Файл: Коммуникацией может считаться только взаимодействие представителей животного мира. Коммуникация является субъектным взаимодействием..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Коммуникацией может считаться только взаимодействие представителей животного мира. Коммуникация является субъектным взаимодействием. Участниками коммуникации могут быть как минимум два субъекта. Субъект-субъектный тип. Внутриличностная коммуникация – частный случай субъект-субъектной коммуникации.
Итак, коммуникацией может считаться не всякое взаимодействие, а исключительно взаимодействие субъектного типа. Эта точка зрения является общепринятой в теории коммуникации.
Будем считать коммуникацией только взаимодействие субъект-субъектного типа, когда его участниками являются существа из мира живой природы, способные к автономному поведению и осуществляющие его.
Таким образом, объектом теории коммуникации служит сама социальная
коммуникация, понимаемая в широком смысле как процессы социального
взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов.
-
Коммуникацией можно считать взаимодействие двух субъектов посредством субстанции любого типа. Коммуникации опосредованы субстанциями, имеющими информационную природу и взаимодействующими с какими-либо структурами психики либо рефлекторной системы субъектов. Субстанция, движущаяся от одного субъекта коммуникации к другому в ходе коммуникативного взаимодействия, называется коммуникационной субстанцией. Субстанция — это то, что перемещается между субъектами, образует из них некоторую первичную систему взаимодействия и, как результат коммуникации, переводит эту систему в новое качественное состояние. Именно существование этой субстанции и задает процесс коммуникации. Очевидно, что понятие коммуникативной субстанции, применяемое в расширительной концепции, включает в себя как один из видов и вариант узкой трактовки. Авторы настоящего учебника полагают более обоснованной и операциональной узкую концепцию коммуникации, исходящую из того, что коммуникация является частным случаем субъект-субъектного взаимодействия. При этом не все субстанции взаимодействия будут выступать в качестве коммуникативных субстанций. Главная особенность идеальной субстанции — информационная наполненность, связанная с наличием в ней особого смысла, значимого для субъекта (субъектов) коммуникации. Термин «смысл» в данном контексте означает некоторое содержание, которое значимо для субъекта коммуникации и которое способно изменять в нем определенный психический, психосоматический, биохимический рефлекторный процесс или их совокупность. Под изменением может пониматься запуск процесса или его остановка, ускорение или замедление, увязка с другими процессами или разрыв связи и т. п.
Одна и та же коммуникативная субстанция с одними и теми же содержательными параметрами будет иметь различный смысл для разных субъектов. Это связано с тем, что в мире нет двух абсолютно идентичных субъектов с полностью совпадающими физическими и психическими характеристиками и жизненным опытом. Таким образом, идеальная коммуникативная субстанция оказывается сопряженной с понятиями информации и смысла.
3,4. Коммуникация — это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.
Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете.
Коммуникация-рассматривается как процесс механического перемещения определённых объемов информации от одного субъекта к другому, имеющий определенный смысл. Данный подход позволяет анализировать процессы прохождения информации в сложно организованных социальных системах, различать источников и получателей, выявлять потери информации и минимизировать их.
Основные характеристики коммуникации:
- Субъект-субъектный характер взаимодействия
- Посредником выступает субстанция в форме информации, имеющей смысл
- Коммуникация — это всегда взаимодействие, имеющее эффект
5. Эффект коммуникации — это конечный результат осуществлённой коммуникации.
В основе оценки эффективности коммуникации лежит отношение достигнутого результата коммуникации к изначально намеченной цели.
Если желаемый эффект во время коммуникации не был достигнут, то коммуникация прошла без видимых улучшений, то есть напрасно. Вот почему так важен эффект, от эффекта коммуникации зависит дальнейшее развитие поставленной цели.
6. Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами, обусловленный потребностями людей в совместной деятельности.
Коммуникация – совокупность вербальных и невербальных операций, в результате которых происходит обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия.
Общение как форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными. Если коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией между людьми, то перцептивная регулирует их восприятие друг другом, а интерактивная способствует организации взаимодействия между ними по типу личного, делового или официального общения.
7. Коммуникативная деятельность представляет собой сложную, многоканальную систему взаимодействия людей, обусловленную коммуникативными потребностями и мотивами и, осуществляемую посредством вербальных и невербальных каналов передачи информации.
- Наличие побудительно-мотивационной части
- Предмет коммуникативной деятельности
- Наличие продукта и результата деятельности
Коммуникационная потребность — это осознание рассогласования между наличным и желаемым состоянием субъекта, обусловленным необходимостью обмена информацией Предмет коммуникативной деятельности, является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях Продукт — это то, в чём объективируется, материализуется, воплощается коммуникативная деятельность Результат коммуникативной деятельности выражается в реакции других людей на продукт деятельности.