Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Тема 3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Лекция

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность это начало перестройки всех психических процессов и функций.

Конечно, у первоклассника не сразу формируется стойкое положительное отношение к учению. На первых неделях детям интересно просто общаться с новыми друзьями, чувствовать себя в новом социальном статусе, иметь портфель, школьные принадлежности пр. Но, к концу первого месяца первоклассник начинает понимать, что учеба – это труд, который требует постоянного напряжения интеллекта, внимания, памяти, что нужно подчиняться определенным правилам. И, если ребенок не был готов к такой «работе», то возникает нежелание учиться, ходить в школу.

Чтобы этого не было учителю и родителям нужно вовремя объяснить ребенку-первокласснику, что школа – это не развлекательный центр, а напряженная каждодневная работа, которую нужно выполнять добросовестно, ведь только так он сможет узнавать что-то новое и интересное, при этом взрослея и развиваясь.

Таким образом, сначала у ребенка возникает интерес к деятельности, а лишь потом интерес к ее содержательной и результативной стороне, то есть интерес порождает мотивацию к учебной деятельности.

В этот период у младшего школьника наблюдается функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Учебная деятельность, как ведущая деятельность младших школьников, активизирует развитие высших психических функций.

Восприятие становится более целенаправленным и управляемым. Оно отличается от дошкольного возраста тем, что принимает характер организованного наблюдения.


Однако, все еще отмечается слабость произвольного внимания и требует близкой и понятной мотивации (похвала учителя, родителя, значащего взрослого, получение положительной отметки, соревновательный момент с одноклассниками и пр.).

Память в этой возрастной группе характеризуется развитостью словесно-логического, смыслового запоминания. Однако доминирует наглядно-образная память. Они быстрее запомнят яркие образы, конкретные факты, предметы, нежели определения и объяснения. Дети данной возрастной группы в основном запоминают материал без анализа смысловых связей.

Воображение в этом возрасте характеризуется как воссоздающее, отражающее действительность. В процессе обучения происходит плавный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.

Мышление начинает отражать явные свойства и признаки предметов, событий и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, выводы, умозаключения. Так начинают формироваться элементарные научные понятия.

В этот период у ребенка происходит значительное формирование личности, появляется новая система отношений внутри коллектива. Дети начинают понимать, что значит дружить, общаться. Появляются первые крепкие дружеские связи. Дети получают представление о морали, нравственности.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется развитием высших психических функций, которые в процессе учебной деятельности совершенствуются, формированием личности как основы социума.

 

Задания для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)

  1. Какую возрастную группу охватывает младший школьный возраст?

  2. Составьте таблицу «Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста».

  3. Как данная таблица может помочь начинающему учителю начальных классов?

  4. Составьте рекомендации для учителя начальных классов на основе подготовленной таблицы.

  5. Проанализируйте собственную педагогическую деятельность исходя из данной таблицы.

 

Литература:

  1. Возрастная психология: справочные, практические и контрольные материалы  Учебно-методическое пособие Авторы-составители Т.Н.Князева, М.Б.Батюта, Нижний Новгород, 2011. С. 89

https://goo.gl/uLzVX8

 


  1. Видео материалы можно найти на сайте: http://univertv.ru/video/psihologiya/psihologiya_razvitiya_vozrastnaya_psihologiya/?mark=science1

 

  1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. (См. папку Литература)

 

  1. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

http://psychlib.ru/mgppu/ODe/ODe-001.htm#$p1

 

  1. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. М.,2008. С.180

http://faith.interio-shop.com/yurisprudentsiya/sorokoumova-e-a-vozrastnaya-psihologiya-kratkiy-kurs.htm

 

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005 – 349 с.

http://www.klex.ru/35f

 

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине

 

Аттестация по дисциплине проходит в форме дифференцированного зачета.

Зачет ставится при успешном выполнении теста по дисциплине.  

По инструкции необходимо выбрать из предложенных один правильный ответ.

Критерии оценки теста:

30%-60% правильных ответов – «удовлетворительно»;

60%-90% правильных ответов – «хорошо»;

От 90% правильных ответов – «отлично»