Файл: Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
дополнительное образование;
культурно-массовая работа;
спортивно-оздоровительное направление;
гражданско-патриотическое воспитание;
правовое и профилактическое направление;
социально-психологическое направление.
В колледже созданы условия для развития и реализации исследовательской деятельности студентов, как средства обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования.
Основными задачами организации и развития системы НИРС в колледже являются:
обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
развитие навыков самостоятельной научно (учебно) - исследовательской работы в соответствии с индивидуальными способностями и интересами студентов;
создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;
расширение массовости и повышение результативности участия студентов в исследовательской деятельности;
отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к исследовательской деятельности;
формирование и развитие у будущих специалистов: умения осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
способности быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке.
Основными формами НИРС в колледже являются:
подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ в профессиональной области;
участие студентов в проектных работах;
участие в научных семинарах, конференциях, конкурсах учебно-исследовательских работах, олимпиадах по дисциплинам;
участие в городских, региональных и международных научных конференциях.
Культурно-массовая работа в колледже направлена на формирование всесторонне развитой личности, воспитанию уважительного отношения к традициям колледжа, развитию духовного мира, творческого и интеллектуального потенциала студентов. Реализуется через конкурсы, презентации видеороликов, интеллектуально-познавательные игры, викторины, встречи с интересными людьми, тематические вечера, экскурсии и др. мероприятия.
Физкультурно-оздоровительная работа в колледже направлена на воспитание подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, организацию отдыха и досуга, восстановление и развитие телесных и духовных сил.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самОПОПределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Критериями и показателями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи являются: проявление ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению; соблюдение законов и норм поведения; желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение традиций, уважение к историческому прошлому своей страны, своего края, города, образовательного учреждения, к деятельности предшествующих поколений. Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи качества гражданина-патриота.
16
Основными задачами гражданско-патриотического воспитания студентов являются:
формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;
формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений;
привитие любви и бережного отношения к родному языку;
вовлечение студентов и участие их в различных формах социально-значимой деятельности, формирование чувства коллективизма и личной ответственности.
В воспитательной деятельности Колледжа существует система профилактики.
Основными задачами данной работы являются:
повышение правовой грамотности студентов;
организация системы мероприятий, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
информационное обеспечение студентов нормативными документами колледжа;
просветительская работа о последствиях наркомании, алкоголизма и других зависимостей;
образцовое поведение преподавателей и сотрудников колледжа как средство воспитания студентов.
Студенческое самоуправление - это особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Выступая одним из мощных стимулов повышения социальной активности студенческого коллектива, самоуправление является демократическим институтом, ориентированным на совместную с администрацией колледжа деятельность, оптимизацию всей колледжной жизнедеятельности. В колледже активно работает
Студенческий совет, советы общежитий.
Социальная составляющая социокультурной среды колледжа направлена на создание комфортных условий жизнедеятельности студентов. Она включает: оказание материальной помощи студентам; назначение социальной стипендии студентам; предоставление мест в студенческом общежитии; выявление социального статуса студентов (дети-сироты, лица, оставшиеся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, инвалиды); социальная поддержка студентов, относящихся к категориям: детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя; контроль над соблюдением социальных гарантий студентов; содействие адаптации студентов, проживающих в студенческом общежитии; осуществление лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий: оказание бесплатной медицинской помощи, прохождение медицинского профилактического осмотра, вакцинация студентов.
Студентам, сдавшим сессию на «отлично» и «хорошо», выплачивается академическая стипендия.
В столовой колледжа организовано горячее питание для студентов.
Вовлеченность большинства студентов в воспитательную деятельность по тем или иным направлениям отражается на формировании общих компетенций, необходимых для успешной деятельности в профессиональной и в непрофессиональной сферах, обеспечивающих общую направленность профессиональной деятельности и связанных с личностными качествами обучающегося, выпускника.
Раздел 8. Механизм обеспечения эффективной самостоятельной работы
Самостоятельная работа в колледже регулируется Положением о самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине/профессиональному модулю на основе норм
Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
17
Самостоятельная работа - вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя обучающиеся выполняют различные учебные задания в соответствии с нормами ФГОС СПО.
Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса как планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата.
Основным принципоморганизации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающихся в учебной аудитории, при внеаудиторной работе с преподавателями, при домашней подготовке.
Содержаниесамостоятельной работы обучающихся описывается в рабочей учебной программе каждой дисциплины/модуля и направлено на систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, расширение/ углубление практических знаний и умений по данному курсу, развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности, формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Обязательным условием организации самостоятельной работы по конкретной дисциплине/модулю является обеспечение полной информированности о целях и задачах самостоятельной работы, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, доступности выполнения.
Организация самостоятельной работы реализуется в двухнаправлениях:
аудиторная самостоятельная работа по дисциплине (профессиональному модулю) выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя (мастера производственного обучения) и по его заданию;
внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы с правом выбора темы и/или руководителя работы;
выполнение домашних заданий разнообразного характера: решение задач, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературных источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ, проведение расчетов и др.;
выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у обучающихся самостоятельности и инициативы;
подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.;
подготовка выпускной квалификационной работы
Педагогические условия организации самостоятельной работы:
разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей на каждом этапе, постепенно формируя у обучающихся умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели, развивая положительное отношение к внеаудиторной самостоятельной работе;
иметь достаточный банк заданий и задач для самостоятельного решения, дифференцированных по степени сложности;
отдавать предпочтение активным и интерактивным формам организации учебного процесса;
включать в некоторые виды самостоятельных работ разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала;
использовать как групповую, так и индивидуальную формы работы.
18
Распределение объёма времени, отведённого на внеаудиторную (самостоятельную) работу по разделам и темам учебной дисциплины (профессионального модуля), осуществляется преподавателем(ями). Эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания: на основе наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат времени на решение той или иной задачи.
С целью результативности самостоятельной работы обучающихся применяются активные виды контроля:
входной контроль знаний и умений в начале изучения дисциплины;
текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
промежуточный контроль по окончании изучения раздела модуля/дисциплины;
самоконтроль, осуществляемый обучающимся в процессе изучения дисциплины, МДК при подготовке к контрольным мероприятиям;
итоговый контроль по дисциплине, МДК в виде дифференцированного зачета или экзамена;
контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины, МДК;
рейтинговая система оценки;
тестовый контроль знаний и умений.
В комплекс методического обеспечения самостоятельной работы входят тексты лекций, учебные и методические средства (инструкции, рекомендации, задания, задачи и др.), дидактические средства (первоисточники, документы, карты, таблицы и др.) и другое.
Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя.
Фиксируются часы самостоятельной работы в специальном журнале для самостоятельной работы.
Среди многообразия форм организации самостоятельной работы следует выделить научно-исследовательский и проектный виды деятельность как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности студентов.
Формы проведения исследовательской работы: индивидуальный проект, научно- практическая конференция, семинар, конкурсы и др.
Раздел 9. Механизм участия обучающихся в формировании индивидуальной
образовательной программы
Механизм реализации права студентов на участие в формировании содержания профессионального образования регулируется Положением об участии студентов в формировании содержания своего профессионального образования ГАПОУ СО «УКТП».
Студенты и (или) родители (законные представители несовершеннолетних) имеют право участвовать в распределении вариативной части основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на этапе разработки образовательной программы среднего профессионального образования через анкетирование обучающихся; могут вносить предложения о внесении корректив в утвержденную образовательную программу среднего профессионального образования.
Студенты могут участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы в соответствии с Положением об обучении по индивидуальному учебному плану
(в том числе ускоренное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы.
Также студенты могут:
предлагать формы проведения аудиторных и внеаудиторных занятий с учетом своих возможностей и способностей;
19
при изучении учебной дисциплины, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей использовать любой информационный материал, в том числе, выходящий за пределы программ и учебных пособий, но не противоречащий требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
оценивать содержание, качество и организацию образовательного процесса через анкетирование, обсуждение на студенческом совете.
Администрация колледжа создает условия для реализации права студентов и (или) родителей (законных представителей несовершеннолетних) в формировании содержания своего профессионального образования.