Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– от-кры-вать → за-кры-вать (2 класс, ч. 2, с. 57, задание к стихотворению О. Дриза «Игра»);
– с детства → в детстве (2 класс, ч. 2, с. 81, задание к стихотворению С. Махотина «Поход»);
– столб → столбом (2 класс, ч. 2, с. 72, задание к рассказу В. Бианки «Небесный слон»).
Для предварительного чтения могут быть предложены и слова, имеющие одинаковый корень: внуч-ка → вну-чень-ка (2 класс, ч. 2, с. 71, задание к рассказу Я. Тайца «Всё здесь»);
Для подготовительной работы над техникой чтения широко используются упражнения, в которых даны однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи: снег → снеж-ки → снеж-ны-е → сне-го-вик (2 класс, ч. 1, с. 80, задание к рассказу С. Вангели «Снеговик-новосёл»).
Беглость чтения
Беглость чтения – это чтение в темпе, характерном для разговорной речи, при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблется в пределах 100–180 слов в минуту. Объективным показателем беглости чтения вслух, к которому нужно стремиться, считается скорость речи диктора телевидения или радио – примерно 120–140 слов в минуту. Такой темп позволяет читать текст выразительно и создаёт оптимальные условия для понимания его содержания слушателями.
Как уже говорилось ранее, становление навыка беглого чтения у школьников с нарушениями интеллекта – процесс достаточно длительный. Только в 6 классе основной состав учащихся начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи, но даже в 8 классе без целенаправленной работы многие так и не достигают уровня взрослого чтеца.
Подготовка к овладению навыком беглости чтения начинается с четвёртого года обучения, когда большинство учащихся осваивает чтение целыми словами. К этому времени в результате упражнений, которые проводились во 2–3 классах, у них заметно увеличивается поле зрения. Специальные занятия, направленные на ознакомление с окружающими предметами и явлениями и на развитие речи, к этому времени создали
достаточный запас представлений, помогающих детям быстрее осмысливать содержание доступных им текстов.
Для формирования беглости, так же как и любого другого качества полноценного навыка чтения, важно постоянно и многократно упражняться. Поскольку ученики с нарушениями интеллекта почти не читают вне класса, важно и в последующие годы обучения организовывать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для урока, читался всеми детьми, чтобы к нему возвращались неоднократно, чтобы интерес к читаемому не пропадал на протяжении всего урока. Каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Используются чтение по абзацам на основе указаний учителя, чтение «с эстафетой», выборочное чтение, воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон.
Чтение про себя для учеников с нарушениями интеллекта является достаточно сложным заданием, так как понимание прочитанного у них происходит только через зрительное восприятие текста. Поэтому рекомендуется на начальных этапах организации чтения про себя практиковать чтение шёпотом. В этом случае процесс осмысления текста, так же как и при чтении вслух, опирается на работу зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов (последние два участвуют в ослабленном виде). Следует обратить внимание на то, что в младших классах чтение про себя – это всегда повторное чтение, осуществляемое после анализа произведения.
Для выработки у школьников с нарушениями интеллекта умения читать про себя необходима реализация определённой системы заданий. Первым заданием, которое предлагается учащимся 1 класса, является выборочное чтение. Выполняя его, школьники просматривают текст, находят имена детей, предложение к картинке и др. – т. е. фактически читают.
Специальные упражнения для развития умения читать про себя могут быть следующими:
● читай и ответь на вопрос, записанный на доске (вопрос задаётся к определённому отрывку текста и не повторяет заданий, которые отрабатывались при коллективном анализе текста);
● читай и отметь незнакомые слова, спроси об их значении своих товарищей;
● читай про себя в течение одной минуты, посчитай, сколько слов за это время ты успел прочитать, какое количество слов ты прочитал вчера за этот же временной промежуток (количество слов отмечается каждый раз на полоске бумаги, которая лежит в книге в виде закладки);
● подготовься к записи на магнитофон, прослушай запись, оцени, как ты читал вслух. Если надо выполнить задание лучше, ещё раз прочитай текст про себя и запиши его снова на магнитофон.
Однако только многократного чтения вслух и про себя явно недостаточно для отработки у школьников с нарушениями интеллекта навыка беглого чтения. Художественные тексты, помещённые в учебниках по чтению 2–4 классов, хотя и доступны по содержанию, но не адаптированы с точки зрения языковых средств, поэтому учить беглому чтению школьников с нарушениями интеллекта на этих текстах очень сложно.
Вот почему с 4 класса можно вводить упражнения, которые мы назвали речевой разминкой. Такое название выбрано по следующим причинам. Во-первых, чтение является одним из видов речевой деятельности, поэтому сами упражнения можно считать речевыми. Во-вторых, тренировка в чтении специальных текстов, которые не связаны с основным произведением, изучаемым на уроке, проводится в начале занятия как разминка.
Речевая разминка состоит в том, что в течение 4–5 минут дети работают с текстами, напечатанными на карточках. Тексты могут быть
одинаковыми для всего класса, но лучше сделать их различными по структуре слов и смысловому содержанию. В этом случае могут быть приняты во внимание индивидуальные возможности детей и уровень развития у них техники чтения.
Подбор текстов для речевой разминки осуществляется с учётом нескольких требований:
● доступность содержания;
● простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
● относительная занимательность сюжета;
● объём, соответствующий техническим возможностям ученика.
Как уже говорилось выше, речевая разминка с 4 класса проводится в начале урока и является самостоятельным этапом работы, не связанным с основной темой. Примерная методика проведения разминки может быть такой.
1. Учащимся раздаются тексты на карточках, разные по содержанию и объёму. Учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере совершенствования ребёнка в технике чтения.
2. Учащиеся получают задание читать про себя текст на карточках в течение одной минуты, чтобы приготовиться к быстрому и плавному чтению вслух. Учитель стремится придерживаться отведённого времени, но при этом не забывает, что данное упражнение – своего рода игра, которая должна нравиться детям. В связи с этим он может несколько растянуть минуту, если дети не укладываются в неё.
3. После окончания молчаливого чтения (не исключается шёпотное чтение) учитель вызывает одного-двоих учеников для чтения вслух своего текста, причём чтец также должен уложиться в минуту.
Время для чтения в школах, реализующих АООП, фиксируется только на тренировках. При контрольной проверке техники чтения учитель отмечает только её соответствие программным требованиям, а именно: способ чтения, правильность чтения, его выразительность, а главное – понимание читаемого текста, которое проверяется с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы и ответы на них записываются на специальном проверочном листке, который заводится для каждого ученика
. Время, затраченное на чтение, не фиксируется, поскольку ученик может, выполняя все программные требования, читать очень медленно в силу своих психофизических особенностей.
4. По прочитанному учеником тексту речевой разминки учитель задаёт классу вопрос, чтобы убедиться в том, как дети поняли текст, а также для того, чтобы они внимательно слушали рассказ, который читает их товарищ. По мере овладения навыком работы с текстами на карточках обязанность задавать вопросы переходит к самим читающим. В результате ученики в процессе подготовки выполняют два задания: читают текст про себя и формулируют вопрос к нему, который потом зададут классу.
5. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учётом соблюдения времени (об этом говорит учитель), правильности и выразительности чтения, точности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью цифровых карточек (5, 4, 3) или «светофора» (например, зелёный цвет – 5, жёлтый – 4, красный – 3). Каждое решение комментируется. Учитель ставит в журнал отметку, показанную большинством детей. Оценка в 3 балла, как правило, не ставится, а ученику предлагается в следующий раз подготовиться лучше. В течение двух-трёх недель все учащиеся класса получают отметку по данному виду работы. Особое внимание учитель обращает на формулировку вопроса, хвалит тех, кто задаёт вопрос не только по фактическому материалу, но и по смыслу текста.
Слабые по технике чтения школьники участвуют в речевой разминке наряду со всеми, но с текстами, как уже говорилось ранее, значительно меньшими по объёму и предельно упрощёнными по содержанию.
Приведём в качестве примера два текста, используемых в речевой разминке.