ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На уроках чтения особое внимание уделяется формированию коммуникативных действий, прежде всего умению вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс). В процессе организации коммуникативного взаимодействия в парах, малых группах или со всем коллективом класса у учащихся не только развивается и совершенствуется диалогическая форма речи, но и формируется монологическая речь, которую он обращает к учителю и одноклассникам. Развитие диалогической речи предполагает овладение не только умением отвечать на вопросы учителя, но и умением задавать их ему. Например:

– «Назови птиц, которых ты знаешь. Названия птиц, которых ты не знаешь, спроси у учителя» (3 класс, ч. 1, с. 24, задание к стихотворению «Улетают, улетели…» Е. Благининой);

– Знаешь ли ты, что значит выражение: ″Морозы сковали пруды″? Если не знаешь, спроси у учителя. Как можно сказать по-другому?» (3 класс, ч. 2, с. 5, задание к стихотворению Зима» С. Есенина);

– «Как называется явление природы, когда реки разливаются? Если не знаешь, спроси у учителя» (3 класс, ч. 2, с. 61, задание к рассказу «Заяц на дереве» по В. Бианки).

Большинство вопросов к произведениям, включённым в учебники 2 и отчасти 3 классов, направлено на развитие у учащегося умения работать в паре с учителем. В большинстве случаев это вопросы по фактическому содержанию текстов, ответы на которые ученик должен дать своими словами или используя слова автора.

Для выработки умения работать в паре «ученик – ученик» и «ученик – класс» детям предлагаются следующие задания:

2 класс:

– «Прочитайте песенку так: один спрашивает, другой отвечает» (ч. 1, с. 95, задание к стихотворению «Вьюга»);

– «Прочитайте рассказ вдвоем: один – за старого воробья, он предупреждает; другой – за воробьишку, он отвечает» (ч. 2, с. 51, задание к рассказу «Храбрый птенец» Э. Шима);

– «Читайте так: один спрашивает, а все отвечают» (ч. 2, с. 84, задание к стихотворению «В гости к лету» В. Викторова).

3 класс:

– «А у тебя есть друг? Расскажи о нём» (ч. 2, с. 34, задание к стихотворению «За игрой» В. Берестова);

– «Расскажи, как в твоей школе отмечают День Победы» (ч. 2, с. 91, задание к стихотворению «День Победы» А. Усачёва).

4 класс:

– «Расскажи, как выглядела твоя школа (класс) 1 сентября» (ч. 1, с. 5, задание к рассказу «Снова в школу» по Н. Носову);


– «Какие ещё загадки про школьные вещи ты знаешь? Загадай их товарищам» (ч. 1, с. 18, задание к разделу «Загадки»);

– «Разыграй с товарищами по классу сценку из потешки» (ч. 1, с. 45, задание к стихотворению «Сенокос»);

– «Нарисуй открытку к празднику 8 Марта. Расскажи, кому ты её подаришь. Какие пожелания ты напишешь?» (ч. 2, с. 40, задание к рассказу «Восьмое Марта» по М. Фроловой);

– «Видел ли ты когда-нибудь парад, посвящённый дню Победы? Расскажи, что тебе особенно запомнилось» («День Победы» Т. Белозерова, ч. 2, с. 90).

Овладение

познавательными учебными действиями предполагает формирование умения делать простейшие обобщения, сравнивать и классифицировать.

Выполнение логических операций (анализа, синтеза, сравнения и т. д.) невозможно без умения наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Для развития этого умения в линии учебников предлагаются такие задания:

– «Понаблюдай за цветами на клумбе или поляне. Когда они засыпают? Когда просыпаются?» (2 класс, ч. 2, с. 67, задание к рассказу «Золотой луг» по М. Пришвину);

– «Понаблюдай за облаками. На что они бывают похожи?» (2 класс, ч. 2, с. 73, задание к рассказу «Небесный слон» по В. Бианки);

– «Если у тебя дома есть какое-нибудь домашнее животное, понаблюдай за ним. Как оно ведёт себя в плохую погоду? Примечай и записывай. Тогда у тебя будет своя примета» (4 класс, ч. 2, с. 19, задание к тексту «Зимние приметы»);

– «Учись быть внимательным: понаблюдай летом за птицами, животными или растениями и узнай, как они ведут себя перед дождём или грозой (4 класс, ч. 2, с. 106, задание к разделу «Лето пришло»).

Формирование логической операции синтеза в первом полугодии 2 класса осуществляется на материале слогов и слов:

– «Что предложил Витя заменить в слове ВОРОНА? Какое слово получилось?» (2 класс, ч. 1, с. 25, вопрос к рассказу «Одна буква» по А. Шибаеву);

– «Поиграй с кубиками. Кто больше всех составит слов из кубиков, тот выиграет» (2 класс, ч. 1, с. 26, задание к стихотворению «Слоги» А. Усачёва);

– «Собери слова из льдинок. Прочитай их» (2 класс, ч. 1, с. 99, задание к разделу «Ой ты, зимушка-зима!»).

Овладение операцией синтеза необходимо для перехода к чтению целым словом, поэтому в учебнике 2 класса не все слова представлены в разбивке по слогам. Если слово достаточно часто встречается в различных произведениях и, следовательно, у учеников накоплен определённый опыт его чтения, оно включается в рубрику «Читай целым словом». Такой подход обеспечивает становление синтетических приёмов чтения, которые, в свою очередь, впоследствии способствуют формированию беглого чтения.

Операция синтеза развивается и при выполнении таких заданий, как пересказ текста на основе картинного или словесно-логического плана; составление рассказов с опорой на серию сюжетных картинок или одну картинку; придумывание продолжения к тексту и т. п.


Принцип последовательности и постепенного нарастания сложности соблюдается и при формировании у школьников с нарушениями интеллекта умения сравнивать: от поиска в произведении сравнений, которые использовал автор, и объяснения их уместности до самостоятельного сравнения героев и их поступков:

– «На что были похожи листья на дорожках?»; «Рассмотри белку на картинке. На кого она была похожа? Объясни почему» (2 класс, ч. 1, с. 14, задание к тексту «В парке»);

– «Почему Маша похожа на Снегурочку?» (2 класс, ч. 1, с. 84, вопрос к стихотворению «Зимние картинки» Г. Галиной);

– «Какие птицы появились в городе зимой? С чем они сравниваются? Почему?» (3 класс, ч. 2, с. 18, вопросы к стихотворению «Снежок» З. Александровой);

– «С чем автор сравнивает осенние листья?» (4 класс, ч. 1, с. 29, вопрос к стихотворению «Славная осень!» Н. Некрасова);

– «Найди и прочитай строчки, в которых говорится о том, на что похож лёд на речке. Как ты думаешь, почему автор выбрал такое сравнение?» (4 класс, ч. 1, с. 29, задание к стихотворению «Славная осень!» Н. Некрасова).

Приведём примеры заданий на нахождение признаков сходства и различия внешнего вида персонажей, предметов или процессов, описываемых в тексте, с опорой на содержание произведения, наглядность или личный опыт:

– «Рассмотри картинку. Чем крольчата отличаются от мамы-крольчихи? А чем они на неё похожи?» (2 класс, ч. 1, с. 63, задание к рассказу «Кролики» по Е. Чарушину);

– «Какой снег они купили в магазине? Чем он отличается от настоящего?» (2 класс, ч. 1, с. 86, вопросы к стихотворению «Купили снег» Ш. Галиева);

– «На кого стал похожим старый пень? Чем он был похож на льва? Прочитай, как выглядел этот лев» (2 класс, ч. 2, с. 63, задание к рассказу «Необыкновенная весна» С. Козлова);

– «Чем отличается игра ″Жмурки″, в которую играют русские дети, от игры белорусских детей? А чем они похожи?» (4 класс, ч. 1, с. 51, вопросы к тексту «Жмурки» по М. Булатову);

– «С чем в рассказе сравниваются снежинки, когда их можно разглядеть поближе?» (4 класс, ч. 1, с. 89, вопрос к рассказу «Снег идёт» по Л. Воронковой);

В некоторых случаях сравнение предмета или объекта, изображённого в тексте, требует установления временно́й последовательности, что позволяет школьникам выявить происходящие в нём изменения. В качестве примера рассмотрим систему вопросов к рассказу «Золотой луг» по М. Пришвину (2 класс, ч. 2, с. 67):

– «Что произошло с лугом рано утром?»;

– «Какого цвета луг стал днём? Почему?»;

– «Изменился ли цвет луга вечером? Каким он стал?»


Выявление положительных или отрицательных черт героев произведения осуществляется в ходе анализа и сравнения их поступков, определения собственного отношения к ним. Например:

– «Кто в рассказе назван храбрым, а кто – трусом?»; «А ты как думаешь, кто трус, а кто храбрый? Докажи» (2 класс, ч. 2, с. 13, вопросы к рассказу «Трус» по И. Бутмину);

– «Как ты думаешь, кто из путников поступил правильно? Почему?» (3 класс, ч. 2, с. 35, вопрос к стихотворению «Бревно» С. Баруздина);

– «Понравился ли тебе герой этого рассказа? Почему?» (4 класс, ч. 2, с. 43, вопрос к рассказу «Бабушкина вешалка» по А. Соколовскому).

Приведём также задания на сравнение героев разных произведений:

– «Чем отличается Серёжа из рассказа ″Всякой вещи своё место″ от героя этого стихотворения? На кого бы ты хотел быть похожим? Почему?» (2 класс, ч. 1, с. 20, вопросы к стихотворению «Хозяин в доме» Д. Летнёвой);

– «Назови рассказ, где говорится о другом мальчике, который тоже строил переход. Чем герои похожи?» (2 класс, ч. 2, с. 21, задание к стихотворению «Мостки» А. Барто);

– «Как называются рассказы, в которых девочки учились пришивать пуговицы?.. Какая девочка тебе понравилась больше? Почему?» (3 класс, ч. 1, с. 55, вопросы к разделу «Учимся трудиться»);

– «В какой русской народной сказке лисе не удалось обмануть тетерева?.. А как называется таджикская народная сказка, в которой лисе удалось обмануть другого зверя? О чём говорится в этой сказке? В какой ещё сказке рассказывается о лисе?» (3 класс, ч. 1, с. 96, задание к разделу «Чудесный мир сказок»);

– «Вспомни, о чём говорится в рассказе В. Хомченко ″Птица-синица″ и стихотворении Г. Ладонщикова ″Дельный совет″. Какое доброе дело сделали герои этих произведений?» (3 класс, ч. 2, с. 42, вопросы к разделу «Так нельзя, а так – можно»);

– «Кто из героев этого рассказа тебе понравился больше: Витя или Толя? Почему?» (4 класс, ч. 1, с. 82, вопросы к рассказу «Про каникулы и полезные дела» по Ю. Ермолаеву).

В 4 классе ученикам предлагается сравнивать лирические стихотворения, определяя отношение автора к описываемым картинам природы:

– «Сравни это стихотворение и стихотворение Н. Некрасова ″Славная осень!..″. Одинаково ли поэты относятся к осени? Объясни, почему ты так решил» (4 класс, ч. 1, с. 31, задание к стихотворению «Осень» К. Бальмонта);

– «Вспомни или перечитай по учебнику стихотворение К. Бальмонта ″Осень″. Сравни это стихотворение и стихотворение А. Плещеева ″Скучная картина!..″ Об одной и той же поре осени в них говорится? Свой ответ подтверди строчками из стихотворений» (4 класс, ч. 1, с. 35, задание к стихотворению «Скучная картина!..» А. Плещеева).