ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Внешние и внутренние функции государства
По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции государства реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями Экологическая и экономическая функции, а также функция охраны прав и свобод человека являются как внутренними, так и внешними. Экология является одной из глобальных проблем современности и, напр., бороться с глобальным потеплением климата исключительно в рамках внутренней политики невозможно. Экономика в современных условиях глобализации и международного разделения труда также имеет международный характер. В области защиты прав и свобод человека широко осуществляется международное сотрудничество.
Внутренние функции государства:
- экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития);
- социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной);
- экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы);
- функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;
-функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- финансовая функция (т. е. налогообложение), эта функция не является самоцелью, она направлена на создание условий для осуществления государством всех прочих своих как внутренних, так и внешних функций.
Внешние функции государства:
- оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности);
- обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в этом остается ООН и ее Совет Безопасности);
- функция международного сотрудничества по самым разным вопросам.
Можно сделать вывод, что, кроме того, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.
4. Роль экологической функции в деятельности государства
В юридической литературе встречаются различные точки зрения на понятие экологической функции государства, но существование самой экологической функции вытекает из статьи 9 Конституции Российской Федерации, установившей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории Российской Федерации.
Экологическая функция - это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. В связи с тем, что в настоящее время перед человечеством встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы, деятельность государства по охране природы можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которой возрастает в процессе развития цивилизации. В учении о функциях государства функция по обеспечению экологической безопасности выдвигается на первый план как общесоциальная, общечеловеческая и общецивилизационная. Сегодня создание баланса между развитием научно-технического прогресса и сохранением (восстановлением) окружающей среды является настолько актуальным, что проблемы, связанные с этим, переросли из охраны окружающей среды в обеспечение экологической безопасности. По существу, речь идет о выживании человечества.
С учетом значимости природы в общественном развитии как основы жизни и деятельности человека, а также с учетом деятельности государства как политического суверена и субъекта права обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - задача не только природопользователя, но и государства
Экологический фактор оказывает определенное влияние на эволюцию функций государства, суть которого заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный каллапс, глобальный кризис.
Экологическая функция - это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. В связи с тем, что в настоящее время перед человечеством встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы, деятельность государства по охране природы можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которой возрастает в процессе развития цивилизации. В учении о функциях государства функция по обеспечению экологической безопасности выдвигается на первый план как общесоциальная, общечеловеческая и общецивилизационная. Сегодня создание баланса между развитием научно-технического прогресса и сохранением (восстановлением) окружающей среды является настолько актуальным, что проблемы, связанные с этим, переросли из охраны окружающей среды в обеспечение экологической безопасности. По существу, речь идет о выживании человечества.
Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В теории конституционного права традиционно принято относить субъективное право на окружающую среду к социальным правам. При этом его называют среди прав третьего «поколения» наряду с правами на мир, международное общение. Такое уменьшение значения рассматриваемого права является необоснованным.
Законодательное признание естественного права человека на благоприятную окружающую среду вряд ли стоит рассматривать, как вершину в развитии представлений о природе и сущности экологических интересов. Опыт учит, что экологические интересы человека в их глубинном смысле, с учетом отсроченных отрицательных результатов удовлетворения экологических прав, могут не совпадать в целях с этими правами. С учетом достигнутых знаний о взаимодействии общества и природы доминирующие сейчас в юриспруденции антропоцентристские оценки экологических прав человека могут быть скорректированы с учетом «новой экологической парадигмы», связывающей достижение экологического благополучия человека с радикальными изменением представлений о центричности мира и последующим изменением поведения человека в этом мире.
Таким образом, социальные права находятся в тесной зависимости от степени экономического развития государства, способности улучшить жизнь граждан, обеспечить ее достойный уровень, удовлетворить материальные и духовные потребности членов общества. Эта зависимость обнаруживается и в случае выполнения экологической функции. К сожалению, большинство экономически отсталых стран просто не могут самостоятельно выполнять эту функцию, нанося тем самым ущерб всей биосфере в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из приоритетных направлений реализации экологической функции государства сегодня может считаться построение обоснованных экономических отношений между природопользователями, государством и обществом по поводу использования и охраны объектов окружающей среды. В основу таких отношений должен быть положен принцип обеспечения общественных экологических интересов при осуществлении природопользования, реализуемый посредством справедливого распределения выгод от соответствующей деятельности и возможно полной компенсации причиняемого при этом экологического вреда. Экологическая функция государства пересекается здесь с его функциями экономического характера и деятельностью в качестве не властвующего субъекта, что неизбежно порождает противоречивость государственной политики. С целью обеспечения в подобных отношениях публичных экологических интересов государство в своей деятельности должно исходить из связанности конституционной обязанностью использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.
Несмотря на разделение экологической функции на внутреннюю и внешнюю, приведенные данные об участии Российской Федерации в международных проектах показывают, что нельзя четко выделить внешнюю или внутреннюю функции государства. Это связано с тем, что в конечном счете экологическая функция любого государства должна заключаться в сохранении биосферы Земли в целом. Большое количество глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, глобальное потепление, кислотные дожди, загрязнение мирового океана) невозможно решить в рамках только внутренней государственной политики или только международных экологических проектов.
Современный мир должен принять обличие единого социокультурного пространства, занимающего активную позицию в борьбе против собственного потребительства, готового к предотвращению глобальных процессов.
Главным правовым приоритетом может считаться предупреждение и наиболее полное возмещение экологического вреда. Приоритет в таком звучании не конкурирует с актуальными направлениями совершенствования законодательства, не претендует на изменение целей эколого-правового регулирования и государственной политики охраны окружающей среды, но обозначает пути их достижения, указывает точку приложения правового воздействия на отношения по охране окружающей среды.
Подводя итоги, необходимо отметить, что экологическая функция должна войти в механизм деятельности абсолютно всех государств мира для того, чтобы разрешить обострившийся конфликт с природой, сгладить негативные последствия производственной деятельности. Только тогда человечество вступит в абсолютно новую эпоху гармонии и единства общественно-природного взаимодействия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казаков В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Казаков. — Электронные текстовые данные. — М.: Россий-ская Академия адвокатуры и нотариата, 2015. — 362 c. — 978-5-93858-086-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33398.html. ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/.
2. Кузнецов А.Н. Избранные лекции по теории государства и права. Часть 1 [Электронный ресурс] / А.Н. Кузнецов. — Электронные текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 510 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33866.htm.
3. Кузнецов А.Н. Избранные лекции по теории государства и права. Часть 2 [Электронный ресурс] / А.Н. Кузнецов. — Электронные текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 499 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33867. html. ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/.
4. Матузов Н.И. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — 5-е изд. — Электронные текстовые данные. — М.: Дело, 2017. — 528 c. — 978-5-7749-1275-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77376.html.
5. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для бакалавров/Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова.-М.: Проспект, 2015-568с.
6. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: Учебник / М.Н. Марченко. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015,2016, 2017. - 656 с.
7. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: Учебник для бакалавров / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. - М.: Проспект, 2017 - 432 с.