Файл: Практическое задание Христюк А. А. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. один дефект имеет генетическое, а другой экзогенное происхождение (например, ребенок наследует близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы)

  2. оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами (например, нарушение зрения по линии отца, а нарушение слуха по линии матери)

  3. каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами ( например, нарушение слуха приобретено вследствие перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника)

  4. оба нарушения представляют собой разные проявления одного того же наследственного синдрома

  5. два дефекта возникли в результате действия одно и того же экзогенного фактора

сегодня по сочетанности нарушений выделяют:

  1. нарушение зрения и слуха; 2. нарушение зрения и системное нарушение речи; 3. нарушение слуха и движений; 4. нарушении зрения и движений; а также сочетание всех этих всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени.

По времени наступления сложных нарушений делят на такие группы:

С врожденным или рано приобретенным сложным дефектом; сложным дефектом, проявившемся в младшем или ст. дошкольном возрасте; с нарушением приобретенным в подростковом возрасте; приобретенным в зрелом возрасте; наступившем в старческом возрасте.

Ощущение и восприятие у детей со сложными дефектами имеет ряд особенностей, которые проявляются в том, что кожная чувствительность и двигательная память становятся у слепоглухих особым способом познания. В литературе описано как слепохлугие дети находят окна и двери в помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры. Спепоглухие дети должны опираться во всем на свой собственный двигательный и осязательный опыт.

В случае сложного сенсорного дефекта велика вероятность иждивенческого, эгоистического развития личности. Это обусловлено рядом причин, среди которых изолированность от общения, большая зависимость от окружающих близких, излишняя тревога и жалость окружающих.

Одной из важнейших задач данного направления специальной психологии является ранняя диагностика сложного дефекта. В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологическим методам объективного исследования.


Развитию таких детей свойственно особая отягощенность дефекта, наличие нескольких нарушений обедняет контакт ребенка с внешним миром. Он попадает в условия социальной депривации, где нарушен эмоционально-чувственный контакт со взрослым. Решающим фактором развития является включение ребенка в процесс образования. Реабилитационный потенциал этих детей еще не достаточно освоен.