Файл: Большие проблемы малого бизнеса в россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю – 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75–80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Малый и средний бизнес чувствителен к переменам в экономике ничуть не меньше крупного. 2014-2015 годы очень сложные для российской экономики. В дополнение к внутренним факторам, которые и так вели экономику к рецессии (в первую очередь это замедление роста потребительского спроса), сильный импульс ускорению негативных процессов придали введенные в отношении России экономические санкции.

Экономика страны, еще не оправившись от последствий мирового финансово-экономического кризиса, сначала столкнулась с новыми геополитическими вызовами, а затем – с резким падением цен на нефть. Существенно увеличился отток капитала из российской экономики.
В России малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По данным Росстата в России зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. На них работают 25% от общей численности занятых в экономике и приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. 


62,8% субъектов малого и среднего предпринимательства – индивидуальные предприниматели, 37,2% – юридические лица (из них 32,7% – микропредприятия,4,2% – малые предприятия и 0,3% – средние предприятия). 

Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%).

Если сейчас провести социологический опрос среди молодежи и задать им вопрос: хотели ли вы в будущем заниматься малым бизнесом и стать владельцем, пусть небольшого, но своего дела? - ответы можно предугадать. С большой вероятностью 90% скажут категоричное "нет", еще 6-7% с неуверенностью ответят, что может быть, но только если жизнь заставит, и только 3-4% дадут положительный ответ. Если опросить тех же предпринимателей: хотели бы они работать наемными работниками, но получать зарплату большую, чем приносит их дело? - подавляющее большинство согласится.

Чем же так отпугивает малый бизнес? Ведь, 20 лет назад на заре рыночной экономики это была мечта - заняться бизнесом, казалось, что открываются перспективы. Но очень быстро бизнес в России принял уродливые формы, сросшись с властными структурами. Это напоминает странный союз, когда две структуры не могут существовать друг без друга, но находятся в постоянном противоборстве. Малый бизнес, особенно, в регионах стал кормушкой для местных чиновников - налоговиков, силовиков, чиновников администрации, без взаимодействия с ними невозможно выжить.

Громкие программы, о которых рапортуют с высоких трибун, не имеют никакой эффективности, и предприниматели не ощущают поддержку государства. Невозможность взять кредит, высокая арендная плата, непосильные налоги - это, лишь, малая часть проблем. Главное же - отсутствие долгосрочной программы, неясные перспективы, постоянное ожидание новых повышений, будь то, цены на электроэнергию, социальный налог и т.д.

В России малый бизнес сегодня просто ничтожен, он не приносит денег в местные бюджеты, не создает рабочие места, не конкурирует с крупными предприятиями. Главная задача предпринимателя - заработать деньги за короткий срок, в то время, как на Западе это целая культура, философия, традиции, преемственность, когда малый бизнес рассматривается, как дело всей жизни, передаваемое по наследству от отца к сыну. В развитых странах такая форма предприятий - основа экономики, базис, символ процветания и стабильности в обществе.

Сложно сказать, какие перспективы у малого бизнеса в Росси. Если учесть, что сейчас молодежь мечтает работать, именно, в госструктурах, которые питаются от бизнеса, то будущее пессимистично.



«Опора России» 5.12.2015г. представила итоги опроса собственников и руководящих сотрудников компаний малого и среднего бизнеса (МСБ) о состоянии предпринимательского климата в России. В опросе участвовали более 6 тысяч предпринимателей в 40 российских регионах и 12 городах-миллионниках. Обрабатывали итоги опроса Евразийский институт конкурентоспособности и Strategy Partners Group.

Большинство опрошенных руководителей МСБ позитивно оценили свой регион как место для ведения бизнеса. Так, «однозначно благоприятным для ведения бизнеса» свой регион назвали 18%. Еще 47% респондентов вполне довольны условиями, но отмечают отдельные недостатки. 23% руководителей характеризуют свой регион как «скорее неблагоприятное место для бизнеса».

Наконец, 6% опрошенных предпочли дать жесткую оценку: «однозначно неблагоприятное место для ведения бизнеса».

Среди препятствий для развития производственного малого и среднего бизнеса первое место занимает нехватка квалифицированного персонала, на это пожаловались 47%, в 2011-м — 42%. Повышение страховых взносов заставляет бизнес уводить зарплату в тень, отсюда и проблемы с персоналом, говорят эксперты.

Второй по степени значимости барьер, препятствующий ведению бизнеса, — высокий уровень налогов (36%).

Низкая доступность финансирования (22%) среди негативных факторов заняла третье место. Самая популярная в России форма финансирования — банковский кредит. Ключевым препятствием для получения заемного финансирования почти половина производственных компаний считает слишком высокие ставки по кредиту.

Фактор административного давления отошел для бизнеса на второй план. Почти треть опрошенных (32%) руководителей утверждали, что проверяющие инстанции никогда не создают проблем для развития бизнеса, но каждый пятый говорил о том, что проверки мешают им часто или постоянно и что «проверки не дают бизнесу жить и развиваться». При этом и проверяющие инстанции, и правоохранительные органы создают проблемы для МСБ чаще, чем криминал, отмечали опрошенные руководители.

Коррупция по-прежнему считается распространенным и обременительным для МСБ явлением. Более половины опрошенных отказались от обсуждения этой проблемы. Среди тех, кто согласился, 13% заявили, что «коррупции в регионе не существует».

Такая же доля — 13% респондентов — откровенно признали, что их компании практикуют неформальные выплаты чиновникам.


Около четверти опрошенных считают коррупцию обычным явлением в их регионе в таких сферах, как доступ к госзаказу, прохождение проверок, аренда и покупка земли, подключение к инфраструктуре, получение разных форм господдержки.

Еще одна проблема, которая продолжает волновать малый и средний бизнес в регионах, — покупка или аренда земельных участков и производственных помещений. Каждый второй производственный бизнес сталкивался с нею. Несколько лучше обстоит дело с доступностью складских помещений, но и здесь «значительные трудности» отмечали треть опрошенных. Проблемы при поиске офисных помещений испытывал каждый пятый.

Несмотря на реализацию «дорожной карты» Агентства стратегических инициатив по либерализации и сокращению процедур подключения к энергетической инфраструктуре, для большинства компаний (65%) новые подключения к энергосети по-прежнему недоступны.

Кроме того, опрошенные жаловались на слишком высокие тарифы на электроэнергию, что «существенно ограничивает развитие бизнеса» (20%).

Около 30% компаний отметили «достаточно много» недостатков в транспортной инфраструктуре региона.

Предприниматели сдержанно оценивают перспективы развития своего бизнеса. Так, «существенных улучшений» ожидают 6% руководителей компаний, еще 34% осторожно надеются на «некоторые улучшения». 25% участников опроса полагают, что будущий год не принесет значимых перемен для их бизнеса. Еще 9% прогнозируют «некоторые ухудшения» в состоянии бизнеса, а 2% готовятся к «существенным ухудшениям».

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

По данным Ставстата, за первое полугодие 2015 года в крае, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, малый бизнес произвел продукции даже больше, чем в прошлом. Всего за шесть месяцев текущего года на Ставрополье насчитывалось около 3,2 тыс. малых предприятий. Оборот их хозяйственной деятельности увеличился на 4% и составил 101,5 млрд. рублей, а объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг - на 5,2% (38,3 млрд. рублей).

Каждая третья организация малого бизнеса работает в оптовой и розничной торговле. Всего - 1011 предприятий. На рынке недвижимости, аренды и предоставления услуг функционируют 547 организаций малого бизнеса. В строительной сфере - 440 предприятий, а в обрабатывающих производствах - 451. При этом малый бизнес делает большую часть местной продукции. На долю таких предприятий в первом полугодии 2015 года приходилось 87-95% объемов производства всех видов рыбы и рыбных продуктов
, плодоовощных консервов, крупы, 52-54,4% - спредов, хлеба и хлебобулочных изделий, 45,2% - колбасных изделий. Малыми предприятиями произведен весь объем кирпича и раствора строительного, конструкций строительных сборных, 69,3% - бетона готового для заливки, 37,5% - тротуарной плитки.

Однако в сложившихся экономических условиях предпринимателям приходиться все сложнее. Некоторые из них вынуждены перестраивать свой бизнес и прибегать к хитростям.

Сопредседатель ставропольского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павле Мрвалевич говорит:"О росте числа предпринимателей в малом секторе в нынешних условиях говорить сложно. Сегодня предпринимателям очень сложно работать. Практически остановлено кредитование малого бизнеса, а ключевая ставка составляет 24-26%. Правда, есть нулевая ставка (начинающие предприниматели освобождаются от уплаты налогов на два года), но она пока слишком мало действует да и, как мне кажется, может пригодиться в большей степени микробизнесу, А чтобы выжить, бизнесу нужно шевелиться. Увеличение показателей могло произойти за счет дробления крупных предприятий на малые, которым полагаются льготы и господдержка. Соответственно, налоговая ставка уменьшается, прибыль увеличивается.

Уполномоченный при губернаторе Ставропольского края по защите прав предпринимателей Николай Сасин: "Прежде всего необходимо пересмотреть налогообложение для малого и среднего бизнеса. Нестабильность законодательства о налогах и сборах, постоянно меняющиеся условия налоговой нагрузки, а также отсутствие стимулирующей функции, внятной системы льгот и замысловатые процедуры налогового администрирования не позволяют предпринимателям просчитать эффективность своего бизнеса на несколько лет вперед. Это главная причина низкой предпринимательской активности в Ставропольском крае. Доступность земельных участков, высокие арендные ставки - это ещё один важный вопрос. Муниципалитеты не спешат выделять землю бизнесу, поэтому первые этажи жилой площади города приходится переводить в коммерческую недвижимость. Кроме того, коррупция на всех уровнях и, вытекающая отсюда теневая экономика, существенно тормозят развитие малого и среднего предпринимательства в крае. Низкая доступность кредитных продуктов для стартаперов, непосильные процентные ставки, отсутствие каких-либо послаблений для инновационных предложений по проектной документации без залога - все это мешает прийти в бизнес молодым, талантливым, перспективным людям. Одной из ключевых проблем современного предпринимательства является отсутствие некой информационной площадки для осуществления обратной связи с компетентными органами и обмена опытом."