как было и как стало.

Чтобы процесс складывания поделок проходил более интересно и продуктивно, необходимо руководствоваться правилами оригами:

- Заготовка должна иметь точно квадратную форму. Обычно бумага, которую выпускают на фабрике, имеет прямоугольную форму. Поэтому необходимо сформировать у детей умение готовить квадраты самим.

- Бумага для складывания должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаемой, не рваться и не терять цвет на сгибе. Необходимо сформировать у детей умение выбирать бумагу для поделок, а также поддерживать их стремление самим её декорировать, окрашивать.

- Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным!

- Линии сгиба нужно тщательно заглаживать! Важно сформировать у детей понятие о том, что на качество изображения и конечный результат влияют не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов.


- После того как поделка будет готова, её можно украсить аппликацией или раскрасить. Так формируем творческие способности и художественный вкус у детей.

- Сделал поделку правильно — помоги другу. При этом развиваем нравственные качества, взаимопомощь, дружелюбие.

- После окончания занятия убери за собой мусор.

Реализация перспективного плана началась с нового учебного года с сентября месяца и первую очередь мы познакомили детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами и главное сформировать интерес к новой технике у дошкольников.

Дальнейшая работа заключалась в закреплении знаний у детей о геометрических фигурах, в умении складывать пополам, по углам и по диагонали квадрат. Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги, складывать к центру углы бумаги. Дети показавшие низкий уровень сформированности мелкой моторики сталкивались с трудностями, обращались за помощью к взрослому или сверстникам. Так Даниил Г. не смог справится с заданием складывание квадрата по углам и попросил помочь ему взрослого, при повторном выполнении задания стало лучше получаться и Даниил Г. был очень рад.

При непосредственном выполнении поделок Нина В. проявляла неусидчивость, старалась бросить работу, но при поддержке взрослого смогла довести работу до конца. На следующем занятии Нина В. уже смогла сложить квадрат по углам и по диагонали без помощи взрослого, она была очень рада и конечно её успех мы отметили и похвалили её за проделанную работу.

При организации непосредственно-образовательной деятельности мы использовали пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, также применяли проблемные ситуации героев. Дети с удовольствием выполняли задания, например, Вова К. практически не просил помощи взрослого при выполнении задания, но Соня С. обращалась за помощью взрослого при выполнении каждого задания. Соне С. мы уделяли больше внимания, старались создать условия для самостоятельного решения заданий и умения складывать бумагу правильно. В процессе организованной деятельности мы старались не спешить, не торопить воспитанника, давали ему время подумать, порассуждать, высказать своё мнение и самостоятельно выполнить задание. Старались научить ребёнка побольше рассуждать вслух, учился видеть логику складывания бумаги и доводить работу до конечного результата.