Файл: Задача данного проекта Процесс создание и разработки программ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


− корректными и точными в изложении

− строго адекватными функционированию программ и содержанию БД

− изложенными систематически, структурированно, технически грамотно и понятно; − доступными и удобными для использования специалистами и пользователями различной квалификации, рангов и назначения.

Важной задачей документирования является связывание объективными экономическими категориями взаимодействия разных специалистов в типовой производственной цепочке: заказчик – разработчик – программист – пользователь документации. Поэтому программный продукт как продукт потребления, а также его документация должны быть связаны со всеми процессами взаимодействия в этой цепочке совокупностью экономических и технических характеристик, использующих в той или иной степени основные экономические показатели, такие как реальные затраты материальных и финансовых ресурсов, труда и времени специалистов.

Эти процессы должны поддерживаться CASE-средствами документирования, адекватными тем инструментальным средам, которые применяются для непосредственной разработки комплекса программ и данных. В них должна быть включена поддержка оперативного управления и контроля процессами создания документов, регистрации и утверждения версии.

Для выполнения оценки и обоснования спецификаций требований комплекса программных документов нужны такие исходные данные, как:

− обобщенные характеристики использованных ресурсов;

− технико-экономические показатели завершенных разработок (прототипов);

7.3 Стандартизация программной документации

Общие требования к составу и содержанию документов, поддерживающих разработку программной системы, представлены в ряде стандартов разного уровня, а также в корпоративных инструкциях и публикациях по управлению проектами. Состав и формы программных документов могут широко варьироваться в зависимости от класса и характеристик про ектируемой системы, а также от используемых при этом методов и технологий.

Руководители и администраторы программных проектов должны осуществлять организацию работ по документированию и поддержке этих работ, для чего необходимо управление и стимулирование персонала при проведении документирования, а также обеспечение его требуемыми ресурсами. В процессе проектирования административно-управленческому персоналу необходимо оценивать ход работы, анализировать возникающие проблемы и обеспечивать развитие процесса документирования.


Технологическая документация, описывающая процесс разработки, определяет требования, которым должна удовлетворять проектируемая система, определяет то, как проект контролируют и обеспечивают качество. Она должна включать подробное техническое описание программной системы, в том числе спецификацию программной логики, взаимосвязей, форматов хранения данных. Технологическая документация представляет собой средство связи между всеми лицами, вовлеченными в процесс разработки, так как описывает подробности решений, принимаемых в требованиях к проекту, программированию и тестированию, а также обязанности группы разработки, поясняя кто, что и когда делает с учетом роли объекта работ, документации и каждого специалиста в процессе разработки. Эта документация образует основу сопровождения и описывает в хронологическом порядке историю разработки программной системы. Если технологические документы разработки отсутствуют, неполны или устарели, то руководители и менеджеры теряют важное средство для мониторинга состояния проекта.

Эксплуатационная документация обеспечивает информацию, которая необходима для процессов эксплуатации, сопровождения, модернизации, преобразования и передачи программного изделия пользователю. Она:

− включает необходимую учебную и справочную информацию, сведения для специалистов, использующих или эксплуатирующих программную продукцию;

− облегчает системным администраторам, не разрабатывавшим программную систему, ее сопровождение и модернизацию;

− способствует продаже или приемке программной продукции. Эксплуатационная документация должна содержать следующие инструктивные материалы:

− руководства для пользователей, выполняющих ввод данных, восстановление информации и решение служебных задач с помощью программного комплекса;

− руководства для операторов, которые применяют программный комплекс в АСОИУ;

− руководства для сопровождающих программистов и системных администраторов; − руководства для руководителей, которые следят за использованием комплекса программ. Типовыми эксплуатационными документами являются:

− учебные и справочные материалы;

− руководства по сопровождению программного комплекса;



− брошюры и информационные листовки, посвященные рекламе программного продукта. Документация управления проектом содержит:

− графики выполнения работ для каждой стадии процесса разработки, а также отчеты об их изменениях;

− отчеты о согласованиях при внесении изменений в программы;

− отчеты о решениях, связанных с ходом проектирования;

− распределение обязанностей специалистов.

Руководители и менеджеры программных проектов обязаны применять стандарты качества ПО в соответствии с различными типами документов и проектов, а также устанавливать, как и когда будут достигнуты и поддержаны нужные показатели качества. Под качеством документации понимается: качество содержания, структура представляемой информации, использование иллюстраций.

В частности, стандартом устанавливается, что результатом успешного осуществления процесса менеджмента программной документации являются:

− разработка стратегии идентификации документации, которая реализуется в течение жизненного цикла программного продукта или услуги;

− определение стандартов, которые необходимо применять при разработке программной документации;

− определение документации, которая производится основным или вспомогательным процессом жизненного цикла ПО;

− рассмотрение и утверждение содержания и целей всей документации программного проекта;

− разработка и обеспечение доступности к документации в соответствии с определенными стандартами;

− сопровождение документации в соответствии с определенными критериями.

Документы жизненного цикла ПО могут иметь различные формы. Например, они могут быть подготовлены как компьютерный файл, хранящийся на магнитных носителях, или как отображение на удаленном терминале. Программная документация может быть оформлена в виде отдельных документов, может объединять несколько документов или быть разделена на несколько документов.

Успешное проектирование программных систем определяется большим количеством факторов, к числу которых относятся: − знание теоретических основ современных методологий и технологий создания программных комплексов; − правильное применение методологических основ выполнения основных видов проектных работ; − практические навыки и опыт работы разработчиков; − способность проектировщиков к творческому и нетривиальному подходу при принятии решений; − грамотная организация управления проектными работами и коллективом разработчиков. Эффект от использования этих факторов возможен только в результате системного видения последствий применения автоматизированных систем обработки информации управления в деятельности предприятий и в социальной сфере. При этом важно уметь анализировать и прогнозировать не только положительные стороны внедрения систем автоматизации в форме экономической выгоды, но и негативные, такие как сокращение потребности в живом труде, уменьшение требований к квалификации и интеллектуальным способностям работников и т. д. Таким образом, создание программных систем имеет многогранный комплексный характер и требует от менеджеров, системных аналитиков, разработчиков архитектуры и информационных баз, программистов и тестировщиков не только знаний технических сторон проектирования, но и творческих способностей, умения документировать, отстаивать и обосновывать принимаемые решения, моральных и этических качеств.