Файл: Тетрадь для суммативных работ по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ТЕТРАДЬ

для суммативных работ

по биологии

ученика (цы) 10 класса

Докучаевской средней школы


Дата_________________

Суммативное оценивание за раздел 10.1А «Молекулярная биология и биохимия»

Цель обучения

10.4.1.1 объяснять фундаментальное значение воды для жизни на Земле

10.4.1.2 классифицировать углеводы по их структуре, составу и функциям

10.4.1.4 описывать химическое строение и функции жиров

10.4.1.5 классифицировать белки по их структуре, составу и функциям

10.4.1.8 устанавливать связь между структурой ДНК и её функцией

10.4.1.9 описывать процесс репликации ДНК на основе правил Чаргаффа

10.4.1.10 различать строение и функции типов РНК

10.4.1.11 сравнивать строение молекул РНК и ДНК

Критерий оценивания

Обучающийся

 Характеризует фундаментальное значение воды для жизни на Земле

 Определяет углеводы по их структуре, составу и функциям

 Соотносит химическое строение жиров с их выполняемой функцией

 Соотносит структуру ДНК с выполняемой функцией

 Объясняет процесс репликации ДНК на основе правила Чаргаффа

 Определяет типы РНК по строению и функции

 Соотносит строение молекулы ДНК со строением молекулы РНК


Задание №1

А) Используя рисунок, объясните фундаментальное значение воды для жизни на Земле.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Укажите две другие роли воды внутри растительных клеток, кроме участия в реакциях распада.

1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№2

Установите соответствие между названием, химической формулой углеводов и их функциями



Название



Химическая формула углеводов



Свойства и функции углеводов

1

Целлюлоза

I

С12Н22О11

A

Попадая в кишечник, активизирует размножение бифидо- и лактобактерий, важных для правильной работы органа.

2

Глюкоза

II

С24Н42О21

B

Выступают в качестве запасных и питательных веществ у растений

3

Рибоза

III

6Н10О5)n

C

Участвует в построении различных опорных структур: являются основным структурным компонентом клеточных растений.

4

Крахмал

IV

С5Н10О5

D

Выступаю в качестве запасных питательных веществ у животных

5

Гликоген

V

6Н10О5)n

E

Участвует в регуляции осмотического давления в организме

6

Лактоза

VI

С6Н12О6

F

Входит в состав сложных молекул, участвуют в построении одной из нуклеиновых кислот.

Задание 3

А) 1.Выберите правильные утверждения

  • Липиды хорошо растворимы в воде

  • Липиды хорошо растворимы в органических растворителях

  • Сложные липиды состоят из спиртов и жирных кислот

  • Простые липиды включают производные ортофосфорной кислоты

  • Воски – эфиры жирных кислот и многоатомных спиртов

  • Жиры – это триглицериды


2.Какова роль основных жирных кислот в организме?

  • A) часть гликопротеинов в составе клеточной мембраны

  • B) часть фосфолипидов в составе клеточной мембраны

  • C) используются при образовании ферментов

  • D) используются при образовании РНК

Б)Сопоставьте название функций жиров с их примерами




функция




примеры

1

запасающая

A

Основная функция триглицеридов. При расщеплении 1 г липидов выделяется 38,9 кДж.

2

источник метаболической воды

B

Фосфолипиды, гликолипиды и липопротеины принимают участие в образовании клеточных мембран.

3

энергетическая

C

Жиры и масла являются резервным пищевым веществом у животных и растений. Важно для животных, впадающих в холодное время года в спячку или совершающих длительные переходы через местность, где нет источников питания. Масла семян растений необходимы для обеспечения энергией проростка.

4

теплоизоляционная

D

Прослойки жира и жировые капсулы обеспечивают амортизацию внутренних органов.Слои воска используются в качестве водоотталкивающего покрытия у растений и животных.

5

защитная

E

Подкожная жировая клетчатка препятствует оттоку тепла в окружающее пространство. Важно для водных млекопитающих или млекопитающих, обитающих в холодном климате.

6

каталитическая

F

Гиббереллины регулируют рост растений.

Половой гормон тестостерон отвечает за развитие мужских вторичных половых признаков. Половой гормон эстроген отвечает за развитие женских вторичных половых признаков, регулирует менструальный цикл. Минералокортикоиды (альдостерон и др.) контролируют водносолевой обмен. Глюкокортикоиды (кортизол и др.) принимают участие в регуляции углеводного и белкового обменов.

7

структурная

G

При окислении 1 кг жира выделяется 1,1 кг воды. Важно для обитателей пустынь.

8

регуляторная

H

Жирорастворимые витамины A, D, E, K являются кофакторами ферментов, т.е. сами по себе эти витамины не обладают каталитической активностью, но без них ферменты не могут выполнять свои функции.




1

2

3

4

5

6

7

8

























Время выполнения 20 минут
Задания № 4

1. На рис. 1.1 показано разложение сахарозы.



Рис. 1.1

(а) Назовите связь, обозначенную буквой Т.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№5Сопоставьте белки с выполняемыми их функциями.



Белки

В/O

Функций белков

1

Структурные

A

Обеспечивает растущего организма аминокислотами, фосфором и кальцием.

2

Питательные

B

Обеспечивают протеканию химических реакций в организме.

3

Сократительные

C

Участвуют в формировании клеточных мембран.

4

Транспортные

D

Защищают организм от вторжения других организмов или предохраняющие его от повреждений.

5

Каталитические

F

Запускает серию химических реакций, результатом которых является биологический ответ клетки на воздействие внешнего сигнала.

6

Защитные

G

Участвуют в управлении биологическими процессами.

7

Рецепторные

H

Обеспечивают транспорт липидов, гормонов и иных веществ.

8

Регуляторные

I

Обеспечивают работу мышц, движение жгутиков и ресничек у простейших.




Задание № 6. На рис. 3.1 изображен процесс репликации ДНК.




А) Назовите азотные основания, обозначенные М иОна рис. 3.1

М___________________________________________________________________________________________

О____________________________________________________________________________________________

В) Используя рис. 3.1, назовите два отличия молекулы РНК от молекулы ДНК.

1______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7. Какие утверждения о строении т-РНК являются верными?

1) в составе молекулы есть один конец для присоединения определенных аминокислот, а также другой конец для присоединения к рибосомам, чтобы обеспечить возможность трансляции

2) в составе молекулы есть рибулозо-фосфатный скелет с сильными ковалентными связями и области внутри полинуклеотидной цепи, где происходит образование пар оснований путем водородной связи

3) в составе молекулы есть конец известный как антикодон, содержащий тот же триплет оснований, что и триплет оснований ДНК, который был транскрибирован для получения и-РНК кодонов

A) только 1

B) только 1 и 2

C) только 2 и 3

D) 1, 2 и 3

Задание № 8. Заполните таблицу, указав галочку «V», если утверждение применимо или крест «Х», если утверждение неприменимо к белкам, фосфолипидам, ДНК или и-РНК.



Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 10.1А «Молекулярная биология и биохимия»

ФИО обучающегося _________________________________________________________


Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Определяет углеводы по их структуре, составу и функциям

Затрудняется при определении углеводов по их структуре/составу/ функциям

Допускает ошибки при определении углеводов по их структуре/составу/ функциям

Распознает углеводы по их структуре/ составу/ функциям


Характеризует фундаментальное значение воды для жизни на Земле

Затрудняется при определении роли воды для жизни на Земле

Допускает ошибки при определении роли воды для жизни на Земле

Описывает роль воды для жизни на Земле.


Соотносит химическое строение жиров с их выполняемой функцией


Затрудняется при соотнесении химического строения жиров с их выполняемой функцией


Допускает ошибки при описании химического строения жиров и функции жиров/ соотнесении утверждения со строением жиров


Описывает химическое строение и функции жиров