ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Виды синтаксической связи ( словосочетание)».
Цель урока: закрепление знаний учащихся о словосочетании
Цели урока:
образовательные: повторение и обобщение знаний о способах связи главного и зависимого слова в словосочетании, о видах подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
развивающие: развивать мышление и общеучебные навыки; развивать познавательную самостоятельность.
воспитательные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуре учебного труда.
Тип урока: урок комбинированный
Методы обучения: беседа, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник, рабочие тетради.
Ход урока:
I.Орг. момент (1 мин)
II. Актуализация опорных знаний (4 мин):
- Что такое словосочетание? ( сочетание двух и более знаменательных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу).
Главным ( стержневым) словом в словосочетании считается то, от которого задаётся вопрос к другому слову. Зависимым словом называется то, к которому задаётся вопрос в словосочетании.
- Назовите виды словосочетаний (глагольные, именные, наречные). Приведите примеры.
По главному слову можно выделить следующие типы словосочетаний:
Глагольное - если главное слово выражено спрягаемой формой глагола, инфинитивом: причастием, деепричастием. Писать ( кому?) другу.
Именным ( если главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным и местоимением). Тёплый день, красный от смущения, два ученика, мы с тобой.
Наречным ( если главное слово выражено наречием).
Мне весело.
Какой вид синтаксической связи используют в словосочетании?
( подчинительный , а средствами связи слов являются: предлог, интонация, союз, окончание).
III.Изучение новой темы (10 мин).Как мы уже говорили, словосочетания строятся на основе подчинительной связи, где зависимое слово находится в подчинении у главного. Главное слово, заняв «исходную позицию», подаёт сигнал своему «подчинённому», а тот уже принимает определённую форму в зависимости от своих морфологических возможностей.
Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование. Новый дом.( главное слово выражено именем существительным, которому свойственны род, число, падеж, зависимое слово «уподобляется» главному, приняв род, число, падеж. ( согласование). Те же морфологические категории свойственны прил., прич., поряд. числит-м.
Посеять пшеницу, освоение космоса, изученный учёными, кто-то из товарищей.
Управление. Главное слово выражено глаголом, именем сущ-м, причастием, местоимением).
Связывает зависимое слово с главным определённый - падеж. Данный вид связи – управление.
Весело смеяться, быстро говорить- примыкание, когда зависимое слово не имеет форм изменения. Этому условию отвечают наречия, глаголы в инфинитиве, деепричастия.
Выполнение заданий (15 мин.) Тренировочные задания. 1 Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте. Составьте план текста. Найдите словосочетания, относящиеся к вашей профессии, запишите их в тетрадь. Определите тип связи.
Воспитатель это такая сложная, но интересная работа. Нет даже не работа, а призвание. Ведь когда речь идёт о детях надо добросовестно относиться к делу. Всё время нужно посвятить своим малышам. Праздность и лень в работе не допустима. Кого то — пожалеть, иногда пожурить. Поиграть в игры, дать знания, погулять с детьми. В общем, точно соблюдать режим дня. Рационально организовать обучение и отдых, познание окружающего мира, игру, труд. Прогулки, развлечения.
Хороший педагог заботится не только об условиях жизни ребёнка, но и о душевном комфорте его родителей. А родители тоже бывают разные. Кто-то доброжелателен, отзывчив, всегда готов выслушать и помочь педагогу. А бывают и такие родители, которые с недоверием относятся к воспитателю, и все его просьбы и советы принимают в «штыки». Но ведь и к таким родителям тоже приходится обращаться, и находить компромисс. А значит, от педагога требуются определённые знания, и культура поведения. Поэтому, воспитатель должен, быть компетентен в любых педагогических вопросах. Уметь находить выход из любой сложившейся ситуации. Постоянно самообразовываться. Ведь интеллект — это главное условие в работе воспитателя, когда собеседник поймёт что, имеет дело с педагогом-мастером, который эрудирован, и компетентен в любом педагогическом вопросе он доверится воспитателю и проявит уважение к нему.
Не последнюю роль в приобретении авторитета является доброжелательное отношение к окружающим. Без доброты и милосердия работать с детьми невозможно. Быть добрым значит с готовностью помогать осваивать ребёнку мир, который его окружает, при этом всесторонне и гармонично воспитывать его. А быть милосердным значит уметь подавлять чувство гнева порой даже справедливого. Ни в коем случае не унижая и не оскорбляя пусть маленького, но человека. Ведь поступки детей объясняются и возрастными особенностями, а несдержанность родителей — усталостью после работы, семейными проблемами.
Авторитет воспитателя зависит и от его отношения к труду. Скольким знаний и умениями должен обладать педагог. Ему приходится делать всё: шить, вязать, рисовать, владеть актёрскими, организаторскими способностями. Уметь пользоваться компьютером. И не хуже чем программист владеть программами. Чтобы показывать детям слайд презентации. Знать медицину, гигиену, литературу, иметь представления о морали и нравственности. Да можно ли всё пересказать, что встретится педагогу на его пути. Но я точно знаю, чем больше педагог знает и умеет, тем интересней, и легче ему работать с детьми.
Интересная работа, относиться добросовестно, относиться к делу, посвятить малышам, лень в работе, поиграть в игры, иногда пожурить, дать знания, погулять с детьми, точно соблюдать, режим дня, рационально организовать обучение и отдых, организовать обучение, познание мира, хороший педагог, душевный комфорт, с недоверием относятся, помочь педагогам, принимают в штыки, преобразовываться постоянно, условие воспитателя.
2 Задание.
IV. Подведение итогов урока (5 мин):
Какие типы связи мы с вами повторили ?
V. Рефлексия. Подведение итогов (10 мин.)
-
Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание) -
Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив) -
Что не является словосочетанием? (Грамматическая основа предложения) -
Расскажите алгоритм определения способов связи слов в словосочетании. -
Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему? -
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание».
Разминка «Веришь ли ты?» (5 мин.)
Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите правую руку, если неверное – левую.
Веришь ли ты, что…
Преподаватель:
Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы?(Да)
Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)
Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?(Да)
Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением? (Да)
Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)
Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» – управление?(Нет, грамматическая основа предложения)
Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)
Домашнее задание. Составьте небольшой текст «Как я буду работать воспитателем», определить вид связи в словосочетании.