Файл: Практическая работа к теме Семья традиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.4. «Семья: традиции»


Задание

1. Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.

2. Выберите федеральное занятие, раскрывающее ценность семейных традиций.

3. Разработайте региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.
Практическая часть

1. Изучите представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе федеральные занятия.

Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. 

Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.

Основные ценности характеризуются следующим образом.
Семья и семейные ценности

  • Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;

  • семейные ценности всегда были значимы для народов России;

  • семейные ценности представлены в традиционных религиях России.

  • каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь друг другу;

2. Выберите федеральное занятие, раскрывающее ценность семейных традиций.

Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.


3. Разработайте региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.
Внеурочное занятие на для обучающихся 10 – 11 классов, для обучающихся СПО по теме: «Семья, обязанности и традиции»
Цели занятия: Получить современные знания в области семейного права, семейных традициях, усовершенствовать навыки работы в группе, аргументации и переубеждения, критического и творческого мышления, умения применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав личности, решения практических задач в социально-правовой сфере, воспитывать потребность осознанно соблюдать законы.


Ожидаемые результаты: после занятия обучающиеся смогут: объяснять понятия семья, брак, брачный договор, знать условия вступления и расторжения брака, права и обязанности супругов, формулировать и высказывать собственное мнение по практическим правовым ситуациям, приводить примеры традиции семьи, пересказывать информацию о Дне семьи.
Тип урока: внеклассное мероприятие
Дидактическое обеспечение:

  • Семейный кодекс РФ

  • Текст (Приложение №1-5)

  • Презентация (Приложение №6 - 7)


Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная, вступительное слово. Вводная беседа, обсуждение.

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся Работа с текстом и семейным кодексом. Просмотр видеоролика. Выполнение интерактивных заданий. Презентация результатов групповой работы.

Часть 3. Заключение. Рефлексия Обсуждение материала «Семья». Заключительная беседа, подведение итогов занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная, вступительное слово. Вводная беседа, обсуждение.

Слайд1 – титульный

Слайд 2

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)
Сообщение темы и вводная беседа:

Слайд 3

- Правильно сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями, семейных традициях.

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая семья.
Часть 2 Основная. Организация деятельности обучающихся Работа с текстом и семейным кодексом. Просмотр видеоролика. Выполнение интерактивных заданий. Презентация результатов групповой работы.
Слайд 4 - Основное понятие семья

- Так что же такое СЕМЬЯ?

А) Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.



Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить свой вариант определения семья?

Благополучная семья — это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

В современной научной литературе семья определяется как «…малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

Слайд 5 - Функции семьи

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.

На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции.

Семья имеет следующие функции для ее членов:

функция продолжения рода, функция заботы, развивающую функцию, социальную функцию, культурную функцию, функция экономики.

Давайте проведем небольшое исследование.

Перед вами фрагменты текстов. (приложение2) попробуем определить функции семьи.

(Учащиеся совместно с педагогом составляют схему или на доске или в презентации во время изучения (Приложение № 1)

Так как каждая семья имеет определенные ценности, то есть и список ценностей которые более главные, являются основой для семья.

Слайд 6 – Рассказ о ценностях семьи

Прежде чем озвучить их предлагаю вам послушать притчу о счастливой семье, а затем составим список ценностей счастливой семьи.

    В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.


Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
- Как вы понимаете эту притчу? (Ответы учащихся)

Счастливая семья прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!

Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, где правит только слово МЫ, где есть совместные мечты.

Слайд 7 Семейные ценности

Давайте попробуем назвать ценности счастливой семьи. (Ответы учащихся)

• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

• Признание. (Уважение и благодарность.)

• Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

• Верность. (Преданность друг другу.)

• Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

• Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

• Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

• Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)

Слайд 8 Семейный кодекс

Семья важна и дорога каждому человеку. Поэтому она находится под защитой государства. Вспомните, с помощью каких нормативных актов государство защищает и регулирует такой социальный институт как семья?.

Работа в группах с источниками (выдержки из Семейного кодекса РФ).

(Приложение № 2)

Учащимся предлагается изучить статьи 1,10-16 семейного законодательства и ответить на вопросы:

Семья начинается с брака. Что такое брак?

С какого момента возникают права и обязанности супругов?

Каковы условия заключения брака?

Может ли быть отказано в заключении брака?


Обязанности супругов

Слайд 9

А теперь узнаем какие есть права у супругов. Давайте изучим приложение (Приложение № 3)
Слайд 10 - Традиции.

Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.

- А что означает слово традиция? (Ответы учащихся)

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

- Для чего нужны семейные традиции? (Ответы учащихся) Чтобы семья была крепкой и дружной.

- А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена?

Слайд 11

Составление списка семейных традиций со вместно с обучающимися(устно)

Показ ответа в презентации

1.Отмечание народных и государственных праздников – Новый год, Рождество, Масленица, 23 февраля, 8 марта, День Победы, 12 июня, 4 ноября и т.д

2. Именины и дни рождения

3. Совместный досуг – вечерний ужин, прогулка, посещение общественны-культурных мест, путешествие

4. Духовные – фотосессии, видео просмотры, чтение книг, просмотр фотоальбомов.

5. Ритуалы

  • обниматься и целоваться провожая друг друга на работу, в школу, куда угодно;

  • встречаться вечером также с объятиями и добрыми словами;

  • оставлять записки-напоминайки с добрыми словами.

  • оставляемые записки с юмором для поднятия настроения.

Слайд 12 Фильм обычаи и традиции на Дону

Предлагаю вам посмотреть фильм о славянских традициях

Предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Жизнь и традиции казаков на Дону» (7.30 мин)

Слайд 13Международный день семей

Международный день семей празднуется 15 мая. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. 
Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Символом дня семьи считается ромашка.
Слайд 14Рассказ о Петре и Февронии – (Приложение 4) – совместное чтение

- Запомните, что 8 июля – День семьи, любви и верности.