ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ
№14
УЧЕТ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОПЕРАЦИЙ
В
ПРОИЗВОДСТВЕ
В программе автоматизирована регистрация хозяйственных операций, связанных с производственной деятельностью. В разделе познакомимся с основными операциями учета хозяйственных операций: поступление МПЗ, передача материалов в производство, учет услуг, оказанных сторонними организациями, выпуск готовой продукции — и другими операциями.
5.1. Учет производственных расходов
Все расходы, связанные с производством продукции, подразделяются на два вида: прямые, косвенные.
Прямыми называются расходы, которые можно сразу отнести к какому-то виду продукции, например: зарплата рабочего, занятого производством одного вида продукции или расход материалов на конкретный вид продукции. Учет затрат отдельно по каждому виду выпускаемой продукции необходим для калькуляции себестоимости, то есть расчета затрат на единицу продукции. Прямые расходы в течение месяца сразу записывают на дебет счета 20 «Основное производство» с разбивкой по аналитическим счетам по видам продукции, с кредитованием счетов учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и др.
Косвенными являются расходы, которые нельзя сразу отнести к какому-то виду продукции, например: зарплата главного бухгалтера, абонентская плата за телефон, канцелярские расходы и тому подобное. Косвенные расходы подразделяются на две группы:
по обслуживанию основного производства;
для нужд управления, не связанных непосредственно с процессом производства.
Косвенные расходы первой группы в течение месяца отражаются на дебете счета
25
«Общепроизводственные расходы», а второй группы — на дебете счета 26
«Общехозяйственные расходы». При этом также кредитуются счета по учету материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и другие. По окончании месяца косвенные расходы, собранные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», распределяются между видами выпущенной продукции пропорционально какойлибо базе: сумме прямых затрат, зарплате производственных рабочих, времени работы оборудования. База распределения определяется самой организацией и записывается в приказе об учетной политике. После распределения на общую сумму расходов, собранных на счете 25 «Общепроизводственные расходы», делается запись: по дебету счета 20 «Основное производство» (аналитические счета по видам продукции) в кредит счета 25 «Общепроизводственные расходы».
Косвенные расходы, собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании месяца также полностью списываются с этого счета.
Для начала учета производственной деятельности необходимо указать ряд параметров учетной политики, которые будут действовать как для бухгалтерского, так и для налогового учета.
Чтобы внести изменения в учетную политику предприятия, щелкните мышью на ссылке Учетная политика раздела Справочники и настройка учета. На экране появится окно регистра сведений Учетная политика.
Для настройки параметров учета распределения прямых и косвенных расходов откройте текущую учетную политику предприятия и в появившемся окне перейдите на вкладку Затраты на производство (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Вкладка Затраты на производство окна регистра сведений Учетная политика
Отметим, что вкладка доступна, если в информационной базе ведется учет производственной деятельности, то есть установлен флажок
Ведется
производственная деятельность на вкладке Производство настройки параметров
учета.
На данной вкладке описывается порядок учета расходов по обычным видам деятельности. Расходы на продажу здесь не учитываются.
Вначале выбираются виды деятельности, затраты по которым учитываются на счете 20 «Основное производство»: выпуск продукции и (или) выполнение работ, оказание услуг. В программе порядок учета затрат на выполнение работ и на оказание услуг — одинаковый.
В ходе выполнения регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 по кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, предоставленных
услуг.
Себестоимость выпущенной продукции рассчитывается с учетом плановых цен в следующем порядке: затраты, собранные на счете 20 «Основное производство», распределяются между наименованиями выпущенной продукции пропорционально плановой стоимости. На выпуск конкретного наименования продукции относятся затраты, собранные по тому подразделению и номенклатурной группе, которые указаны в документе выпуска этой продукции. Подобным образом рассчитывается себестоимость услуг, оказание которых отражено документом Акт об оказании производственных услуг.
Если установлен флажок Выполнение работ, оказание услуг заказчикам, то порядок списания со счета 20 «Основное производство» затрат, связанных с оказанием услуг, отраженных другими документами, можно выбрать следующий:
Без учета выручки. Затраты списываются со счета 20 «Основное производство» на счет 90.02 «Себестоимость продаж». Это простой и надежный метод, который применяется в большинстве случаев.
С учетом выручки. Со счета 20 «Основное производство» списываются затраты по тем видам услуг (номенклатурным группам), по которым отражена выручка от оказания услуг. Остальные затраты учитываются в составе незавершенного производства. Счета, на которые списываются расходы, указаны в документах реализации услуг. Если для вида услуг (номенклатурной группы) указаны разные счета расходов, то суммы затрат по этому виду услуг будут распределены между счетами пропорционально суммам соответствующей выручки. Этот метод следует применять, если важно обеспечить соответствие номенклатурных групп, по которым отражены выручка и расходы.
С учетом выручки только по производственным услугам. Счет 20 «Основное производство» закрывается с учетом выручки только по особым услугам — производственным. Такие услуги отражаются документом Акт об оказании производственных услуг. Данные других документов, которыми отражена выручка от оказания услуг, не учитываются при закрытии счета. Этот метод следует применять, если не все затраты, связанные с оказанием услуг, учитываются на счете 20 «Основное производство» либо если счет закрывается вручную.
Отметим, что вне зависимости от выбранного метода в суммы фактической себестоимости выпущенной продукции и оказанных услуг не включаются суммы, указанные в документах Инвентаризация НЗП.
Если расходы по основным видам деятельности организации учитываются на счете 20 «Основное производство», то дополнительно настраиваются вкладки
Косвенные расходы, Этапы производства и Выпуск продукции.
Себестоимость выпущенной продукции рассчитывается с учетом плановых цен в следующем порядке: затраты, собранные на счете 20 «Основное производство», распределяются между наименованиями выпущенной продукции пропорционально плановой стоимости. На выпуск конкретного наименования продукции относятся затраты, собранные по тому подразделению и номенклатурной группе, которые указаны в документе выпуска этой продукции. Подобным образом рассчитывается себестоимость услуг, оказание которых отражено документом Акт об оказании производственных услуг.
Если установлен флажок Выполнение работ, оказание услуг заказчикам, то порядок списания со счета 20 «Основное производство» затрат, связанных с оказанием услуг, отраженных другими документами, можно выбрать следующий:
Без учета выручки. Затраты списываются со счета 20 «Основное производство» на счет 90.02 «Себестоимость продаж». Это простой и надежный метод, который применяется в большинстве случаев.
С учетом выручки. Со счета 20 «Основное производство» списываются затраты по тем видам услуг (номенклатурным группам), по которым отражена выручка от оказания услуг. Остальные затраты учитываются в составе незавершенного производства. Счета, на которые списываются расходы, указаны в документах реализации услуг. Если для вида услуг (номенклатурной группы) указаны разные счета расходов, то суммы затрат по этому виду услуг будут распределены между счетами пропорционально суммам соответствующей выручки. Этот метод следует применять, если важно обеспечить соответствие номенклатурных групп, по которым отражены выручка и расходы.
С учетом выручки только по производственным услугам. Счет 20 «Основное производство» закрывается с учетом выручки только по особым услугам — производственным. Такие услуги отражаются документом Акт об оказании производственных услуг. Данные других документов, которыми отражена выручка от оказания услуг, не учитываются при закрытии счета. Этот метод следует применять, если не все затраты, связанные с оказанием услуг, учитываются на счете 20 «Основное производство» либо если счет закрывается вручную.
Отметим, что вне зависимости от выбранного метода в суммы фактической себестоимости выпущенной продукции и оказанных услуг не включаются суммы, указанные в документах Инвентаризация НЗП.
Если расходы по основным видам деятельности организации учитываются на счете 20 «Основное производство», то дополнительно настраиваются вкладки
Косвенные расходы, Этапы производства и Выпуск продукции.
На вкладке Косвенные расходы (рис. 5.2) производится настройка учета косвенных расходов, которые учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Рис. 5.2. Вкладка Косвенные расходы окна регистра сведений Учетная политика
С помощью переключателей вкладки затраты со счета 26 «Общехозяйственные расходы» могут быть:
списаны в себестоимость продаж. Применяется метод «Директ-костинг», и списание производится на счет 90.08 «Управленческие расходы»;
включены в себестоимость выпущенной продукции. Списание производится в том же порядке, как и остальные затраты. Для этого они распределяются между подразделениями основного и вспомогательного производства — относятся на счета 20
«Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство».
Отдельно распределяются затраты со счета 25 «Общепроизводственные расходы» — между номенклатурными группами основного или вспомогательного производства. Если общехозяйственные расходы включаются в себестоимость выпущенной продукции или организация использует счет 25 «Общепроизводственные расходы», то дополнительно настраиваются методы распределения таких расходов в регистре Методы распределения косвенных расходов, который открывается с помощью одноименной вкладки.
На вкладке Этапы производства (рис. 5.3) указывается необходимость расчета себестоимости полуфабрикатов и услуг собственным подразделениям.
Рис. 5.3. Вкладка Этапы производства окна регистра сведений Учетная политика
Расчет себестоимости выполняется в ходе регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 и выполняется последовательно: в первую очередь рассчитывается себестоимость полуфабрикатов и услуг собственным подразделениям, далее — готовой продукции и услуг заказчикам. Последовательность может включать в себя больше этапов, если при производстве полуфабрикатов или оказании услуг собственным подразделениям используются другие полуфабрикаты или услуги.
На вкладке Выпуск продукции (работ, услуг) устанавливается необходимость применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Данный счет используется для учета отклонений фактической себестоимости от плановой. Суммы отклонений списываются на счет учета готовой продукции или расходов от продажи услуг.
14.2. Поступление материально-производственных запасов (МПЗ)
Операции по поступлению в организацию материалов от поставщиков в программе регистрируются с помощью универсального документа Поступление товаров и услуг. В программе учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» в разрезе субсчетов по видам. Сначала с документом работают на складе, где заполняют экранную форму, формируют приходный ордер и документ записывают в информационную базу. Затем в бухгалтерии проверяют правильность заполнения экранной формы, после чего документ проводят.
Чтобы отразить поступление материально-производственных запасов, откройте список документов Поступление товаров и услуг с помощью одноименной ссылки панели навигации раздела Покупки и продажи.
Для ввода нового документа щелкните мышью на кнопке Создать, расположенной на панели инструментов окна списка документов. На экране возникнет окно документа Поступление товаров и услуг (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Вкладка Товары окна документа Поступление товаров и услуг
Документ можно ввести на основании документа Доверенность. Документ
Доверенность заполняется списком товарно-материальных ценностей, которые необходимо получить от поставщика. Так как подробно назначение реквизитов документа мы уже ранее рассматривали, то здесь остановимся только на основных моментах оформления документа при поступлении материалов.
Обязательными для заполнения являются поля Склад, Контрагент и Договор, в которых выбирается место хранения материалов, наименование поставщика и условия
(договор) поставки.
В табличную часть вкладки Товары вводится информация о позициях номенклатуры, значения которых выбираются из справочника Номенклатура. Для корректного проведения операции поступления МПЗ на склад материальные ценности регистрируются в группу Материалы справочника. Если с документом поступления не был предъявлен счет-фактура, то для выписки документа Счет-фактура полученный используется ссылка Зарегистрировать счет-фактуру.
Если при поступлении МПЗ на склад были оказаны услуги, оказанные сторонней организацией, то заполняется вкладка Услуги документа поступления. Распределение затрат по дополнительной услуге осуществляется в соответствии с учетной политикой
организации. Если при приобретении материалов имели место дополнительные расходы (например, транспортно-заготовительные), то расходы включаются в фактическую себестоимость материалов. Для отражения этих расходов в бухгалтерском учете предназначен документ Поступление доп. расходов, который можно ввести на основании документа поступления.
Если в организации планируется оформлять операции с возвратной тарой, в настройках параметров учета на вкладке Запасы устанавливается флажок Ведется учет возвратной тары. После сохранения параметров в документах поступления или реализации появляется вкладка Тара, в табличной части которой вводится информация о возвратной таре.
14.3. Передача материалов в производство
Операции по передаче материалов в производство в программе «1С:Бухгалтерия
8 .3» отражаются с помощью документа Требование-накладная. Документ Требование- накладная предназначен для отражения операций списания на расходы производства материалов собственных или полученных на переработку.
Порядок работы с документом может быть следующий. Сначала с документом работают в подразделении, которому требуются материалы. Здесь заполняется экранная форма в части запрашиваемого количества материалов, выписывается требование-накладная, документ сохраняется в информационной базе без проведения.
При получении материалов кладовщик проставляет в требовании-накладной фактическое количество отпущенных со склада материалов, а первичный документ передает в бухгалтерию. Здесь ранее введенный документ Требование-накладная открывается, указывается фактически отпущенное количество материалов, после чего документ проводится.
Чтобы отразить передачу материалов в производство, откройте список документов Требования-накладные с помощью одноименной ссылки раздела
Производство.
Для ввода нового документа щелкните мышью на кнопке Создать, расположенной на панели инструментов окна списка документов. На экране возникнет окно документа Требование-накладная (рис. 5.5).
Документ Требование-накладная можно также ввести на основании следующих документов: Поступление товаров и услуг, Отчет производства за смену, Реализация услуг по переработке.
В табличной части вкладки Материалы вводятся позиции для отражения списания собственных материалов на расходы производства. При отражении типовых производственных операций должен быть установлен флажок Счета затрат на закладке
«Материалы». В этом случае для материалов указывается:
Счет затрат — счет учета расходов по списанию материалов.
Если в организации планируется оформлять операции с возвратной тарой, в настройках параметров учета на вкладке Запасы устанавливается флажок Ведется учет возвратной тары. После сохранения параметров в документах поступления или реализации появляется вкладка Тара, в табличной части которой вводится информация о возвратной таре.
14.3. Передача материалов в производство
Операции по передаче материалов в производство в программе «1С:Бухгалтерия
8 .3» отражаются с помощью документа Требование-накладная. Документ Требование- накладная предназначен для отражения операций списания на расходы производства материалов собственных или полученных на переработку.
Порядок работы с документом может быть следующий. Сначала с документом работают в подразделении, которому требуются материалы. Здесь заполняется экранная форма в части запрашиваемого количества материалов, выписывается требование-накладная, документ сохраняется в информационной базе без проведения.
При получении материалов кладовщик проставляет в требовании-накладной фактическое количество отпущенных со склада материалов, а первичный документ передает в бухгалтерию. Здесь ранее введенный документ Требование-накладная открывается, указывается фактически отпущенное количество материалов, после чего документ проводится.
Чтобы отразить передачу материалов в производство, откройте список документов Требования-накладные с помощью одноименной ссылки раздела
Производство.
Для ввода нового документа щелкните мышью на кнопке Создать, расположенной на панели инструментов окна списка документов. На экране возникнет окно документа Требование-накладная (рис. 5.5).
Документ Требование-накладная можно также ввести на основании следующих документов: Поступление товаров и услуг, Отчет производства за смену, Реализация услуг по переработке.
В табличной части вкладки Материалы вводятся позиции для отражения списания собственных материалов на расходы производства. При отражении типовых производственных операций должен быть установлен флажок Счета затрат на закладке
«Материалы». В этом случае для материалов указывается:
Счет затрат — счет учета расходов по списанию материалов.
Подразделение затрат — производственное подразделение организации, на расходы которого списаны материалы.
Номенклатурная группа — вид выпуска, на расходы по производству которого списаны материалы.
Статья затрат — статья учета расходов по списанию материалов.
Рис. 5.5. Вкладка Материалы окна документа Требование-накладная
В документе реализованы два режима ввода данных:
Отражение типовых производственных операций. Устанавливается флажок
Счета затрат на закладке «Материалы».
Списание МПЗ на расходы, не связанные с производством: издержки обращения, прочие расходы. Флажок Счета затрат на закладке «Материалы» сброшен. В этом случае заполняется вкладка Счет затрат (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Вкладка Счет затрат документа Требование-накладная
На вкладке заполняются общие значения счета затрат для всех позиций материалов, указанных на вкладке Материалы.
14.4. Услуги, оказанные сторонними организациями
В случаях, когда необходимо отразить в учете факт признания затрат по услугам сторонних организаций, вводится документ Поступление товаров и услуг (рис. 5.7) с видом операции Покупка, комиссия, при этом заполняются только вкладки Услуги,
Счета расчетов, Дополнительно.
Рис. 5.7. Вкладка Услуги документа Поступление товаров и услуг
В табличной части вкладки Услуги указывается содержание оказанной услуги, количество, цена, ставка НДС, а также порядок отражения затрат в бухгалтерском и налоговом учете. Если услуга периодическая, то рекомендуется добавить наименование услуги в справочник Номенклатура, при этом в регистре Счета учета номенклатуры можно задать счет и аналитику отражения затрат в бухгалтерском учете. При выборе номенклатуры эти данные будут автоматически подставляться в документ.
В случае добавления услуги в справочник Номенклатура позицию можно добавить, например, в группу Услуги. Для разовых услуг достаточно ввести содержание услуги в графу Содержание услуги, доп.сведения.
Графы Счет затрат (БУ), Субконто 1 (БУ), Субконто 2 (БУ), Субконто 3 (БУ) определяют отражение затрат в бухгалтерском учете и могут заполняться автоматически при указании номенклатуры на основании регистра Счета учета номенклатуры.
Отметим, что для отражения оказания дополнительных услуг, может использоваться документ Авансовый отчет. Документ предназначен для учета расходов организации за счет средств, полученных сотрудником под отчет.
14.5. Выпуск готовой продукции
Под выпуском продукции понимается изменение первоначального состояния полученных материалов, при этом, помимо материальных затрат, происходят затраты иного рода. Таким образом, к выпуску продукции можно отнести выпуск продукции, а также выпуск полуфабрикатов для дальнейшей переработки. Произведенный полуфабрикат будет являться материальной статьей затрат для последующего производственного передела.
В конфигурации выпуск готовой продукции и оприходование на склад отражаются документом Отчет производства за смену.
Чтобы зафиксировать выпуск готовой продукции, выберите ссылку Отчет производства за смену раздела Производство. На экране появится окно списка документов Отчеты производства за смену.
Для ввода нового документа нажмите кнопку Создать, расположенную на панели инструментов окна списка документов. На экране возникнет окно документа
Отчет производства за смену (рис. 5.8).
Рис. 5.8. Вкладка Продукция окна документа Отчет производства за смену
Выбор организации производится в открывающемся списке Организация, который открывается с помощью кнопки . В поле Склад указывается склад, на который оформляется поступление. В поле Счет затрат указывается счет учета затрат для выпуска продукции из плана счетов бухгалтерского учета. Значение счета заполняется автоматически при выборе продукции в зависимости от вида подразделения организации, при этом выбранное значение можно изменить.
Для подразделений основного производства заполняется счет 20 «Основное производство», для подразделений вспомогательного производства — счет 23
«Вспомогательные производства». При проведении документ формирует проводки по