ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– Знаете ли вы, чем занимаются портные?

– Если вы бывали в школьной швейной мастерской, расскажите, что вы там видели.

– Найдите картинку на с. 36, на которой изображён портной, и расскажите, что вы на ней видите.

В ходе заключительной беседы помимо вопросов, направленных на развитие творческих способностей, учитель задаёт вопросы, связанные с оценкой и обобщением прочитанного, что, в свою очередь, в зависимости от сложности содержания текста подводит учеников к пониманию основной мысли произведения. Например, после разбора рассказа В. Осеевой «Подвиг» (ч. 2, с. 38) можно предложить ученикам ответить на следующие вопросы:

– Кто из героев вам понравился? Почему?

– А кто вам не понравился? Почему?

– А как вы думаете, что мог сделать Толя для спасения малыша, даже если он не мог броситься в воду?

– Что могло бы случиться с малышом, если бы к нему на помощь не пришёл Юра?

– Прочитайте последнюю строчку рассказа. Как вы думаете, можно ли согласиться со словами Толи о том, что он вместе с Юрой вовремя пришёл на помощь?

– Кто, по вашему мнению, совершил подвиг? Почему вы так решили?

– Что лучше: прийти на помощь человеку в трудную минуту или только говорить о том, что нужно помогать? Докажите.

– Прочитайте вывод в рамочке и объясните его.
Методика чтения произведений различных жанров

Кроме общих методических рекомендаций, которые применимы к изучению любого художественного произведения, существуют специальные, относящиеся к работе с конкретными жанрами.
Методика работы над сказкой

Сказка – самый любимый жанр всех детей. Умственно отсталые дети, так же как их сверстники с нормальным интеллектом, отвечая на вопрос о самом любимом жанре литературы, прежде всего называют сказку. Эта любовь сохраняется у них до конца школьного обучения.

В сказке заложена огромная воспитательная сила. Моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в поступках героев и ярких образах. Этим объясняется сила воздействия сказки на душу ребёнка. Пожалуй, к этому жанру больше всего подходят слова К. Д. Ушинского, что чтение – это упражнение в нравственном чувстве.


Занимательность сюжета, последовательность его развития, чёткость и определённость характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания даже учащимся с нарушениями интеллекта. Благодаря этим особенностям сказка – благодатный материал для развития связной устной речи, а её композиционная чёткость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для тренировки передачи содержания.

Несмотря на доступность жанра, учащиеся с нарушениями интеллекта испытывают некоторые трудности в понимании сказок. По данным Г. М. Гусевой, часть первоклассников с нарушениями интеллекта воспринимают сказку только эмоционально, выражают своё отношение к содержанию возгласами и репликами, но отказываются от пересказа и даже от ответов на вопросы11. Сосредоточиваясь на внешней стороне фабулы, большинство детей оказываются не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев. Рекомендации по изучению сказок, приводимые ниже, направлены на преодоление этих трудностей.

При подготовке к чтению сказки следует организовывать наглядно-практическую деятельность детей (в младших классах) или проводить соответствующую беседу (в старших классах), чтобы учащиеся могли правильно воспринимать героев и их действия.

Так, перед чтением сказки «Колобок» целесообразно показать детям это печёное изделие, показать и рассказать, из чего испечён колобок, какой он формы, дать возможность проверить, легко ли он катится. Нужно также вспомнить зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторых из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки. Однако показывать предметы, которые описаны в тексте, нецелесообразно: во-первых, потому что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого значения для понимания сюжетной линии и особенностей

идейного содержания, а во-вторых, их показ уведёт в сторону от основного смысла, будет отвлечённым и не произведёт впечатления вне контекста.

Чтение сказки в младших классах необходимо сопровождать показом диа- или видеофильма, предъявлением иллюстрации в книге или аппликации в сочетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета.

Так, начиная чтение сказки «Колобок», учитель может нарисовать на доске дом с завалинкой и открытым окном, в окне поместить фигурку деда, у завалинки – изображение старухи. Колобок появляется на окне рядом с дедом, затем по мере чтения сказки перемещается на завалинку, потом на траву, которую рисуют мелом, и наконец катится по прочерченной дорожке на встречу с зайцем. Фигурка зайца, которая рассматривалась в подготовительной части урока, теперь помещается напротив колобка и т. д.

Поскольку сказка по своей природе предназначена для устного воспроизведения, её не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, обращается к классу, имитируя устный рассказ. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи. Рассказ сопровождается соответствующими жестами и мимикой.

В отличие от стихотворения сказка может быть прослушана в магнитофонной записи. В любом случае нужно создать настрой, который организует эмоции детей, поможет им проникнуться переживаниями героев.

Анализируя сказку, не следует акцентировать внимание на том, что какие-то сюжетные повороты являются вымыслом, иначе она перестанет быть сказкой, пропадёт её очарование. Именно поэтому все вопросы к сказкам надо формулировать так, как будто все события
происходили на самом деле. Например, к сказке «Лиса и Журавль» (3 класс, ч. 1, с. 80) можно предложить детям следующие вопросы.

● Что обещала Лиса, когда звала Журавля в гости?

● Сумел ли Журавль попробовать угощение Лисы? Почему нет?

● Какой оказалась Лиса?

● Как угощал Лису Журавль? Для чего он это сделал?

● Могли ли они после такого угощения дружить дальше? Почему?

● Кто виноват в том, что дружба кончилась?

● За что Журавль проучил Лису?

И только в конце работы над сказкой возможен перенос основной идеи на сходные ситуации из реальной жизни и переход к обсуждению того, как должны поступать настоящие друзья.

Сказки обычно удобно читать по ролям. Эту возможность необходимо использовать. Однако приступать к такой работе можно только после того, как дети прочитали сказку и проанализировали её, обратив при этом внимание на характер действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях. Перед чтением по ролям сказки «Лиса и Журавль» можно предложить детям следующие задания: «Прочитайте слова Лисы. Как она зовёт в гости Журавля? Как угощает его, как извиняется? Постарайтесь передать голосом, что Лиса говорит одно, а думает совсем другое». Если у детей не получается, учитель даёт образец чтения.

Затем таким же образом обсуждают, как надо читать слова Журавля: «Прочитайте про себя слова Журавля, которые он говорит Лисе. Есть ли ему за что благодарить Лису? Почему же он говорит спасибо? Как он должен произнести это слово? Думает ли Журавль хорошо угостить Лису? Почему же он зовёт её в гости? Как нужно прочитать слова приглашения?».

Школьники должны быть хорошо подготовлены к рассказыванию (пересказу) сказки всей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная – отдельными частями по заданию учителя или по выбору
самих детей.

При обучении пересказу в младших классах эффективно использовать картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторно посмотреть диа- или видеофильм, каждый кадр которого теперь озвучивается детьми. Нежелательно поручать пересказ кому-то одному. Это всегда утомляет детей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило, определяется количеством эпизодов сказки, картинок, кадров фильма. Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, по цепочке, по эстафете, как соревнование по рядам и др.

Анализ сказки должен подвести учащихся к выделению главной мысли, идеи сказки. В волшебных сказках это сделать достаточно легко: там добро всегда побеждает зло, а все пороки наказываются. Труднее выявить идею сказок о животных, поскольку в них часто один порок побеждает другой: хитрость побеждает глупость и излишнюю доверчивость, сила оказывается в выигрыше, а слабость проигрывает, обида приводит к разрыву всех связей и т. д. Поэтому, определяя главную мысль сказок о животных, полезно знакомить детей с пословицами, которые повторяют её: «Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться»; «Где много слов, там мало дел»; «Не смейся над старым – и сам будешь стар» и др.
Методика работы над рассказом

Самым распространённым жанром на уроках чтения является рассказ. В учебниках по чтению для всех классов школ, реализующих АООП, рассказы составляют примерно половину всех произведений.

Рассказ – это повествование, в котором описываются эпизоды, события из жизни героев. При этом описываемое событие может протекать одномоментно, а может быть протяжённым во времени. Но и в том и другом случае повествование имеет небольшой объём и ограниченное количество действующих лиц.