ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 845
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:
Приложение 2.
Кейс 2. О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.
Кейс 3. В этическом кодексе психолога содержится перечень санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс. Выберите те, которые являются релевантными для Российской Федерации:
Кейс 4. Молодой психолог консультирует женщину по вопросам её взаимоотношений с мужем. Накануне очередной встречи к Вам обращается её мама и предлагает «дополнительную информацию, чтобы Вы лучше разобрались в ситуации». Можете ли Вы воспользоваться её «помощью»?
Кейс 5. Можно ли ответить клиенту нат его запрос следующим тезисом: «Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту»? Прокомментируйте свой ответ, основываясь на этическом принципе психолога.
Кейс 6. Ваш испытуемый болен, но требуется психологическое исследование, которое, возможно, поможет решению его психосоматических проблем. Можете ли Вы выполнять психотерапевтическую работу с больным?
Кейс 7. Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех, кто обратился туда за помощью. Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене, как бы по-дружески, потому что жене «очень нужна помощь, но к психологу она не пойдет». Какие риски возникают у Вас при решении данной ситуации?
Кейс 8. Вы, начинающий психолог, подготовили программу и собираетесь впервые провести тренинг для сотрудников своей организации. На собрании приглашаете в группу, а Вас спрашивают: «А это действительно принесет пользу и будет интересно для меня?». Вы отвечаете: «Нет, Вам это будет неинтересно и вряд ли Вы что-то полезное получите для себя». Насколько правильными являются Ваши действия и почему?
Кейс 9.Родители привели к вам на консультацию сына, которому «нужно помочь выбрать профессию». Выяснилось, что сын давно определился и хочет после 9-го класса поступать в техникум электронных приборов, а родители настаивают на поступлении в медицинский вуз. Каковы Ваши действия в этой ситуации?
Кейс 10. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. Безусловно, психолог может предоставить некоторую часть информации, но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Зная об этом этическом правиле поведения психолога, продолжите идею известного немецкого философа XVIII века Готхольда Лессинга, который писал: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но …».
Кейс 11. В 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты «Этические стандарты психологов». В 1985 году Британское психологическое общество приняло «Кодекс поведения» для психологов. В Российской Федерации вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности российских психологов регулируются официальным документом, основанном на ряде действующих официальных документов.
Кейс 12. Найдите и прокомментируйте ошибку в сюжете: «Первый этический кодекс разработан в 1953 г. Американской Психологической Ассоциацией (АРА). Для создания кодекса была образована комиссия, которая под руководством Никласа Хоббса провела экспериментальное исследование с использованием метода критических случаев. Для этого они опросили 7500 членов АРА и выявили примеры случаев, в которых наиболее ярко проявлялось поведение психологов, следующих кодексу профессиональной этики. Помимо этого, анализу подверглись более 1000 случаев, относящихся к проведению научных исследований».
Кейс 13. Исправьте три неверных утверждения: «Испытуемые участвуют в исследовании в соответствии с принципом осведомленного согласия. Они не должны быть заранее информированы об аспектах исследования и не могут отказаться от участия в исследовании, если дали на него согласие. Допускается риск, о котором испытуемые не должны быть заранее осведомлены.
Кейс 14. Эксперимент Стэнли Милгрэма (1963, 1974) – пример процедуры, отрицательно влияющей на участников исследования. Перечислите факторы, из-за которых этот эксперимент строго критиковали:
Кейс 15. Стэнли Милгрэм, проводивший свой знаменитый эксперимент, столкнулся с дилеммой, которая глубоко затронула его как исследователя. Он связывал своё исследование с рядом проблем, которые следует глубоко изучить, однако, это входило в противоречие с этическими нормами. Какие из перечисленных дилемм волновали его больше всего?
Кейс 16. «В начале 1900-х гг. австрийский биолог Каммерер пытался доказать, что приобретенные характеристики могут наследоваться. Так, по его данным, желтые саламандры, имеющие в естественных условиях черные и желтые пятна на теле, теряют жёлтые пятна и приобретают больше чёрных пятен, если их держать на черной почве. Черные пятна увеличиваются с каждым следующим поколением. Тоже самое в России в 30-х годах утверждал и агроном-биолог Т.Д. Лысенко. Для доказательства своей гипотезы он, используя огромное количество данных, «превращал» рожь в пшеницу, ячмень, овес и даже василёк; свеклу – в капусту; сосны – в ель. Выводил кукушат из яиц, отложенных певчими птицами. В качестве доказательств использовал даже фотографии». Назовите тип нарушения, о котором идёт речь и перечислите его основные признаки.
Кейс 17. Многие годы никто не ставил под сомнение выводы сэра Сирила Берта, видного британского психолога, главного участника дебатов о природе интеллекта. Исследования разлученных монозиготных близнецов в чужих семьях позволили ему сделать вывод о наследуемости коэффициента интеллекта от одного из родителей. Однако, после смерти учёного были обнаружены странные данные: в течение многих лет, когда в эксперимент входили новые испытуемые-близнецы, коэффициенты корреляции в его отчетах оставались одними и теми же вплоть до третьего десятичного знака. Почему исследование Барта отнесли к категории научного мошенничества?
Кейс 18. Стандарты Американской психологической ассоциации (АПА) гласят: «Психологи не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты исследований в своих публикациях. Если психологи обнаружат важные ошибки в опубликованных ими данных, они стараются …». Завершите предложение посредством перечисления признаков, которые не являются мошенническими.
Кейс 19. «14:04, 04 февраля 2015 Airbus320 разбился на юге Франции. На борту лайнера немецкой авиакомпании GermanWings находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Самолет разбился в горной местности. До этого пилот передал сигнал бедствия. По некоторым данным за 10 минут до крушения лайнер снизился на 10 тысяч метров. При этом отмечается, что такое снижение не считается резким. Судя по тому, что рассказывают французские спасатели, аэробус после падения разбился, в буквальном смысле, на мелкие кусочки…
Первые шаги в расследовании крушения самолета А320 привели к сенсации. Прокурор Марселя сообщил, что Андрес Любиц намеренно уничтожил самолет. Об этом свидетельствуют записи с черного ящика. Второй пилот заперся в кабине, не пустил туда командира корабля и начал снижение, в результате чего самолет врезался в гору... Любиц страдал длительной и тяжелой депрессией; в течение нескольких лет лечился от суицидальных наклонностей; в течение полутора лет проходил курс психиатрического лечения. Андреас Любиц прошел все медицинские тесты и был пригоден к полетам...». Перечислите условия, при которых возможно нарушение принципа конфиденциальности в работе психолога.
Кейс 20. Отметьте универсальные должностные обязанности, которые не зависят от организации, в которой работает психолог.
Кейс 21. Используя модель Колберга о стадиях развития морального сознания у детей, определите уровни развития морального сознания участников двух описанных событий.
-
Провести исследование. -
Заполнить таблицу. -
Провести анализ ответов респондентов на вопросы анкеты. -
Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности». -
Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования. -
Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола). -
Написать выводы. -
Дать самооценку проведенной работе.
Приложение 2.
Кейс 2. О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.
-
Какие этические принципы психолога являются безусловными с точки зрения врача и с точки зрения психолога? -
Какие особые принципы и правила этики присутствуют в профессиональной деятельности психолога и почему?
Кейс 3. В этическом кодексе психолога содержится перечень санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс. Выберите те, которые являются релевантными для Российской Федерации:
-
Информирование потенциальных клиентов о нарушениях -
Исключение данного специалиста из действующего реестра психологов РПО -
Общественное порицание -
Передача информации о нарушителе в профессиональные психологические ассоциации других стран -
Правовые юридические санкции -
Предупреждение от имени Российского психологического общества -
Приостановление членства в Российском психологическом обществе -
Широкое информирование общественности о нарушениях
Кейс 4. Молодой психолог консультирует женщину по вопросам её взаимоотношений с мужем. Накануне очередной встречи к Вам обращается её мама и предлагает «дополнительную информацию, чтобы Вы лучше разобрались в ситуации». Можете ли Вы воспользоваться её «помощью»?
Кейс 5. Можно ли ответить клиенту нат его запрос следующим тезисом: «Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту»? Прокомментируйте свой ответ, основываясь на этическом принципе психолога.
Кейс 6. Ваш испытуемый болен, но требуется психологическое исследование, которое, возможно, поможет решению его психосоматических проблем. Можете ли Вы выполнять психотерапевтическую работу с больным?
Кейс 7. Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех, кто обратился туда за помощью. Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене, как бы по-дружески, потому что жене «очень нужна помощь, но к психологу она не пойдет». Какие риски возникают у Вас при решении данной ситуации?
Кейс 8. Вы, начинающий психолог, подготовили программу и собираетесь впервые провести тренинг для сотрудников своей организации. На собрании приглашаете в группу, а Вас спрашивают: «А это действительно принесет пользу и будет интересно для меня?». Вы отвечаете: «Нет, Вам это будет неинтересно и вряд ли Вы что-то полезное получите для себя». Насколько правильными являются Ваши действия и почему?
Кейс 9.Родители привели к вам на консультацию сына, которому «нужно помочь выбрать профессию». Выяснилось, что сын давно определился и хочет после 9-го класса поступать в техникум электронных приборов, а родители настаивают на поступлении в медицинский вуз. Каковы Ваши действия в этой ситуации?
Кейс 10. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. Безусловно, психолог может предоставить некоторую часть информации, но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Зная об этом этическом правиле поведения психолога, продолжите идею известного немецкого философа XVIII века Готхольда Лессинга, который писал: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но …».
Кейс 11. В 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты «Этические стандарты психологов». В 1985 году Британское психологическое общество приняло «Кодекс поведения» для психологов. В Российской Федерации вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности российских психологов регулируются официальным документом, основанном на ряде действующих официальных документов.
-
Выберите документы, на основе которых регулируются действия психологов РФ
-
Всеобщая декларация прав человека -
Конституция Российской Федерации -
Международная Универсальная декларация этических принципов для психологов -
Семейный кодекс -
Трудовой кодекс -
Уголовный кодекс Российской Федерации -
Устав Российского психологического общества -
Федеральный закон Российской Федерации «О персональных данных» -
Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования» -
Этический метакодекс Европейской федерации психологических ассоциаций
-
Официальное название и дата принятия документа, регламентирующего этическую сторону в деятельности российского психолога?
Кейс 12. Найдите и прокомментируйте ошибку в сюжете: «Первый этический кодекс разработан в 1953 г. Американской Психологической Ассоциацией (АРА). Для создания кодекса была образована комиссия, которая под руководством Никласа Хоббса провела экспериментальное исследование с использованием метода критических случаев. Для этого они опросили 7500 членов АРА и выявили примеры случаев, в которых наиболее ярко проявлялось поведение психологов, следующих кодексу профессиональной этики. Помимо этого, анализу подверглись более 1000 случаев, относящихся к проведению научных исследований».
Кейс 13. Исправьте три неверных утверждения: «Испытуемые участвуют в исследовании в соответствии с принципом осведомленного согласия. Они не должны быть заранее информированы об аспектах исследования и не могут отказаться от участия в исследовании, если дали на него согласие. Допускается риск, о котором испытуемые не должны быть заранее осведомлены.
Кейс 14. Эксперимент Стэнли Милгрэма (1963, 1974) – пример процедуры, отрицательно влияющей на участников исследования. Перечислите факторы, из-за которых этот эксперимент строго критиковали:
-
Была использована мистификация -
Было задето чувство собственного достоинства испытуемых -
Добровольцы подвергались сильному стрессу -
За использование «подставного актёра» -
Не было получено согласие у участников -
Участникам платили деньги за каждый экспериментальный этап -
Эксперимент негативно повлиял на самооценку испытуемых -
Экспериментатор грубо обращался с участниками
Кейс 15. Стэнли Милгрэм, проводивший свой знаменитый эксперимент, столкнулся с дилеммой, которая глубоко затронула его как исследователя. Он связывал своё исследование с рядом проблем, которые следует глубоко изучить, однако, это входило в противоречие с этическими нормами. Какие из перечисленных дилемм волновали его больше всего?
-
Потенциальная опасность эксперимента и его длительность -
Потенциальная ценность исследования и потенциальная опасность эксперимента -
Проблема манипулирования участниками и продолжительность эксперимента -
Ценность исследования и связанная с ним проблема манипулирования участниками
Кейс 16. «В начале 1900-х гг. австрийский биолог Каммерер пытался доказать, что приобретенные характеристики могут наследоваться. Так, по его данным, желтые саламандры, имеющие в естественных условиях черные и желтые пятна на теле, теряют жёлтые пятна и приобретают больше чёрных пятен, если их держать на черной почве. Черные пятна увеличиваются с каждым следующим поколением. Тоже самое в России в 30-х годах утверждал и агроном-биолог Т.Д. Лысенко. Для доказательства своей гипотезы он, используя огромное количество данных, «превращал» рожь в пшеницу, ячмень, овес и даже василёк; свеклу – в капусту; сосны – в ель. Выводил кукушат из яиц, отложенных певчими птицами. В качестве доказательств использовал даже фотографии». Назовите тип нарушения, о котором идёт речь и перечислите его основные признаки.
Кейс 17. Многие годы никто не ставил под сомнение выводы сэра Сирила Берта, видного британского психолога, главного участника дебатов о природе интеллекта. Исследования разлученных монозиготных близнецов в чужих семьях позволили ему сделать вывод о наследуемости коэффициента интеллекта от одного из родителей. Однако, после смерти учёного были обнаружены странные данные: в течение многих лет, когда в эксперимент входили новые испытуемые-близнецы, коэффициенты корреляции в его отчетах оставались одними и теми же вплоть до третьего десятичного знака. Почему исследование Барта отнесли к категории научного мошенничества?
Кейс 18. Стандарты Американской психологической ассоциации (АПА) гласят: «Психологи не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты исследований в своих публикациях. Если психологи обнаружат важные ошибки в опубликованных ими данных, они стараются …». Завершите предложение посредством перечисления признаков, которые не являются мошенническими.
-
додумать недостающую информацию до полного набора -
изменить часть данных -
исправить опечатки любыми подходящими средствами -
исправить ошибки путем коррекции -
опубликовать опровержение -
полностью сокрыть своё исследование -
скорректировать данные вследствие повторения экспериментов -
собрать недостающее количество данных -
сокрыть необработанных данных
Кейс 19. «14:04, 04 февраля 2015 Airbus320 разбился на юге Франции. На борту лайнера немецкой авиакомпании GermanWings находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Самолет разбился в горной местности. До этого пилот передал сигнал бедствия. По некоторым данным за 10 минут до крушения лайнер снизился на 10 тысяч метров. При этом отмечается, что такое снижение не считается резким. Судя по тому, что рассказывают французские спасатели, аэробус после падения разбился, в буквальном смысле, на мелкие кусочки…
Первые шаги в расследовании крушения самолета А320 привели к сенсации. Прокурор Марселя сообщил, что Андрес Любиц намеренно уничтожил самолет. Об этом свидетельствуют записи с черного ящика. Второй пилот заперся в кабине, не пустил туда командира корабля и начал снижение, в результате чего самолет врезался в гору... Любиц страдал длительной и тяжелой депрессией; в течение нескольких лет лечился от суицидальных наклонностей; в течение полутора лет проходил курс психиатрического лечения. Андреас Любиц прошел все медицинские тесты и был пригоден к полетам...». Перечислите условия, при которых возможно нарушение принципа конфиденциальности в работе психолога.
Кейс 20. Отметьте универсальные должностные обязанности, которые не зависят от организации, в которой работает психолог.
-
Готовит предложения руководству и участвует в реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда и удовлетворенности трудом -
Отбирает адекватные поставленным задачам методы и методики диагностики, проводит диагностику, дает качественный анализ и интерпретацию результатов диагностики, даёт рекомендации -
Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры -
Развивает познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности -
Разрабатывает и применяет на практике методики оценки организационной культуры -
Разрабатывает профессиограммы -
Систематически повышает свой профессиональный уровень -
Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики -
Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих -
Участвует в реализации мероприятий по формированию и транслированию корпоративной культуры и улучшению социально-психологического климата в коллективе -
Участвует в формировании психологической культуры педагогических работников и родителей обучающихся, воспитанников (лиц, их заменяющих)
Кейс 21. Используя модель Колберга о стадиях развития морального сознания у детей, определите уровни развития морального сознания участников двух описанных событий.
-
«18:01, 04 февраля 2015. 81-летняя жительница Санкт-Петербурга была задержана сотрудниками продуктового магазина за то, что якобы пыталась украсть еду. Директор магазина вызвала полицию. Пожилая женщина была доставлена сотрудниками полиции Кронштадтского ОМВД в дежурную часть. При доставлении в дежурную часть ОМВД Кронштадтского района пожилая женщина скончалась. Руководитель Кронштадтского отделения организации «Жители блокадного Ленинграда» Эмма Лёшина лично знала покойную: «Всегда аккуратная, всегда причёсанная. Внешне выглядела хорошо. Дома у неё всегда было чисто. Понимаете, в последние несколько лет у неё было заметно сто-то вроде затмения памяти. Возможно, когда она пошла в магазин у неё это и случилось. Поймите правильно, я не хочу сказать, что она была не в себе, но мы уже старые. Память у многих уже теряется... В то, что она сделала, что-то преступное и умышленное, мы, конечно, не верим. Это пятно на нас блокадников... Она была обеспеченным пенсионером. Как блокадница она получала 25000 рублей в месяц». -
«08:52 , 07 февраля 2015. В магазине городка Лондон в штате Кентукки мужчина пытался украсть детское питание. Вызванный на место происшествия полицейский Джастин Роби выяснил, что правонарушитель - одинокий отец, воспитывающий полугодовалого сына, вместе с которым и пришёл в супермаркет; оказалось, что эта семья сейчас переживает тяжёлые времена. Менеджер магазина решил не выдвигать против мужчины никаких обвинений; полицейский согласился с таким подходом. Позднее в интервью Джастин Роби пояснил: «Если бы я возбудил дело, ничем хорошим это бы не кончилось. У него и так нет денег, и если я отправлю его в суд, у него средств не прибавится. Я поставил себя на его место. Что если я попал бы в ситуацию, когда мне было бы нечем кормить сына?» Офицер из своего кармана оплатил детское питание и отпустил совершившего кражу мужчину, подсказав тому координаты организаций, которые могли бы помочь его семье.