Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В научно-популярной статье, в отличие от художественного произведения, сообщаются определённые знания об окружающей действительности, и, следовательно, в процессе чтения и разбора её содержания не стоит задача воссоздания целостности художественного впечатления. В связи с этим методика работы над статьями познавательного характера может быть следующей:
– подготовительная работа;
– чтение текста по частям учителем и ответы учеников на вопросы обобщающего характера, например: «О чём вы узнали из этой части?»; «Что вы узнали об этом предмете (явлении)?»;
– чтение текста учащимися с использованием различных вариантов: «по цепочке», «с эстафетой», чтение вслух и про себя и т. д.;
– анализ содержания прочитанного текста, который предполагает понимание учениками всех слов и оборотов речи, установление смысловых связей, в первую очередь причинно-следственных;
– пересказ прочитанного;
– обобщающая работа, состоящая из беседы по содержанию всей статьи и выполнения практических заданий непосредственно на уроке или в домашних условиях.
Примерные конспекты уроков по материалам учебников «Чтение» линии С. Ю. Ильиной
Тема «Считалки» (4 класс)
Цель: познакомить учащихся с одной из малых форм устного творчества – считалкой.
Задачи:
– знакомство с отличительными признаками считалки;
– коррекция операции сравнения, развитие слухового и зрительного внимания, расширение представлений об окружающем мире;
– воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: плакат (слайд) «Правила чтения считалки».
Ход урока
1. Подготовительная работа и объявление темы урока.
– Ребята, в какие игры вы обычно играете на улице, во дворе? Какие игры вам нравятся?
– А кто из вас расскажет, как нужно играть в прятки? А каковы правила игры в пятнашки?
– Послушайте маленький рассказ о том, как дети играли в прятки.
Вышел однажды Миша во двор и видит своих друзей: Сашу, Колю и Таню.
– Вы что делаете? ‑ спросил Миша.
– Да, вот не знаем, чем заняться, ‑ отвечает Коля.
– А давайте играть в прятки, – предложил друзьям Миша.
– Давай, ‑ согласились ребята.
– Только я не буду водить, ‑ говорит Таня.
– И я не буду, – говорит Коля.
– Тогда Миша им и говорит: «А я знаю, что нам нужно сделать, чтобы выбрать того, кто будет водить. Нам нужно…
– Как вы думаете, что нужно сделать ребятам, чтобы выбрать того, кто будет водить, т. е. водящего?
– Правильно. Для того чтобы выбрать водящего, нужно посчитаться, а для этого нужно знать считалку.
– Ребята, рассмотрите иллюстрацию на с. 50 учебника. Как вы думаете, что делают дети, которые нарисованы на картинке? Объясните, почему вы так решили. Прочитайте имя девочки, которая произносит считалку (рассчитывает детей).
2. Объявление темы урока.
– Сегодня мы с вами познакомимся с двумя считалками, которые можно использовать, играя в разные игры. Первая считалка, которую вы сейчас послушаете, называется «Под горою у реки…».
3. Выразительное чтение считалки учителем.
Непосредственно перед чтением считалки учитель задаёт вопросы всем ученикам:
– Послушайте внимательно считалку и скажите, как я её прочитал(а): громко или тихо, быстро или медленно?
– Как вы думаете, почему считалку нужно произносить именно так, а не иначе?
3. Чтение считалки учащимися:
а) Подготовка к чтению трудного слова (речевая зарядка).
– Прочитайте первое слово в рубрике «Читай правильно» (чтение слова
золото хором всеми учениками).
– Прочитайте второе слово (чтение слова позолота хором всеми учениками).
– Кто из вас знает, что такое позолота?
– Позолота –это тонкий слой золота на поверхности чего-нибудь.
– А теперь давайте прочитаем последнее слово по слогам (послоговое чтение проводится вначале хором всеми учениками; затем – по группам; после этого – индивидуально).
– А теперь это слово нужно прочитать целиком. Послушайте, как это надо сделать. А теперь прочитайте вы (учитель вызывает для чтения одного или двух хорошо читающих учеников, затем предлагает прочитать это слово учащимся с менее сформированной техникой чтения).
б) Знакомство с правилами чтения считалки.
– Перед тем как вы будете читать считалку, я познакомлю вас с двумя правилами чтения считалки.
Первое правило – читать считалку нужно громко и чётко.
Второе правило – каждое слово в считалке нужно стараться произносить целиком, а не по слогам.
(Правила чтения считалки учитель вывешивает на доске).
4. Обобщающая работа.
а) Обобщающая беседа.
– Прочитайте ещё раз последнюю строчку в считалке. Посмотрите на рисунок в учебнике и скажите, как зовут мальчика, который должен выйти из круга.
– Как вы думаете, этот мальчик будет водить? Почему?
– Сколько раз Маше нужно будет прочитать считалку? Почему?
– Можем ли мы назвать имя того из детей, кто будет водящим в игре? Почему?
– А кто обычно становится водящим в игре?
– Вспомните, что значит слово позолоченный. Объясните, как вы понимаете слова позолоченный колокол.
б) Повторное чтение считалки учениками.
– Сейчас вы ещё раз выразительно прочитаете считалку, но прежде давайте вспомним правила чтения считалки. Можно ли считать считалку так, чтобы на одного человека приходилось несколько слов? А как нужно читать считалку?
5. Чтение считалки «Шёл баран…»
а) Чтение считалки учителем.
– Послушайте ещё одну считалку, которую я вам прочитаю.
б) Чтение считалки учениками.
6. Заключительная работа по теме «Считалки».
– Мы с вами несколько раз прочитали считалку. Но считалка – это не стихотворение, хотя она и похожа на стихотворение. Кто из вас скажет, что общего у считалки и стихотворения?
– А для чего мы используем считалку?
– Правильно, считалка нужна для того, чтобы выбрать ведущего в игре, а водить будет тот, на ком закончится считалка.
а) Моделирование ситуации – расчёт в игре.
– А теперь встаньте в кружок, а я буду вас рассчитывать. Внимательно смотрите, как я буду это делать. Что должен будет сделать тот ученик, на котором закончится считалка?
– А кто из вас может назвать последнюю строчку в этой считалке, где говорится о том, что нужно сделать, если считалка закончилась на тебе?
– А что должен делать тот, кто останется последним?
– А теперь тот, кто запомнил считалку, будет выбирать ведущего для игры в пятнашки, в которую мы будем играть с вами после уроков. Если вы забудете какую-то строчку считалки, я вам её напомню.
7. Подведение итогов урока.
– Что мы сегодня читали на уроке?
– Для чего нужны считалки?
– В каких играх они используются?
– Как нужно произносить считалку: громко или тихо? Почему?
– А можно ли её произносить медленно, протяжно? Почему?
8. Задание на дом.
– Выучить одну из считалок наизусть.
Тема «Научно-популярная статья ″Лиса″ Ю. Дмитриева» (4 класс)
Цель урока: расширить и уточнить представления учеников о повадках лисы в дикой природе.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с некоторыми особенностями поведения лисы в дикой природе; сравнить представления о лисе, сложившиеся у детей в процессе чтения сказок, с научными знаниями об этом животном.
Коррекционно-развивающая: коррекция логических операций анализа, сравнения и обобщения; развитие и совершенствование диалогической формы речи; расширение объёма оперативной памяти и развитие процессов воспроизведения.
Воспитательная: воспитание внимательного отношения к природе.
Оборудование: рисунок ребуса, иллюстрации к сказкам «Колобок», «Лиса и журавль», «Тигр и лиса».
Текст и методический аппарат к тексту «Лиса» (4 класс, ч. 1, с. 71–72):
Лиса почему-то считается самым хитрым зверем или одним из самых хитрых. Почему у неё такая слава, не знаю.
Конечно, когда дело идёт о спасении жизни или о добывании еды, лисица действительно кажется осторожной и хитрой. И всё-таки не очень-то она хитрая и осторожная.
Однажды я вышел зимой на поляну и увидел лису. Бежит она, как будто и правда торопится куда-то по своим лисьим делам. Вдруг… что такое? Лисица свернула в сторону и направилась к какому-то блестящему предмету. Подошла, понюхала и побежала дальше. Я решил посмотреть: что же это такое? Оказалось, консервная банка. Вот тебе и осторожная! Свернула со своего пути только для того, чтобы обнюхать незнакомый предмет! А если бы это был капкан?
У лисы очень хороший слух. Он помогает ей добывать еду. Особенно зимой. Несколько раз ночью мне приходилось видеть лису за странным занятием. Она осторожно бежала, потом вдруг сворачивала, неожиданно несколько раз подпрыгивала, поднималась на задние лапы и падала на снег. Потом я узнал: так лисица ловит бегающих под снегом мышей. Малейший писк – и лиса обнаруживает мышку.
1. Докажи примером из текста, что лиса не всегда бывает осторожной.
2. Как ты думаешь, к чему может привести лису её любопытство?
3. Для чего лисе нужен хороший слух?
4. Прочитай, что необычного в поведении лисы однажды увидел автор? Зачем она это делала?
Ход урока
1. Подготовительная работа.
– Ребята, сегодня мы с вами будем читать рассказ об одном животном. А что это за животное, вы сможете узнать, если разгадаете ребус.
(На интерактивной доске изображён лист дерева с запятой справа сверху (знак, что надо убрать последнюю букву слова «лист») и буква А.)
– Вы правильно угадали: сегодня мы с вами будем читать о лисе. А давайте вспомним, в каких произведениях очень часто встречается лиса?
– Назовите сказки, которые мы с вами читали, где одним из героев является лиса. А чтобы вам легче было вспомнить, как называются эти сказки, я покажу картинки к ним.
– Скажите, какой чаще всего бывает лиса в сказках?
– Приведите пример из сказки «Колобок», который доказывает, что лиса сумела обмануть колобка.
– Посмотрите на картинку к сказке «Тигр и лиса», которую мы читали с вами в третьем классе, и вспомните, как лиса перехитрила тигра.
2. Объявление темы урока.
Сегодня мы с вами прочитаем рассказ «Лиса», который написал Ю. Дмитриев, и узнаем, действительно ли лиса такая хитрая, как о ней говорится во многих сказках.
3. Чтение 1 части статьи (два первых абзаца) учителем.
4. Чтение 1 части статьи учащимися с последующим анализом.
– Согласен ли автор с тем, что лиса по праву считается самым хитрым зверем? Докажите строчками из рассказа.
– В каких случаях, по мнению автора, лиса может проявить хитрость и осторожность?
5. Чтение 2 части статьи (3 абзац) учителем.
6. Чтение 2 части статьи учащимися с последующим анализом.
– Что удивило автора, когда он увидел лису, которая бежала по дороге?