Файл: Предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Различны динамика, подвижность политики и права, их способности реагировать на ту или иную возникшую ситуацию. Политика более динамична, подвижна, может оперативно, быстро воздействовать на вновь возникшие или изменившиеся политические (внутренние и внешние) обстоятельства.

3. Право отличается от политики определенной статичностью, процедурностью, т.е. меньшей гибкостью, как правило, требует наличия определенных процедур, кворума при принятии правовых решений.

4. В праве, как уже отмечалось, отражается наиболее важная и значимая часть политики. Многие юридические нормы, фиксируемые в семейном, трудовом нотариальном, транспортном и ином законодательстве прямого отношения к политике не имеют.

5. Политика и право отличаются используемыми средствами воздействия на общественные отношения. К средствам политического воздействия относятся: агитационные кампании, забастовки, акции гражданского неповиновения, лоббистская деятельность, выборы и т.д.


  1. Социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм.

Система социального регулирования – упорядочение общественных отношений с помощью взаимосвязанной системы правил поведения, индивидуальных предписаний, существующих в обществе в определенный период.

Функции социальных норм

Регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.

Оценочная (выступают критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная (в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.


3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.


  1. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречие.

Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с другими социальными нормами у морали наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали выражается в том, что они имеют следующие сходные черты:

- представляют собой разновидность социальных норм, которые вместе составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа;

- право и мораль имеют один и тот же объект регулирования - существующие общественные отношения;

- право и мораль как нормативные явления определяют границы должных и возможных поступков, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей;

- право и мораль, являясь регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения;

- право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма;

- право и мораль выступают в качестве основных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Цель права - " Установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше душевных сил ". Таковым в сущности является и назначение норм морали.


Отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством. Формирование морали имеет естественноисторическое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.

3. Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, общественных организаций, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники и уставы. В свою очередь нравственные нормы не имеют подобных форм выражения, а существуют в сознании.

4. Право и мораль различаются по степени детализации. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. В правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи, они содержат в себе более подробное описание запрещенного и разрешенного поведения.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, и порядок ее возложения строго регламентирован законом. Человек привлекается к ответственности от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь, как кому заблагорассудится.

6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению людей. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые действия весьма суровые санкции.
Необходимо так же отметить, что право и мораль постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка.

Причины противоречия между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, разные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Право по своей природе более консервативно, оно, как правило, отстает от течения жизни, в нем самом немало противоречий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.


  1. Право и корпоративные нормы. Право и обычаи.

Корпоративные нормы - это правила поведения, в соответствии с которыми функционируют и развиваются различные общественные негосударственные формирования (организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы).

Право и корпоративные нормы, будучи в единой системе, ибо их объединяет общность объекта регулирования - общественные отношения, значительно отличаются между собой, и эти отличия демонстрируют силу влияния права на нормы корпоративного характера. Право воздействует на эти нормы, во-первых, законодательной волей, которая является непреодолимой для корпоративных норм; во-вторых, право всегда может запретить общества, которые или носят явно выраженный криминальный характер, или прикрывают экстремистские политические интересы; в-третьих, влияние права на корпоративные нормы предопределено тем, что именно правовые нормы устанавливают принципы, характер и пределы деятельности общественных формирований. В частности, Конституция и законы устанавливают, что осуществление организацией или объединением деятельности, противоречащей интересам общества и собственным корпоративным актам, является достаточным основанием для приостановления или прекращения их деятельности. Например, садоводческое общество, в нарушение Устава, организовало производственную деятельность, под прикрытием общественного туристического объединения его члены развернули деятельность по изготовлению и продаже наркотиков и т. п.

Обычаи - это исторически сложившиеся устойчивые правила поведения в результате многократного повторения на протяжении длительного исторического периода в жизни нескольких поколений людей. Они представляют собой стереотипы поведения, помогающие разрешить многие жизненные ситуации, повторяющиеся в соответствии с определенными закономерностями. К таковым относятся, например, наследование имущества по обычаю, забота детей о родителях, обычай кровной мести,
уважительное отношение к старшему, разрешение брачно-семейных споров.Обычаи подразделяются на две большие группы - правовые и неправовые. Правовые обычаи получают отражение в праве (прямо закрепляются в праве, подразумеваются, логически вытекают из отдельных правовых норм).

Традиции как регулятор устойчивых отношений носят поверхностный характер, так как не затрагивают глубинные общественные отношения, ограничиваются охватом внешней стороны поведения людей. Обычаи и традиции взаимосвязаны, поэтому они нередко рассматриваются вместе.

Влияние права на обычаи представляется, во-первых, в том, что обычаи, признаваемые государством прогрессивными, им стимулируются и большей частью находят нормативное закрепление; во-вторых, те из них, которые носят общественно опасный характер и в конфликте нарушают закон, квалифицируются им как правонарушения.

Наибольшее влияние обычая на право обеспечивает то, что он признается источником права. Примером тому служат нормы международного права, учитывающие обычаи, сложившиеся в международной практике урегулирования пограничных споров между государствами. В международном частном праве при определенных условиях обычай также признается источником права.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11