Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 возрастная психология.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Лекция
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность это начало перестройки всех психических процессов и функций.
Конечно, у первоклассника не сразу формируется стойкое положительное отношение к учению. На первых неделях детям интересно просто общаться с новыми друзьями, чувствовать себя в новом социальном статусе, иметь портфель, школьные принадлежности пр. Но, к концу первого месяца первоклассник начинает понимать, что учеба – это труд, который требует постоянного напряжения интеллекта, внимания, памяти, что нужно подчиняться определенным правилам. И, если ребенок не был готов к такой «работе», то возникает нежелание учиться, ходить в школу.
Чтобы этого не было учителю и родителям нужно вовремя объяснить ребенку-первокласснику, что школа – это не развлекательный центр, а напряженная каждодневная работа, которую нужно выполнять добросовестно, ведь только так он сможет узнавать что-то новое и интересное, при этом взрослея и развиваясь.
Таким образом, сначала у ребенка возникает интерес к деятельности, а лишь потом интерес к ее содержательной и результативной стороне, то есть интерес порождает мотивацию к учебной деятельности.
В этот период у младшего школьника наблюдается функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Учебная деятельность, как ведущая деятельность младших школьников, активизирует развитие высших психических функций.
Восприятие становится более целенаправленным и управляемым. Оно отличается от дошкольного возраста тем, что принимает характер организованного наблюдения.
Однако, все еще отмечается слабость произвольного внимания и требует близкой и понятной мотивации (похвала учителя, родителя, значащего взрослого, получение положительной отметки, соревновательный момент с одноклассниками и пр.).
Память в этой возрастной группе характеризуется развитостью словесно-логического, смыслового запоминания. Однако доминирует наглядно-образная память. Они быстрее запомнят яркие образы, конкретные факты, предметы, нежели определения и объяснения. Дети данной возрастной группы в основном запоминают материал без анализа смысловых связей.
Воображение в этом возрасте характеризуется как воссоздающее, отражающее действительность. В процессе обучения происходит плавный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.
Мышление начинает отражать явные свойства и признаки предметов, событий и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, выводы, умозаключения. Так начинают формироваться элементарные научные понятия.
В этот период у ребенка происходит значительное формирование личности, появляется новая система отношений внутри коллектива. Дети начинают понимать, что значит дружить, общаться. Появляются первые крепкие дружеские связи. Дети получают представление о морали, нравственности.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется развитием высших психических функций, которые в процессе учебной деятельности совершенствуются, формированием личности как основы социума.
Задания для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)
-
Какую возрастную группу охватывает младший школьный возраст? -
Составьте таблицу «Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста». -
Как данная таблица может помочь начинающему учителю начальных классов? -
Составьте рекомендации для учителя начальных классов на основе подготовленной таблицы. -
Проанализируйте собственную педагогическую деятельность исходя из данной таблицы.
Литература:
-
Возрастная психология: справочные, практические и контрольные материалы Учебно-методическое пособие Авторы-составители Т.Н.Князева, М.Б.Батюта, Нижний Новгород, 2011. С. 89
https://goo.gl/uLzVX8
-
Видео материалы можно найти на сайте: http://univertv.ru/video/psihologiya/psihologiya_razvitiya_vozrastnaya_psihologiya/?mark=science1
-
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. (См. папку Литература)
-
Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
http://psychlib.ru/mgppu/ODe/ODe-001.htm#$p1
-
Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. М.,2008. С.180
http://faith.interio-shop.com/yurisprudentsiya/sorokoumova-e-a-vozrastnaya-psihologiya-kratkiy-kurs.htm
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005 – 349 с.
http://www.klex.ru/35f
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине
Аттестация по дисциплине проходит в форме дифференцированного зачета.
Зачет ставится при успешном выполнении теста по дисциплине.
По инструкции необходимо выбрать из предложенных один правильный ответ.
Критерии оценки теста:
30%-60% правильных ответов – «удовлетворительно»;
60%-90% правильных ответов – «хорошо»;
От 90% правильных ответов – «отлично»