ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие формы (источника) права.
Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права.
Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.
Различают четыре основных вида источников (норм) права:
Правовой обычай.
Судебный прецедент.
Нормативный правовой акт.
Нормативный договор.
Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах.
Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.
Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).
Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой.
Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.
Источником права в России являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры. Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора.
-
Виды юридических источников права.
все источники права подразделяются на реальные и формальные, на первичные (материальные и иные) (материальные, социальные ииные факторы, оказывающие влияние на процессы правообразования, правотворчества и законотворчества) и вторичные (формально- юридические) (в зависимости от свойственной каждому из них юридическойсилы располагаются друг по отношению к другу строго в иерархическом, субординационном порядке, соподчиняются друг другу и, соответственно, дополняют и детализируют друг друга), и др.
Под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя.
под нормативным актом понимается исходящий от компетентного государственного органа акт правотворчества, устанавливающий или же отменяющий правовые нормы. Он (акт) рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно.
Под судебным прецедентом понимается судебное решение по конкретному делу, используемое в качестве образца при рассмотрении аналогичных споров и ситуаций.
Судебный прецедент - один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е. там, где воспринята система общего права.
В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой содержащее юридические нормы соглашение между различными субъектами права. Такие договоры могут быть направлены не только на установление прав и обязанностей конкретных сторон договора, но и на установление норм права, которым обязуются подчиняться его будущие участники.
-
Нормативный правовой акт – важнейший источник права Российской Федерации.
НПА - содержит в себе нормы (правила поведения), установленные или признанные государством. Неотвратимость их функционирования гарантирована государственным принуждением.
Понятие «акт» в теории права употребляется в двояком смысле: акт как действие и акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, документ. В этом (втором) смысле обозначается НПА как источник права. Следует отличать НПА от актов, нормы которых не носят нормативный характер и рассчитаны лишь на однократное действие. Их принято называть актами применения права или правоприменительными актами.
НПА следует отличать от нормативных актов (инструкции, которые определяют правила обращения с электротехникой, с конструкторскими наборами и т. д.), которые не являются правовыми, ибо содержат технические, а не правовые нормы.
НПА является не только письменным документом, принятым с соблюдением установленных процедур компетентным государственным органом для установления, изменения или прекращения нормы права, содержащей правило общего характера, распространяющееся на определенный круг лиц в пределах пространства и времени. Нормативно-правовой акт - это документ, зафиксированный в соответствующих носителях, принятый с соблюдением установленных процедур компетентным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права, содержащие правила общего характера, адресованные во времени и пространстве определенному кругу лиц.
Все НПА находятся между собой в системной связи, обладают определенной юридической силой. Юридическая сила НПА зависит не только от места и положения органа, но и от компетенции, которой он наделен государством. По определенным основаниям НПА классифицируются на соответствующие виды.
По содержанию акта, по органу и процедуре принятия могут быть выделены:
1) закон;
2) подзаконный нормативно-правовой акт.
НПА имеет свою структуру (преамбулу, разделы, части и т. д.).
-
Правовой прецедент: характерные черты.
Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда.
Судебный прецедент - судебное решение, принимаемое по аналогии с тем решением, которое ранее уже было принято по схожему факту или ситуации.
Судебный прецедент был известен еще с древнеримских времен. В ряде стран система судебных прецедентов служила формой права на определенном этапе их развития, в некоторых и ныне продолжает оставаться формой (источником) права, а в отдельных из них (Англия, США, Канада и др.) является основным источником права.
Судебные прецеденты - это решения судов, приобретшие значение «образца» для последующих решений по аналогичным делам и имеющие силу, равную норме права. Такие решения признавались источником права еще в Древнем Риме. Правовая система, в основе которой лежит данный источник права, называется англосаксонской. В странах англосаксонской правовой системы признаются и административные прецеденты. Под административным прецедентом понимают решение нормативной силы, принимаемое компетентным органом управления или должностным лицом по конкретному административному делу.
-
Закон: понятие, признаки, виды. Подзаконные акты, их признаки и виды.
Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
К признакам закона относятся следующие:
- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;
- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;
- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов по их юридической силе:
1) конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);
3)федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1) Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.