Файл: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия Родина, осознание собственного отношения к ней.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране.
1. Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.

Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины.

Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая

Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Воронеж.

  • Родина моя - воронежская земля.

  • Воронеж - город самый мой главный.

  • Хлебосольная, самоварная.

Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. 

(Показ презентации)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Тулы, а вы должны будите отгадать, что это за

место.
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )

Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают, 
Рисуют и читают. (школа)

Это крупный магазин, 
У него полно витрин, 
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)

Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)

Здесь жонглёры, акробаты,
Детям здесь все очень рады
Клоуны, эквилибристы,
Даже звери здесь артисты (цирк)

Здесь животные живут
Здесь кормят их и берегут (зоопарк авиастроителей)

Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(поликлинику)

Здесь фонтаны и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на пони можно сесть,
Уткам хлеба дать поесть. (парк)

Площадь памяти бойцам,
Сохранившим жизни нам.
Здесь за Родину сражались,
В вечной памяти остались(площадь Победы)

Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят

полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие?

(ответы детей: герб, флаг, гимн). (Презентация)
Учитель: посмотрите – это герб Воронежа. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? 

  • (ответы детей:)
    "Герб города Воронеж является - эмблемой города и представляет собой - прямоугольник,
    кувшин, из которого льётся вода, означает плодородие местной земли;

  • льющаяся вода также означает исток или реку, протекающую в Воронеже;

  • сам же кувшин еще имеет другой смысл – нескончаемая сила природы и начало чего-то нового;

  • серебро символизирует чистоту, мир, благородство и справедливость;

  • золото здесь является обозначением величия, незыблемости, света и изобилия.
    Учитель: Второй символ Воронежа – это флаг. Описание флага.
    Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос: жёлтого (вверху, шириной 1/3 ширины полотнища) и красного цветов. В центре верхней полосы - двуглавый орел чёрного цвета с клювами, лапами и глазами жёлтого цвета, с языками красного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами жёлтого цвета и держащий в правой лапе скипетр жёлтого цвета, в левой лапе - державу жёлтого цвета. В части красной полосы у древка - выходящая наполовину от древка сложенная из валунов гора жёлтого цвета, на склоне которой - опрокинутый кувшин белого цвета, изливающий воду белого цвета. Изображение медали "Золотая Звезда".
    Учитель: Третий символ – это гимн.
    Учитель: может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о Воронеже)
    Учитель:
     Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
    Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
    Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте.
    Дети поют гимн Воронежа
    Рефлексивный этап.
    Учитель: вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.

  1. Вам оно понравилось?

  2. По какому городу мы путешествовали? (Воронеж)

  3. Чем для нас является Воронеж? (малой родиной)

  4. Какие памятные места Воронежа Вы запомнили?

  5. Какие символы Воронежа вы запомнили? (герб, флаг, гимн)

Перспективный этап:
Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Воронежа, в Кремле, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Воронеж была раньше.

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является

дополнением к сценарию федерального занятия, представляет

его органичную составную часть и не противоречит его

основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с

дидактическими принципами и методическими основаниями, на

которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального

занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

1

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

1

- видеоролика

1

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

1

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются

современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте,

актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться

другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1

ИТОГО

12 баллов