Файл: Теоретические аспекты учета расчетов с федеральным бюджетом по налогам и сборам 5.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В налоговом учете применяются следующие методы:
- введение специальных показателей налогового учета, которые можно рассчитать на основе данных бухгалтерского учета;
- разработка методики расчета показателей налогового учета;
- определение способов налогового учета;
- разработка регистров налогового учета.
На основании анализа норм бухгалтерского и налогового законодательства, необходимо выбрать приемлемые способы ведения бухгалтерского и налогового учета. Закрепить выбранные варианты в учетной политике бухгалтерского учета и налогового учета. Необходимо максимально сблизить способы ведения бухгалтерского и налогового учета.
В законодательстве нет требования о соответствии способов бухгалтерского и налогового учета. Каждое предприятие самостоятельно выбирает способ регистрации хозяйственных операций в налоговом учете, соблюдая принцип последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.
Для достижения поставленных целей и выполнения задач учета расчетов по федеральным налогам и сборам, работникам бухгалтерии необходимо обладать знаниями основ налоговой системы и требований российского законодательства в области налогообложения.
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Бухгалтерский учет ограничен рамками организации, но результаты учетной информации необходимы сторонним пользователям для сравнения и анализа. В связи с этим, в Российской Федерации разработана система бухгалтерского учета, основанная на единых правилах учета имущества и фактов хозяйственной деятельности для всех хозяйствующих субъектов, не зависимо от их формы собственности на имущество.
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России обеспечивается Правительством Российской Федерации. Эта функция непосредственно выполняется Министерством финансов Российской Федерации.
Однако другие органы, которым предоставлено это право в соответствии с федеральными законами, такие как Госкомстат Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Государственный таможенный комитет, Федеральная налоговая служба Российской Федерации и др. принимают участие в нормативном регулировании бухгалтерского учета.
В компетенцию этих государственных органов входит разработка различных нормативных документов, имеющих статус обязательного использования или носящих рекомендательный характер в области бухгалтерского учета и отчетности для всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Бухгалтерский учет организациями всех форм собственности ведется на соблюдении одних и тех же принципов:
- ведение единого учета активов, пассивов и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации о состоянии активов организаций, их доходах и расходах;
- предотвращение негативных результатов бизнеса.
В настоящее время бухгалтерский учет в России сформировался в процессе исторического развития, в соответствии с требованиями рыночной экономики и в зависимости от влияния практики применения в учетной работе отечественных предприятий международных стандартов финансовой отчетности. Работа последних лет двадцатого века была направлена на совершенствование бухгалтерского учета с целью приближения его к международным стандартам финансовой отчетности.
Следует отметить, что совершенствование бухгалтерского учета привело к значительным изменениям в системе государственного нормативно – правового регулирования учета и отчетности. Однако, в отличие от мировой практики, где доля государственного регулирования бухгалтерского учета невелика и упор делается на профессиональное регулирование, в России все еще преобладает государственное регулирование в этой сфере.
Организации ведут учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в части налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, налог на имущество и другие.
Порядок исчисления, уплаты и учета расчетов организации по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов.
Согласно ст.21 № ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» в Российской Федерации к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Главным законодательным документом является Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются перечень налогоплательщиков, налоговая база, налоговые ставки, сроки уплаты налогов и сборов.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогообложение организаций предполагает:
- определение размера объекта налогообложения;
- расчет суммы причитающегося с предприятия налога, на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);
- осуществление расчетов с бюджетом по налоговым платежам;
- составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.
В статьях 313 и 314 Налогового Кодекса Российской Федерации определены общие подходы к формированию налогового учета. В законодательстве нет требования о соответствии способов бухгалтерского и налогового учета.
Каждое предприятие самостоятельно выбирает способ регистрации хозяйственных операций в налоговом учете, соблюдая принцип последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.
В области государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности основным является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Этот закон является правовой базой, которой руководствуются бухгалтеры, аудиторы и руководители организаций по всем вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Положением бухгалтерского учета «Бухгалтерская отчетность организации» установлен состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней, также в части отражения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
Положение бухгалтерского учета 10/99 «Расходы организации» устанавливает перечень и определение расходов по обычным видам деятельности и прочим расходам. Кроме того, в ПБУ 10/99 отражены условия признания в бухгалтерском учете расходов организации и определяет раскрытие в бухгалтерской отчетности расходов организации.
Начиная с первого января 2020 года, вступил в силу и действует с отчетности за 2020 год Приказ Минфина России от 20.11.2018 N 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02».
В частности, в ПБУ 18/02 изменилась терминология постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход. Также в стандарте уточнены понятия временных разниц и определение порядка учета расчета налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.
Кроме того, в новой редакции ПБУ 18/02 уточнено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль. Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода. Он складывается из текущего и отложенного налога на прибыль.
В «Плане счетов бухгалтерского учета», который утвержден Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, определен счет, на котором организации ведут учет расчетов с бюджетом – счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Применяя различные способы признания доходов и расходов для налогового учета, расчета амортизационных отчислений, оценки сырья и материалов при их списании в производство, формирования резервов и т.п., предприятие может выбрать для себя наиболее выгодный способ организации налогового учета, который отражается в его Учетной политике.
Ведение расчетов с бюджетом по налогам и сборам осуществляют не только на основании нормативного законодательства РФ, но и согласно принятой учетной политике в целях бухгалтерского учета и налогообложения.
Учетная политика – это свод обязательных для организации, постоянно применяемых единых правил отражения имущества, доходов, расходов, операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.
1.3. Организация бухгалтерского учета федеральных налогов и сборов
Организации самостоятельно формируют учетную политику для бухгалтерского учета и для налогового учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации. В приказ по учетной политике целесообразно включать только те позиции, которые используются в организации. Это позволит существенно сократить его объем и не тратить время на его составление. Ведь по мере возникновения новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее, возможно в течение года внести дополнения в учетную политику.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета - принятая совокупность способов ведения бухучета (рис. 2).
Рисунок 2. Схема способов ведения бухгалтерского учета.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации.
Согласно учетной политике, принятой в целях бухгалтерского учета и рабочему плану счетов, который разрабатывает главный бухгалтер, все исчисленные налоги отражают в бухгалтерском учете по кредиту синтетического счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» на субсчетах по видам начисленных налогов и сборов. Суммы перечисленных в бюджет налогов списываются с кредита счета 51 «Расчетные счета» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» на соответствующий субсчет».
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности все организации проводят инвентаризацию имущества и обязательств и расчеты с бюджетом не являются исключением. При проведении инвентаризации формируют карточки аналитического учета по субсчетам синтетического счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и сверяют остатки на счетах с данными налоговой инспекции. Таким способом осуществляется контроль исполнения обязательств перед бюджетом.
Для отражения в бухгалтерском учете организаций и предприятий отношений расчетов с бюджетом по налогам и сборам используется синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». К этому счету открывают субсчета по видам платежей; в зависимости от наличия задолженности или переплаты по некоторым платежам сальдо может быть дебетовым или кредитовым.
Поэтому конечное сальдо по счету 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» должно быть развернутым. Для бухгалтера важно показать в учете не только сумму начисленных налогов, но и источники уплаты налогов, сборов, пошлин.
Начисление налогов и сборов, причитающихся в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами) организации к уплате в бюджет, отражается по кредиту соответствующих субсчетов счета 68 и может производиться за счет расходов на продажу, за счет финансовых результатов, за счет сумм по оплате труда персонала.
По счету 68 «Расчеты с бюджетом в ведомости к «Журналу - ордеру № 8» ведется аналитический учет по видам налогов.
Момент «возникновения», то есть момент начисления налога в бухгалтерском учете – это одновременно и момент отражения налоговых обязательств, которые имеют законодательно установленные сроки уплаты налогов в бюджет.
К счету 68 «Расчеты с бюджетом» открыты субсчета по каждому виду уплачиваемых в бюджет налогов и сборов:
68.1- Налог на доходы физических лиц;
68.2 Налог на добавленную стоимость;
68.3 Налог на прибыль;
68.4 Налог на имущество организации.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности все организации проводят инвентаризацию имущества и обязательств и расчеты с бюджетом не являются исключением. При проведении инвентаризации формируют карточки аналитического учета по субсчетам синтетического счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и сверяют остатки на счетах с данными налоговой инспекции. Таким способом осуществляется контроль исполнения обязательств перед бюджетом.
Кредиторская задолженность перед бюджетом отражается в пятом разделе пассива бухгалтерского баланса по строке «Кредиторская задолженность». В случае если имеется переплата по налогам и сборам, тогда дебетовое сальдо счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражают в активе бухгалтерского баланса в разделе «Оборотные активы» по строке «Дебиторская задолженность».