Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
произведений силами старшеклассников.
4. Создание праздничной обстановки при записи в библиотеку; подготовка библиотечных работников и актива библиотеки к этому дню, наглядный показ, как надо выбирать книгу, упражнение каждого ученика в самостоятельном выборе книги и в объяснении мотива выбора.
5. Чтение учителями и воспитателями отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно.
6. Составление списка книг для класса с учётом техники чтения учащихся и их подготовленности к усвоению содержания рекомендуемой литературы.
7. Проведение различного рода конкурсов и викторин в масштабах класса и школы с поощрением победителей; организация вечеров сказок и других праздников, связанных с книгой.
Работа по внеклассному чтению может дать положительные результаты только в случае, если она проводится регулярно. Сейчас во многих школах внеклассное чтение включается в распорядок дня. Как свидетельствует практика, наиболее эффективно эта работа осуществляется при условии, что ежедневно на неё отводится время в пределах 30 минут: это гораздо продуктивнее, чем заниматься два раза в неделю по два часа.
Одно из методических требований к работе по внеклассному чтению – постоянный контроль учителя и воспитателя за чтением каждого ученика, за его умением понимать сюжет произведения, сохранять к нему интерес. Контроль должен осуществляться в двух направлениях.
Первое направление – это помощь детям в осознании читаемого. Педагог составляет специальные вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы в процессе чтения; проводит беседу с детьми, когда книга ещё не дочитана, чтобы убедиться, понимают ли они её содержание, вовремя дать объяснения. Такая беседа, по-новому осветив уже прочитанный материал, заставляет ребёнка правильнее понять и оценить поступки героев книги, описываемые
события, делает более интересным и доступным последующее чтение. С той же целью можно организовывать просмотры видео- или диафильмов, поставленных на основе литературного произведения.
Второе направление – это учёт прочитанных книг и работа после чтения. Виды этой работы могут быть разными: обобщающая беседа с учениками о прочитанных книгах (полезно, когда в ней участвует библиотекарь школы); оформление наглядного учётно-читательского листка с изменением в каждом новом учебном году его внешнего вида и характера заполнения (предельно важное требование для сохранения у учащихся интереса к работе с ним). В листке отмечают все книги независимо от того, читал ученик текст или отдельные слова. Это даёт возможность плохо читающим детям чувствовать себя на равных с более успевающими. Листок заполняется в течение месяца (срок его действия можно сократить или увеличить). Лучшие читатели поощряются.
Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются различные мероприятия, которые подводят итог чтению одной или нескольких книг одного автора, книг по определённой теме или в каком-либо литературном жанре. Это могут быть праздники книги, конференции, вечера сказок, игры-конкурсы, конкурсы рисунков к литературным произведениям, конкурсы чтецов и др.
Общая характеристика учебников «Чтение» для 2–4 классов линии С. Ю. Ильиной
Тексты в учебниках по чтению рассматриваемой линии структурированы по тематическому принципу, что позволяет включать в разделы примерно однородные по содержанию произведения, относящиеся к различным жанрам. Сквозными для всей линии учебников являются разделы, посвящённые временам года. Например:
● 2 класс – «Осень пришла – в школу пора!», «Ой ты, зимушка-зима», «Весна идет!», «Лето красное»;
● 3 класс – «Осень наступила», «Зимушка-зима», «Весна в окно стучится», «Здравствуй, лето!»;
● 4 класс – «Время листьям опадать», «Зима наступила», «Полюбуйся, весна наступает…», «Лето пришло».
В этих разделах представлены художественные и научно-художественные произведения разных жанров (песенки, сказки, рассказы и стихотворения), а также научно-популярные статьи, в которых рассматриваются изменения, происходящие в неживой и живой природе (в жизни животных и людей) в различные времена года. Кроме этого, в названные разделы включены произведения, посвященные празднованию Нового года, 8 Марта, Дня Победы, а также произведения, в которых рассматриваются морально-нравственные аспекты жизни школьников, например, поведение учеников на уроке,
уважительное отношение к старшим, в том числе к учителям, заботливое отношение к животным и птицам и т. д.
В каждом из учебников имеется раздел, основное содержание которого составляют сказки: «В гостях у сказки» (2 класс); «Чудесный мир сказок» (3 класс), «В мире волшебной сказки» (4 класс). Как уже упоминалось, К. Д. Ушинский ценил сказки за то, что они воспитывают без лишних назиданий и риторики. Это особенно важно, когда речь идет о младших школьниках с нарушениями интеллекта, которых сказка может заинтересовать своей занимательностью, а подчас и драматичным сюжетом.
Сюжеты сказок, вызывающие у детей с нарушениями интеллекта эмоциональный отклик, способствуют воспитанию нравственных представлений и чувств, формированию навыков и привычек поведения, соответствующих нормам и правилам, принятым в обществе. В учебниках для 2 и 3 классов в основном представлены сказки о животных, в учебнике для 4 класса – волшебные сказки, восприятие которых требует от учащихся достаточно развитого воссоздающего воображения и отвлеченного мышления.
Формированию нравственных чувств, нравственного сознания и поведения способствуют произведения из разделов «Что такое хорошо и что такое плохо» (2 класс), «Так нельзя, а так можно» (3 класс), «Жизнь дана на добрые дела» (4 класс).
Одним из центральных понятий, которые должны освоить учащиеся с нарушениями интеллекта согласно Программе духовно-нравственного развития АООП, является понятие Родины. С этой целью в учебниках выделены разделы «Родина любимая» (3 класс) и «Родная земля» (4 класс), куда входят научно-популярные статьи, знакомящие учеников с символами государства (государственный флаг, столица, достопримечательности городов России). К ним относятся, например: «Наше отечество» по К. Ушинскому, «Флаг России» по Т. Кудрявцевой, «Главный город страны» М. Ильина, «Город на Неве» С. Васильевой и др. Туда входят и художественные произведения, например, «Скворец на чужбине» Г. Ладонщикова, «Где всего прекрасней на земле» Д. Павлычко, «Сочинение на тему» С. Вербовой, помогающие привить учащимся уважение к месту, в которым они родились; помочь им хотя бы на элементарном уровне осознать неразрывную связь каждого человека с его Родиной.
В качестве примеров, иллюстрирующих формирование понятия «Родина», можно привести следующие вопросы и задания:
– Прочитай поговорку [«Всякому мила своя сторона»]. Как ты её понимаешь?.. К какому стихотворению, которое ты прочитал в этом разделе, можно её отнести? Почему ты так решил? (3 класс, ч. 2, с. 95);
– Как называется страна, в которой мы живём? Вспомни или перечитай ещё раз рассказ К. Ушинского «Наше Отечество». Как в этом рассказе названа Россия? Объясни, как ты понимаешь слова: «Одна у человека родная мать – одна у него и Родина» (3 класс, ч. 2, с. 95);
– Как называется город или посёлок, в котором ты живёшь? Как называется главная площадь или главная улица твоего города или посёлка? Есть ли там, где ты живёшь, река или озеро? Назови их. Расскажи, что ты о них знаешь (4 класс, ч. 2, с. 91);
– Прочитай пословицу «Береги землю родимую как мать любимую». Что значит «беречь родимую землю»? Почему к ней надо относиться бережно? С кем сравнивается в пословице родимая земля? Почему? (4 класс, ч. 2, с. 91).
Учитывая возрастные особенности школьников с нарушениями интеллекта, к которым обращены учебники, в каждый из них включены разделы, связанные с детскими играми. Во 2 классе в разделе «Почитаем – поиграем» широко представлены тексты, основанные на играх со слогами и словами. Для второклассников умение складывать слова из слогов, получать новое слово путём перестановки или замены в нём буквы (слога) очень важно, так как именно в этот период у них происходит становление послогового навыка чтения.
Раздел учебника для 3 класса «Веселые истории» в основном составлен из небольших рассказов и стихотворений, в которых обыгрываются слово, употреблённое в переносном смысле, неправильно употреблённое слово, нарушение лексической сочетаемости слов и др.:
– Рассмотри картинки. Найди и опиши ту, на которой всё нарисовано правильно. А теперь опиши картинки, на которых всё перепутано (ч. 2, с. 72, задания к рассказу «Перепутаница» Р. Фархади);
– Правильно ли сказано, что «из маленьких гусят вырастают утки»? Почему? Дополни строчки «гусята → …; … → утки» (ч. 2, с. 77, задания к рассказу «Кто кем становится» В. Шибаева);
– Какие шишки сбивали козлёнок с теленком? А какая шишка появилась у щенка? Подтверди свой ответ строчками из текста (ч. 2, с. 79, задания к рассказу «Шишки» М. Пляцковского).
В раздел учебника для 4 класса «Делу – время, потехе – час» включены две потешки, которые можно драматизировать и разыгрывать в виде небольших сценок, а также тексты считалок. Кроме того, дети читают рассказ Н. Носова и научно-популярную статью, из которых они узнают о таких детских играх, как прятки и жмурки.
Каждый из разделов завершается обобщением, позволяющим детям вспомнить прочитанные произведения и сравнить близкие по тематике, составить свободные рассказы с опорой на личный опыт и содержание прочитанных текстов, обратиться к чтению книг тех авторов, с произведениями которых они познакомились на уроках чтения.
Рекомендации по работе с учебниками «Чтение» линии С. Ю. Ильиной
2 класс
Учебник для 2 класса состоит из двух частей: книги для послебукварного периода и книги для чтения.
Послебукварный период длится всё первое полугодие и заканчивается текстами о новогоднем празднике. Основными принципами этого периода обучения являются преемственность с букварём и перспективность в работе по развитию у второклассников навыков чтения и речевых умений.
Прежде всего эти принципы связаны с презентацией слов в текстах учебника. В первых трёх тематических разделах все слова даны в слоговой разбивке. Начиная с раздела «Животные рядом с нами» целиком пишутся слова, состоящие из слоговых структур Г – СГ, СГ – СГ, ГС – СГ14 (вторая четверть). Начиная с третьей четверти исчезает слоговая разбивка у слов с трёхбуквенными слогами типа СГС. Далее, в разделе «Чудесное рядом», перестают разбиваться на слоги трёхсложные слова типа: СГ – СГ – Г, СГ – СГ – СГ, Г – СГ – СГ, ГС – СГ – СГ. В последнем разделе учебника без слоговой разбивки даются трёхсложные слова, включающие один трёхбуквенный слог: СГ – СГ – СГС, Г – СГ – СГС, ГС – СГ – СГС. Таким образом, второклассники постепенно готовятся к целостному восприятию слов в текстах. Это не означает, что все дети могут перейти к чтению целыми словами, но они должны научиться самостоятельно делить слова на слоги и читать так, как им удобно.
4. Создание праздничной обстановки при записи в библиотеку; подготовка библиотечных работников и актива библиотеки к этому дню, наглядный показ, как надо выбирать книгу, упражнение каждого ученика в самостоятельном выборе книги и в объяснении мотива выбора.
5. Чтение учителями и воспитателями отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно.
6. Составление списка книг для класса с учётом техники чтения учащихся и их подготовленности к усвоению содержания рекомендуемой литературы.
7. Проведение различного рода конкурсов и викторин в масштабах класса и школы с поощрением победителей; организация вечеров сказок и других праздников, связанных с книгой.
Работа по внеклассному чтению может дать положительные результаты только в случае, если она проводится регулярно. Сейчас во многих школах внеклассное чтение включается в распорядок дня. Как свидетельствует практика, наиболее эффективно эта работа осуществляется при условии, что ежедневно на неё отводится время в пределах 30 минут: это гораздо продуктивнее, чем заниматься два раза в неделю по два часа.
Одно из методических требований к работе по внеклассному чтению – постоянный контроль учителя и воспитателя за чтением каждого ученика, за его умением понимать сюжет произведения, сохранять к нему интерес. Контроль должен осуществляться в двух направлениях.
Первое направление – это помощь детям в осознании читаемого. Педагог составляет специальные вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы в процессе чтения; проводит беседу с детьми, когда книга ещё не дочитана, чтобы убедиться, понимают ли они её содержание, вовремя дать объяснения. Такая беседа, по-новому осветив уже прочитанный материал, заставляет ребёнка правильнее понять и оценить поступки героев книги, описываемые
события, делает более интересным и доступным последующее чтение. С той же целью можно организовывать просмотры видео- или диафильмов, поставленных на основе литературного произведения.
Второе направление – это учёт прочитанных книг и работа после чтения. Виды этой работы могут быть разными: обобщающая беседа с учениками о прочитанных книгах (полезно, когда в ней участвует библиотекарь школы); оформление наглядного учётно-читательского листка с изменением в каждом новом учебном году его внешнего вида и характера заполнения (предельно важное требование для сохранения у учащихся интереса к работе с ним). В листке отмечают все книги независимо от того, читал ученик текст или отдельные слова. Это даёт возможность плохо читающим детям чувствовать себя на равных с более успевающими. Листок заполняется в течение месяца (срок его действия можно сократить или увеличить). Лучшие читатели поощряются.
Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются различные мероприятия, которые подводят итог чтению одной или нескольких книг одного автора, книг по определённой теме или в каком-либо литературном жанре. Это могут быть праздники книги, конференции, вечера сказок, игры-конкурсы, конкурсы рисунков к литературным произведениям, конкурсы чтецов и др.
Общая характеристика учебников «Чтение» для 2–4 классов линии С. Ю. Ильиной
Тексты в учебниках по чтению рассматриваемой линии структурированы по тематическому принципу, что позволяет включать в разделы примерно однородные по содержанию произведения, относящиеся к различным жанрам. Сквозными для всей линии учебников являются разделы, посвящённые временам года. Например:
● 2 класс – «Осень пришла – в школу пора!», «Ой ты, зимушка-зима», «Весна идет!», «Лето красное»;
● 3 класс – «Осень наступила», «Зимушка-зима», «Весна в окно стучится», «Здравствуй, лето!»;
● 4 класс – «Время листьям опадать», «Зима наступила», «Полюбуйся, весна наступает…», «Лето пришло».
В этих разделах представлены художественные и научно-художественные произведения разных жанров (песенки, сказки, рассказы и стихотворения), а также научно-популярные статьи, в которых рассматриваются изменения, происходящие в неживой и живой природе (в жизни животных и людей) в различные времена года. Кроме этого, в названные разделы включены произведения, посвященные празднованию Нового года, 8 Марта, Дня Победы, а также произведения, в которых рассматриваются морально-нравственные аспекты жизни школьников, например, поведение учеников на уроке,
уважительное отношение к старшим, в том числе к учителям, заботливое отношение к животным и птицам и т. д.
В каждом из учебников имеется раздел, основное содержание которого составляют сказки: «В гостях у сказки» (2 класс); «Чудесный мир сказок» (3 класс), «В мире волшебной сказки» (4 класс). Как уже упоминалось, К. Д. Ушинский ценил сказки за то, что они воспитывают без лишних назиданий и риторики. Это особенно важно, когда речь идет о младших школьниках с нарушениями интеллекта, которых сказка может заинтересовать своей занимательностью, а подчас и драматичным сюжетом.
Сюжеты сказок, вызывающие у детей с нарушениями интеллекта эмоциональный отклик, способствуют воспитанию нравственных представлений и чувств, формированию навыков и привычек поведения, соответствующих нормам и правилам, принятым в обществе. В учебниках для 2 и 3 классов в основном представлены сказки о животных, в учебнике для 4 класса – волшебные сказки, восприятие которых требует от учащихся достаточно развитого воссоздающего воображения и отвлеченного мышления.
Формированию нравственных чувств, нравственного сознания и поведения способствуют произведения из разделов «Что такое хорошо и что такое плохо» (2 класс), «Так нельзя, а так можно» (3 класс), «Жизнь дана на добрые дела» (4 класс).
Одним из центральных понятий, которые должны освоить учащиеся с нарушениями интеллекта согласно Программе духовно-нравственного развития АООП, является понятие Родины. С этой целью в учебниках выделены разделы «Родина любимая» (3 класс) и «Родная земля» (4 класс), куда входят научно-популярные статьи, знакомящие учеников с символами государства (государственный флаг, столица, достопримечательности городов России). К ним относятся, например: «Наше отечество» по К. Ушинскому, «Флаг России» по Т. Кудрявцевой, «Главный город страны» М. Ильина, «Город на Неве» С. Васильевой и др. Туда входят и художественные произведения, например, «Скворец на чужбине» Г. Ладонщикова, «Где всего прекрасней на земле» Д. Павлычко, «Сочинение на тему» С. Вербовой, помогающие привить учащимся уважение к месту, в которым они родились; помочь им хотя бы на элементарном уровне осознать неразрывную связь каждого человека с его Родиной.
В качестве примеров, иллюстрирующих формирование понятия «Родина», можно привести следующие вопросы и задания:
– Прочитай поговорку [«Всякому мила своя сторона»]. Как ты её понимаешь?.. К какому стихотворению, которое ты прочитал в этом разделе, можно её отнести? Почему ты так решил? (3 класс, ч. 2, с. 95);
– Как называется страна, в которой мы живём? Вспомни или перечитай ещё раз рассказ К. Ушинского «Наше Отечество». Как в этом рассказе названа Россия? Объясни, как ты понимаешь слова: «Одна у человека родная мать – одна у него и Родина» (3 класс, ч. 2, с. 95);
– Как называется город или посёлок, в котором ты живёшь? Как называется главная площадь или главная улица твоего города или посёлка? Есть ли там, где ты живёшь, река или озеро? Назови их. Расскажи, что ты о них знаешь (4 класс, ч. 2, с. 91);
– Прочитай пословицу «Береги землю родимую как мать любимую». Что значит «беречь родимую землю»? Почему к ней надо относиться бережно? С кем сравнивается в пословице родимая земля? Почему? (4 класс, ч. 2, с. 91).
Учитывая возрастные особенности школьников с нарушениями интеллекта, к которым обращены учебники, в каждый из них включены разделы, связанные с детскими играми. Во 2 классе в разделе «Почитаем – поиграем» широко представлены тексты, основанные на играх со слогами и словами. Для второклассников умение складывать слова из слогов, получать новое слово путём перестановки или замены в нём буквы (слога) очень важно, так как именно в этот период у них происходит становление послогового навыка чтения.
Раздел учебника для 3 класса «Веселые истории» в основном составлен из небольших рассказов и стихотворений, в которых обыгрываются слово, употреблённое в переносном смысле, неправильно употреблённое слово, нарушение лексической сочетаемости слов и др.:
– Рассмотри картинки. Найди и опиши ту, на которой всё нарисовано правильно. А теперь опиши картинки, на которых всё перепутано (ч. 2, с. 72, задания к рассказу «Перепутаница» Р. Фархади);
– Правильно ли сказано, что «из маленьких гусят вырастают утки»? Почему? Дополни строчки «гусята → …; … → утки» (ч. 2, с. 77, задания к рассказу «Кто кем становится» В. Шибаева);
– Какие шишки сбивали козлёнок с теленком? А какая шишка появилась у щенка? Подтверди свой ответ строчками из текста (ч. 2, с. 79, задания к рассказу «Шишки» М. Пляцковского).
В раздел учебника для 4 класса «Делу – время, потехе – час» включены две потешки, которые можно драматизировать и разыгрывать в виде небольших сценок, а также тексты считалок. Кроме того, дети читают рассказ Н. Носова и научно-популярную статью, из которых они узнают о таких детских играх, как прятки и жмурки.
Каждый из разделов завершается обобщением, позволяющим детям вспомнить прочитанные произведения и сравнить близкие по тематике, составить свободные рассказы с опорой на личный опыт и содержание прочитанных текстов, обратиться к чтению книг тех авторов, с произведениями которых они познакомились на уроках чтения.
Рекомендации по работе с учебниками «Чтение» линии С. Ю. Ильиной
2 класс
Учебник для 2 класса состоит из двух частей: книги для послебукварного периода и книги для чтения.
Послебукварный период длится всё первое полугодие и заканчивается текстами о новогоднем празднике. Основными принципами этого периода обучения являются преемственность с букварём и перспективность в работе по развитию у второклассников навыков чтения и речевых умений.
Прежде всего эти принципы связаны с презентацией слов в текстах учебника. В первых трёх тематических разделах все слова даны в слоговой разбивке. Начиная с раздела «Животные рядом с нами» целиком пишутся слова, состоящие из слоговых структур Г – СГ, СГ – СГ, ГС – СГ14 (вторая четверть). Начиная с третьей четверти исчезает слоговая разбивка у слов с трёхбуквенными слогами типа СГС. Далее, в разделе «Чудесное рядом», перестают разбиваться на слоги трёхсложные слова типа: СГ – СГ – Г, СГ – СГ – СГ, Г – СГ – СГ, ГС – СГ – СГ. В последнем разделе учебника без слоговой разбивки даются трёхсложные слова, включающие один трёхбуквенный слог: СГ – СГ – СГС, Г – СГ – СГС, ГС – СГ – СГС. Таким образом, второклассники постепенно готовятся к целостному восприятию слов в текстах. Это не означает, что все дети могут перейти к чтению целыми словами, но они должны научиться самостоятельно делить слова на слоги и читать так, как им удобно.