Файл: Предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Процесс правового регулирования, его основные стадии.

Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, под которым понимается использование в определенном порядке тех или иных элементов механизма правового регулирования. Процесс правового регулирования может быть:

Простым является такой процесс правового регулирования, в котором используется только один государственно-властный акт (нормативно-правовой акт), индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

Сложным является такой процесс правового регулирования, в котором используются два акты государственно-властного характера, один из которых является нормативным, а другой – актом применения права.

Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии. На каждой из этих стадий работают особые юридические средства. Из них и складываются основные элементы механизма правового регулирования:

1.Сначала для решения тех или иных задач издается нормативно-правовой акт, вступают в действие юридические нормы, которые общим образом регламентируют данные отношения.

2.Затем на основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фактов у лиц возникают права и обязанности, то есть возникают правоотношения.

3.И, наконец, права и обязанности реализуются, и наступает тот эффект, который имел ввиду законодатель.

Следовательно во всех случаях правовое регулирование распадается на три стадии:

1.Стадия издания нормы и ее общее действие.

2.Стадия возникновения прав и обязанностей, то есть правоотношений.

3.Стадия реализации прав и обязанностей, воплощения их в фактическом поведении участников общественных отношений.

Кроме того, нередко возникает необходимость в особой (дополнительной) стадии – стадия применения права, – когда компетентный властный орган издает правоприменительный акт.


  1. Понятие механизма правового регулирования и его основные элементы. Эффективность действия механизма правового регулирования и ее критерии.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.


ЭЛЕМЕНТЫ:

Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.

В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативной основой механизма правового регулирования, так как в них сконструирована та модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.

Воплощение предписаний правовых норм в поведении людей осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

Правоотношение

Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц.

Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.


  1. Понятие и признаки правовой нормы. Структура нормы права.


Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность – властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

2) формальная определенность – нормы выражаются в письменной форме в официальных документах;

3) связь с государством – норма устанавливается государственными органами и обеспечивается принуждением и убеждением;

4) предоствительно – обязывающий характер- норма не только предоставляет одним субъекта права, но и возлагает на других субъектов обязанности;

5) микросистемность – норма состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, которые образуют структуру правовой нормы.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т.е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция показывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, указанных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

Санкция - последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.


  1. Виды и классификация норм права.

1) В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уг-но-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.).

Отраслевые нормы делятся: на материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы – предназначены для воздействия на общ-ые отношения путем прямого регулирования этих отношений.

Процессуальные нормы – закрепляют проц-ые формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

2) По форме предписания или по методу правового регулирования нормы права делятся на: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы – это строгое обязательное предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки (это нормы уголовного, административного права).


Диспозитивные нормы – предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулированного отношения по своему усмотрению, но в законных пределах

Поощрительные нормы – предписания о предоставлении гос-м опредленных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый гос-м и обществом (гос. награды, льготы, присвоение почетных званий).

Рекомендательные нормы –они устанавливают вариант желательного с точки зрения гос-ва поведения, имея в виду проявление субъектами высокой отв-ти, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств.

3) По средствам, используемых для регулирования общ-ых отношений, нормы права делятся на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы –предписывают субъектам определенные действия (платить налоги и сборы, обязан сохранять природу и окруж. среду и т.п.).

Запрещающие нормы – или запреты, не разрешают совершение определенных действий (никто не может присваивать власть в РФ).

Управомочивающие нормы – представляют субъектам определенные права или возможности совершать положит-ые действия (права человека и гражданина на жизнь, на личную свободу, неприкосн-сть жилища и т.п.).

4)По выполняемым функциям делятся на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

Охранительные нормы – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юр. воздействия на правонарушителя.

5) По времени действия делятся на: постоянные и временные.

Постоянные нормы – применяются без определения срока действия, т.е. до отмены их другим актом.

Временные нормы – т.е. заключительные и переходные положения.

6) По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, делятся на: общие и специальные.

Общие нормы – распространяются на всех, кто находится на территории данного гос-ва.

Специальные нормы – только на определенный круг лиц (военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников района Крайнего Севера и др.)

7) Выделяют также локальные нормы – принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах и т.п. и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего распорядка и др.).


8) Самостоятельная разновидность специализированные нормы:компенсационные , коллизионные нормы.

Компенсационные нормы – регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и др. потерь направленных на защиту граждан и их законных интересов.

Коллизионные нормы – предназначены разрешать столкновения между различными нормами, которые по разному регулируют одни и те же общественные отношения.


  1. Понятие и структура системы права.

Система права - обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и, одновременно, их разделение на соответствующие отрасли и институты.

Элементы системы права:

· 1. Отрасль права - обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений;

· 2. Институт права - объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений;

· 3. Норма права - установленное и санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.

В основе деления системы права на отрасли лежит:

· - предмет правового регулирования - сфера качественно однородных общественных отношений, которая регулирует определенную отрасль права;

· - метод правового регулирования - совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений.

Элементы структуры предмета правового регулирования:

· - субъекты;

· - объекты регулируемых общественных отношений;

· - социальные факторы, способствующие возникновению соответствующих отношений;

· - практическая деятельность людей.

Элементы структуры метода правового регулирования:

· - установление границ регулируемых общественных отношений;

· - издание соответствующих НПА, предусматривающих права и обязанности субъектов;

· - наделение участников общественных отношений право- и дееспособностью, позволяющими им вступать в разнообразные правовые отношения;

· - определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений.


  1. Предмет и метод правового регулирования как основа дифференциации норм права на отрасли.