Файл: Предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта, Монтескье.

И. Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода.

Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом.

Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.



  1. Понятие и принципы правового государства.

Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципы:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных признаков правового государства:

1. Разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви.

2. Верховенства правового закона.В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов.

3. Взаимной ответственности государства и личности. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций.

4. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву.



5. Высокий уровень правосознания и правовой культуры.

6. Приоритет международного права над внутренним правом страны, особенно по вопросу прав и свобод человека и гражданина.


  1. Личность, демократия, конституционная законность в правовом государстве.

Отношения личности и государства строятся на установлении такого баланса, при котором:

* личность имела бы возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы;

* государство получало бы признание и поддержку своей деятельности со стороны личности, выполняющей свои обязанности и несущей ответственность за их невыполнение.

Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Конституционная законность предполагает:

а) правовой характер самой Конституции как Основного Закона государства;

б) верховенство Конституции в правовой системе;

в) верховенство Конституции на всей территории государства.

Демократия. Отношение государства к правам человека и гражданина служит главным показателем демократичности государства в современном мире. В юридическом смысле она представляет собой закрепленную нормативную возможность совершать действия, поступки, по своему усмотрению, не нарушая свободы других. Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности.

Сама по себе концепция правового государства - идеальная конструкция, которая показывает, каким должно быть государство. Это идея, к осуществления которой надо стремиться, к которой можно максимально приблизиться, но которая, также, как и демократия, как и любой идеал общественного развития, не воплощается в жизнь полностью, оставаясь моделью совершенного устройства общества.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Теория и практика формирования правового государства в современной России.

В современной России все отчетливее проявляются характерные черты правового государства:

1. строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема;

2. действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы)

3. существует система разделения властей в государстве;

4. гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.),

5. формально судебные органы независимы от властных;

6. в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности;

7. существует внешняя независимость (политическая и идеологическая) средств массовой информации и коммуникации.

С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве.

Для того, чтобы в России сформировалось реальное правовое государство, необходимо:

главной целью сделать человека, ведь как уже говорилось, государство должно служить обществу, а не наоборот;

осуществление прав и свобод личности, признание и воплощение в жизнь общечеловеческих ценностей и норм;

формирование развитой экономической системы, посредством которой будет сформирован средний класс, необходимый для гражданского общества, а такое общество, в свою очередь, необходимо для построения правового государства;

четкое определение пределов действия государственной власти, в том числе в право и нормотворчестве;

соблюдение законности и правопорядка; борьба с коррупцией в деятельности государственных структур и должностных лиц;

обеспечение и реализация эффективности действия судебной власти, а также правоохранительных органов;


проявление народовластия, института непосредственной демократии посредством выборов, референдумов и других волеизъявлений народа;

повышения уровня правовой культуры посредством улучшения их правовых и юридических знаний;

обеспечить выполнение принципа политического плюрализма;

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: формирование правового государства в Российской Федерации возможно только тогда, когда основное обращение власти будет направлено на личность и общество в целом.

В реформы России входит: попытка реализация и осуществление прав и свобод человека и гражданина; судебная защита, призванная выступать гарантом человеческих прав и свобод; неотчуждаемость прав и свобод личности. Правовое государство немыслимо без разделения властей, подчинения законности и правопорядку, прежде всего, высших органов государственной власти.


  1. Советское социалистическое государство как тип государства.

Советское социалистическое государство, которое объединилось с др. советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Общность целей трудящихся всех национальностей обеспечивает единство интересов как союзного государства, так и составляющих его республик. Суверенитет СССР не противоречит суверенитету союзных республик: союзные республики объединяют свои усилия для укрепления суверенитета СССР, а Союз ССР всей своей политической, хозяйственной и военной мощью охраняет суверенные права союзных республик. Каждая союзная республика имеет свою конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности данной республики, осуществляет государственную власть на своей территории, за исключением вопросов, отнесенных Основным Законом к ведению Союза ССР. Территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия; она самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство; имеет право вступать в отношения с иностранными государствами и международными организациями; создает свои высшие органы государственной власти, управления и суда; имеет свое законодательство; сохраняет право свободного выхода из Союза ССР.

В условиях советского социалистического государства земля выступает в виде своеобразного объекта. Автономная республика - советское социалистическое государство, находящееся в составе союзной республики.