Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Запасы белки
В лесу росла большая сосна. В сосне было дупло. В нём жила белка. Каждый год она запасала еду на зиму. Белка собирала ягоды и грибы. Все свои запасы она таскала в дупло. Всю зиму белка была сыта. (39 слов).
Мороз-хвастун
Поздней осенью явился на землю Мороз. Стал хвастать, что всех заморозит. Побелели от инея деревья. Затихли леса и сады. Замерла жизнь в прудах и озёрах. Любуется Мороз своей силой. Прогнал он птиц на юг. Медведя упрятал в берлогу. Один ручеёк не испугался. Вытекал он из родника и бежал по камешкам. Обозлился Мороз. Напустил ветер, поднял снег. А ручеёк всё пел свою песенку и не боялся Мороза. (68 слов).
Объём текста и словаря, как уже отмечалось ранее, соответствуют индивидуальным возможностям учащихся.
В формировании навыка беглого чтения важную роль
играет смысловая догадка. Её появление ускоряет темп чтения, поскольку после этого достаточно воспринять зрительно только часть предложения, а о другой части можно догадаться исходя из воспринятого контекста. Например: Светит яркое ... . На поля и на луга падают его тёплые ... .
Смысловое прогнозирование развивается у детей с нормальным интеллектом поэтапно, в ходе становления сознательности чтения и его техники. У детей с умственной отсталостью смысловая догадка не возникает сама собой, а если и появляется, то, как правило, оказывается несовершенной и нередко приводит к искажению смысла прочитанного. Так, в предложении Она стала кидать в кувшин камушки вместо слова кидать они могут прочитать «никак». Не поняв содержания прочитанного, они в лучшем случае возвращаются к началу предложения и перечитывают его, что замедляет темп чтения. В худшем случае ошибка оставляется без внимания (такое тоже встречается достаточно часто).
Специальная работа по развитию смысловой догадки важна ещё и потому, что любая интеллектуальная операция у детей с умственной отсталостью несовершенна, и особенно это касается антиципации. Работа в этом направлении способствует коррекции недостатков мыслительной деятельности, развитию сознательного и беглого чтения.
Работа по развитию вербального прогнозирования начинается с 1 класса, когда дети вставляют недостающую букву в слово, добавляют слог до целого слова, учатся догадываться о слове по рассыпанным буквам.
В последующих классах предусматривается серия упражнений по восстановлению целостности предложения, текста. Это такие задания, как заканчивание предложений по смыслу, вставка пропущенного слова, словосочетания, составление второй части сложного
предложения исходя из содержания его первой части, восстановление деформированного предложения, текста, игра «Доскажи словечко» и т. д. Подобного рода задания, как правило, предлагаются учащимся на уроках практических грамматических упражнений, грамматики и правописания. Их выполнение имеет большое значение для овладения языковыми единицами различного уровня и для подготовки к использованию смысловой догадки уже на уроках чтения.
Специальная работа по развитию смыслового прогнозирования ведётся непосредственно на уроках чтения. Здесь необходимо прежде всего показать учащимся механизм действия смысловой догадки. С этой целью после анализа относительно простого по содержанию текста некоторые предложения пишутся на доске с пропуском либо слов, либо их частей. Усечение слова может доходить до одной первой буквы, являющейся опорной для прогнозирования слова.
Не менее важно для формирования навыка беглого чтения развитие оперативной памяти. Её недостатки вынуждают чтецов возвращаться к ранее прочитанному слову или предложению для понимания читаемого. Вынужденный возврат в значительной степени замедляет процесс чтения. Сохранение прочитанного материала в оперативной памяти обеспечивает благоприятные условия для понимания прочитанного, стимулирует смысловую догадку.
У детей с нарушениями интеллекта оперативная память развита слабо. В результате ученики (особенно этот недостаток заметен у учеников 1–2 классов), прочитав второй слог, забывают первый; прочитав второе слово предложения, могут забыть первое; записав одно слово из продиктованной фразы, не могут вспомнить её остальную часть. Последнее характерно и для учащихся старших классов.
Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге для совершенствования навыка беглого чтения, как показали исследования
Ф. И. Федоренко, а позднее В. Н. Зайцева8, полезны зрительные диктанты. Этот вид работы был апробирован нами и несколькими учителями русского языка, работающими в различных регионах России, применительно к занятиям с умственно отсталыми детьми9. Положительные результаты, выразившиеся в улучшении не только техники чтения, но и грамотности письма у детей с нарушением интеллекта, позволили нам включить данный приём в методику работы и сформулировать некоторые рекомендации, отличающиеся от опубликованных в пособиях для массовой школы.
-
Зрительные диктанты проводятся регулярно на каждом уроке письма в течение не менее двух месяцев (можно проводить такой цикл диктантов дважды в год). -
Длительность проведения данной работы не должна превышать пяти минут (этот вид работы называется орфографической пятиминуткой). -
Диктанты состоят из одного предложения. Длина каждого последующего предложения увеличивается на одну букву. Например, если в первом предложении 12 букв («Трещат морозы»), то в следующем – 13 («В лесу росла ель»). -
На начальном этапе работы объём предложения может составлять 8–14 букв («Тает снег» или «Падают снежинки»)и постепенно увеличиваться, но не более чем до 45букв («Каждый год ребята высаживают цветы на школьном дворе»). Размер начального предложения учитель определяет в зависимости от состава класса. -
Предложение пишется на доске, и учащиеся прочитывают его с установкой на запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспозицию в начале работы, составляет 16–20 секунд, в конце – 8–12 секунд. -
Предложение закрывается, учащиеся проговаривают его по слогам. (При нарушении письма у большинства учащихся класса можно осуществлять проговаривание при открытом тексте до тех пор, пока они не научатся запоминать содержание предложения и его орфографическое оформление.) -
В случае если учащиеся не запомнили содержание предложения (записали одно-два слова и спрашивают учителя, что дальше), его открывают ещё раз для повторного зрительного восприятия. Если отдельные учащиеся не запомнили речевой материал, его повторно демонстрируют на карточке, причём только тем, кто в этом нуждается. -
После окончания работы предложение на доске открывается и ученики сверяют свои записи. При сличении записи с предложением, написанным на доске, можно использовать либо взаимную проверку, либо самопроверку. Ученики сообщают учителю о количестве ошибок. -
Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, то же предложение предъявляется вторично на следующем уроке.
10. Речевой материал для зрительных диктантов подбирают, сообразуясь с изучаемыми и уже пройденными орфографическими правилами. Однако не следует бояться наличия слов с незнакомыми орфограммами. Зрительное восприятие слова и его моторное воспроизведение могут опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчить его усвоение в дальнейшем.
11. Оптимальный период для проведения серии таких диктантов – 4–5 классы, когда осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, а многие орфограммы уже пройдены. Так же как при чтении на время необходимо воздерживаться от упрёков в адрес детей, которые не могут уложиться в отведённый срок; более того, важно отмечать даже минимальные их успехи. Если отдельным ученикам оказывается недоступен материал зрительных диктантов, можно использовать на том же этапе урока более короткие предложения, записанные на индивидуальных карточках.
Целенаправленная работа по коррекции и развитию всех психических процессов, участвующих в формировании беглого чтения, приводит к положительным результатам.
Выразительность чтения
Выразительность чтения – это такое качество, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаётся эмоциональное и смысловое содержание произведения.
Лингвисты определяют интонацию как совокупность взаимосвязанных компонентов звуковой речи: силы и тона голоса, темпа и мелодики речи, тембра произнесения и др. С темпом речи обычно связывают различного рода паузы: синтаксические, логические и психологические. Логическое ударение рассматривается в некоторых пособиях как самостоятельный интонационный компонент, в других – как производная от силы голоса.
Выразительное чтение помогает понять смысл читаемого не только тем, кто слушает чтение, но и тем, кто читает, поскольку подготовка к выразительному чтению требует определённого уровня осмысления речевого материала, проникновения в его эмоциональную сущность.
Выразительность речи опирается на её техническую сторону.