ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕТРАДЬ
для суммативных работ
по биологии
ученика (цы) 10 класса
Докучаевской средней школы
Дата_________________
Суммативное оценивание за раздел 10.1А «Молекулярная биология и биохимия» | |
Цель обучения | 10.4.1.1 объяснять фундаментальное значение воды для жизни на Земле 10.4.1.2 классифицировать углеводы по их структуре, составу и функциям 10.4.1.4 описывать химическое строение и функции жиров 10.4.1.5 классифицировать белки по их структуре, составу и функциям 10.4.1.8 устанавливать связь между структурой ДНК и её функцией 10.4.1.9 описывать процесс репликации ДНК на основе правил Чаргаффа 10.4.1.10 различать строение и функции типов РНК 10.4.1.11 сравнивать строение молекул РНК и ДНК |
Критерий оценивания | Обучающийся Характеризует фундаментальное значение воды для жизни на Земле Определяет углеводы по их структуре, составу и функциям Соотносит химическое строение жиров с их выполняемой функцией Соотносит структуру ДНК с выполняемой функцией Объясняет процесс репликации ДНК на основе правила Чаргаффа Определяет типы РНК по строению и функции Соотносит строение молекулы ДНК со строением молекулы РНК |
Задание №1
А) Используя рисунок, объясните фундаментальное значение воды для жизни на Земле.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Укажите две другие роли воды внутри растительных клеток, кроме участия в реакциях распада.
1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№2
Установите соответствие между названием, химической формулой углеводов и их функциями
№ | Название | № | Химическая формула углеводов | № | Свойства и функции углеводов |
1 | Целлюлоза | I | С12Н22О11 | A | Попадая в кишечник, активизирует размножение бифидо- и лактобактерий, важных для правильной работы органа. |
2 | Глюкоза | II | С24Н42О21 | B | Выступают в качестве запасных и питательных веществ у растений |
3 | Рибоза | III | (С6Н10О5)n | C | Участвует в построении различных опорных структур: являются основным структурным компонентом клеточных растений. |
4 | Крахмал | IV | С5Н10О5 | D | Выступаю в качестве запасных питательных веществ у животных |
5 | Гликоген | V | (С6Н10О5)n | E | Участвует в регуляции осмотического давления в организме |
6 | Лактоза | VI | С6Н12О6 | F | Входит в состав сложных молекул, участвуют в построении одной из нуклеиновых кислот. |
Задание 3
А) 1.Выберите правильные утверждения
-
Липиды хорошо растворимы в воде -
Липиды хорошо растворимы в органических растворителях -
Сложные липиды состоят из спиртов и жирных кислот -
Простые липиды включают производные ортофосфорной кислоты -
Воски – эфиры жирных кислот и многоатомных спиртов -
Жиры – это триглицериды
2.Какова роль основных жирных кислот в организме?
-
A) часть гликопротеинов в составе клеточной мембраны -
B) часть фосфолипидов в составе клеточной мембраны -
C) используются при образовании ферментов -
D) используются при образовании РНК
Б)Сопоставьте название функций жиров с их примерами
| функция | | примеры |
1 | запасающая | A | Основная функция триглицеридов. При расщеплении 1 г липидов выделяется 38,9 кДж. |
2 | источник метаболической воды | B | Фосфолипиды, гликолипиды и липопротеины принимают участие в образовании клеточных мембран. |
3 | энергетическая | C | Жиры и масла являются резервным пищевым веществом у животных и растений. Важно для животных, впадающих в холодное время года в спячку или совершающих длительные переходы через местность, где нет источников питания. Масла семян растений необходимы для обеспечения энергией проростка. |
4 | теплоизоляционная | D | Прослойки жира и жировые капсулы обеспечивают амортизацию внутренних органов.Слои воска используются в качестве водоотталкивающего покрытия у растений и животных. |
5 | защитная | E | Подкожная жировая клетчатка препятствует оттоку тепла в окружающее пространство. Важно для водных млекопитающих или млекопитающих, обитающих в холодном климате. |
6 | каталитическая | F | Гиббереллины регулируют рост растений. Половой гормон тестостерон отвечает за развитие мужских вторичных половых признаков. Половой гормон эстроген отвечает за развитие женских вторичных половых признаков, регулирует менструальный цикл. Минералокортикоиды (альдостерон и др.) контролируют водносолевой обмен. Глюкокортикоиды (кортизол и др.) принимают участие в регуляции углеводного и белкового обменов. |
7 | структурная | G | При окислении 1 кг жира выделяется 1,1 кг воды. Важно для обитателей пустынь. |
8 | регуляторная | H | Жирорастворимые витамины A, D, E, K являются кофакторами ферментов, т.е. сами по себе эти витамины не обладают каталитической активностью, но без них ферменты не могут выполнять свои функции. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время выполнения 20 минут Задания № 4 1. На рис. 1.1 показано разложение сахарозы. Рис. 1.1 (а) Назовите связь, обозначенную буквой Т. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание№5Сопоставьте белки с выполняемыми их функциями.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 6. На рис. 3.1 изображен процесс репликации ДНК. |
А) Назовите азотные основания, обозначенные М иОна рис. 3.1
М___________________________________________________________________________________________
О____________________________________________________________________________________________
В) Используя рис. 3.1, назовите два отличия молекулы РНК от молекулы ДНК.
1______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №7. Какие утверждения о строении т-РНК являются верными?
1) в составе молекулы есть один конец для присоединения определенных аминокислот, а также другой конец для присоединения к рибосомам, чтобы обеспечить возможность трансляции
2) в составе молекулы есть рибулозо-фосфатный скелет с сильными ковалентными связями и области внутри полинуклеотидной цепи, где происходит образование пар оснований путем водородной связи
3) в составе молекулы есть конец известный как антикодон, содержащий тот же триплет оснований, что и триплет оснований ДНК, который был транскрибирован для получения и-РНК кодонов
A) только 1
B) только 1 и 2
C) только 2 и 3
D) 1, 2 и 3
Задание № 8. Заполните таблицу, указав галочку «V», если утверждение применимо или крест «Х», если утверждение неприменимо к белкам, фосфолипидам, ДНК или и-РНК.
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 10.1А «Молекулярная биология и биохимия»
ФИО обучающегося _________________________________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Определяет углеводы по их структуре, составу и функциям | Затрудняется при определении углеводов по их структуре/составу/ функциям | Допускает ошибки при определении углеводов по их структуре/составу/ функциям | Распознает углеводы по их структуре/ составу/ функциям |
Характеризует фундаментальное значение воды для жизни на Земле | Затрудняется при определении роли воды для жизни на Земле | Допускает ошибки при определении роли воды для жизни на Земле | Описывает роль воды для жизни на Земле. |
Соотносит химическое строение жиров с их выполняемой функцией | Затрудняется при соотнесении химического строения жиров с их выполняемой функцией | Допускает ошибки при описании химического строения жиров и функции жиров/ соотнесении утверждения со строением жиров | Описывает химическое строение и функции жиров |