ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ выполнения ВПР по истории (6 класс)
Назначение ВПР по истории – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
На выполнение проверочной работы было отведено 60 минут. Работу по истории выполняли 228 обучающихся 6 классов.
Каждый вариант ВПР состоит из 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности: 6 заданий базового уровня сложности, 3 задания – повышенного, 1 задание – высокого уровня сложности. Представлены задания на выбор ответа, с развернутым ответом, по работе с иллюстрациями и контурной картой. Диагностическая работа для 6 класса посвящена истории России с древнейших времен до конца XV в. и истории Средних веков (история зарубежных стран с 476 г. н.э. до конца XV в.) с учетом объема изученного материала к моменту написания. Проверяется знание истории, культуры родного края.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 20. В Канском районе максимум баллов не набрал не один ученик.
| Кол-во уч. | % |
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) | 107 | 47 |
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) | 105 | 46 |
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) | 16 | 7 |
Всего*: | 228 | 100 |
Анализ гистограммы соответствия аттестационных и текущих отметок показывает, что почти половина участников ВПР по истории в 6 классе подтвердили свои отметки (105 человек – 46%). Свои показатели повысили 16 обучающихся (7%); 107 участников (47%) понизили. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточно объективной оценке успеваемости обучающихся (о тенденции к завышению), т.к. лишь 46% участников смогли подтвердить свои текущие отметки.
Анализ полученных результатов ВПР по истории позволяет отметить задания, которые вызвали наибольшие трудности, и задания, которые обучающиеся 6-х классов выполнили более успешно.
Наиболее успешно были выполнены следующие задания: 2,5, 6.1, 8, 10.1.
Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом (обучающийся должен соотнести изображения с событиями, к которым относятся эти изображения). С заданием справились 48% учеников.
Задание 2 проверяет умение работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, к какому из представленных в задании событий непосредственно относится данный исторический источник. С заданием справились 69% учащихся.
Задание 6 нацелено на проверку знания географических объектов, связанных с определенными историческими событиями, процессами. В задании требуется записать название любого объекта, который непосредственно связан с выбранным событием (первая часть задания, с которой справились 53% учеников), а затем объяснить, как указанный объект (город, населенный пункт, река и др.) связан с этим событием (вторая часть задания – 30% учеников). Вторая часть задания 6 вызвала затруднения у учащихся.
В задании 8 требуется определить, какие из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран. С заданием справились 93%, что намного выше краевого и федерального уровня.
Вызвали затруднения у шестиклассников задания 3, 4, 6.2, 7, 9, 10.2.
Задание 3 нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от ученика требуется соотнести данный в задании термин (понятие) с событием (процессом). Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина. С заданием справились 37% учеников. У учащихся возникли сложности с трактовкой терминов «Хазарский каганат» и «Жакерия». Показатели успешного выполнения данного задания по району намного ниже краевого и федерального показателей.
Задание 4 направлено на проверку знаний исторических личностей. Обучающимся необходимо выбрать одно из событий и указать две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным событием. Далее необходимо указать одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход или результат этого события. Ответ оформляется в виде таблице. 41% учащихся правильно выполнили задание.
Задание 7 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения
, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, почему выбранное событие имело большое значение в истории нашей страны или истории зарубежных стран. С заданием справились 26% выполнявших работу учеников. На выбор учащимся были представлены следующие перечни событий: образование варварских королевств, нашествие монголов на русские земли и княжества в 1237-1240 гг., борьба за власть между сыновьями Владимира Святого, внешняя политика древнерусских князей X-XIвв. (вариант 12) и распространение христианской веры в государстве Русь в XI веке, оборона северо-западных границ русских земель в XIII веке, внутренняя политика князей государства Русь в 882-972 гг., участие Франции в Столетней войне (вариант 11). Оба перечня событий вызвали затруднения у ребят.
Задания 8 и 9 нацелены на проверку знаний о фактах истории культуры России и зарубежных стран. В заданиях используется иллюстративный материал. В задании 9 необходимо выбрать один из четырех памятников культуры и указать название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время. 35% смогли выполнить это задание, что существенно ниже по сравнению с краем и страной.
Задание 10 проверяет знания истории родного края. Учащимся необходимо было назвать личность исторического деятеля, жизнь которого связана с нашим регионом. Справились с заданием 70% учащихся, но лишь 44% ребят смогли привести факты из жизни, благодаря которым личность получила известность.
Исходя из анализа можно сделать вывод, что шестиклассники испытывают затруднения со знанием исторических персоналий; знанием географических объектов; знанием фактов истории культуры; знанием причин и следствий событий, связанных с историей России с древнейших времен до конца XV в. и истории Средних веков (история зарубежных стран с 476 г. н.э. до конца XV в.); умением работать с иллюстративным материалом; умением формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи.
На уроках истории в 6 классе следует акцентировать внимание обучающихся на углублении знаний по истории России с древнейших времен до конца XV в. и истории Средних веков (история зарубежных стран с 476 г. н.э. до конца XV в.), а именно исторических персоналий, географических объектов, фактов истории культуры. Также необходимо активизировать деятельность обучающихся по формированию умений устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями (процессами), умений излагать материал и работать с иллюстративными источниками.
№ | Блоки ПООП ООО | Макс балл | По АТЕ | Средний % выполнения | | ||||||
выпускник научится / | получит возможность научиться | ||||||||||
или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС | По региону | По России | |||||||||
| |||||||||||
| | 228 уч. | 26887 уч. | 1227567 уч. | |||||||
1 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию | 2 | 48 | 65 | 70 | ||||||
2 | Смысловое чтение. Проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья | 1 | 69 | 79 | 82 | ||||||
3 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов | 3 | 37 | 39 | 50 | ||||||
4 | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков | 3 | 41 | 44 | 45 | ||||||
5 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. | 1 | 75 | 69 | 72 | ||||||
6(1) | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. | 1 | 53 | 56 | 60 | ||||||
6(2) | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. | 2 | 30 | 31 | 34 | ||||||
7 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков | 2 | 26 | 27 | 32 | ||||||
8 | Умение объединять предметы и явления в группы по определен¬ным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Раскрывать характерные, существенные черты ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности | 1 | 93 | 88 | 87 | ||||||
9 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства | 1 | 35 | 46 | 56 | ||||||
10(1) | Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; сформированность важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности. Реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины | 1 | 70 | 74 | 77 | ||||||
10(2) | Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; сформированность важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности. Реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины | 2 | 44 | 50 | 51 |
Успеваемость ВПР по истории в 6 классе выглядит следующим образом: отметку «5» получили 18 учащихся (8%), отметку «4» - 63 учащихся (28%), отметку «3» - 121 учащийся (53%), отметку «2» - 26 учащихся (11%).
| Отметка | ||||
Вариант | 2 | 3 | 4 | 5 | Кол-во уч. |
11 | 13 | 57 | 36 | 8 | 114 |
12 | 13 | 64 | 27 | 10 | 114 |
Комплект | 26 | 121 | 63 | 18 | 228 |
Наиболее успешно с ВПР справились МБОУ «Степняковская СОШ», МБОУ «Краснокурышинская ООШ».
Педагогам МБОУ «Арефьевская ООШ», МБОУ «Большеуринская СОШ» необходимо уделить больше внимания при изучении отдельных тем по курсу «История 6 класс».
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % | |||
| | 2 | 3 | 4 | 5 |
Канский муниципальный район | 228 | 11.4 | 53.1 | 27.6 | 7.9 |
(sch246093) МБОУ Бошняковская ООШ | 3 | 0 | 66.7 | 33.3 | 0 |
(sch243413) МБОУ Анцирская СОШ | 14 | 14.3 | 42.9 | 35.7 | 7.1 |
(sch243414) МБОУ Красномаяковская СОШ | 13 | 7.7 | 46.2 | 30.8 | 15.4 |
(sch243415) МБОУ Чечеульская СОШ | 31 | 22.6 | 45.2 | 22.6 | 9.7 |
(sch243416) МБОУ В-Амонашенская СОШ | 10 | 0 | 60 | 40 | 0 |
(sch243417) МБОУ Степняковская СОШ | 5 | 0 | 40 | 20 | 40 |
(sch243418) МБОУ Большеуринская СОШ | 7 | 42.9 | 42.9 | 14.3 | 0 |
(sch243419) МБОУ Георгиевская СОШ | 13 | 15.4 | 84.6 | 0 | 0 |
(sch243420) МБОУ Сотниковская СОШ | 13 | 0 | 61.5 | 30.8 | 7.7 |
(sch243421) МБОУ Астафьевская СОШ | 11 | 9.1 | 72.7 | 18.2 | 0 |
(sch243422) МБОУ Рудянская СОШ | 10 | 0 | 60 | 30 | 10 |
(sch243423) МБОУ Мокрушинская СОШ | 18 | 5.6 | 50 | 33.3 | 11.1 |
(sch243424) МБОУ Таеженская СОШ | 8 | 25 | 50 | 12.5 | 12.5 |
(sch243425) МБОУ Филимоновская СОШ | 34 | 11.8 | 50 | 35.3 | 2.9 |
(sch246094) МБОУ Арефьевская ООШ | 2 | 50 | 50 | 0 | 0 |
(sch246095) МБОУ Краснокурышинская ООШ | 5 | 0 | 20 | 60 | 20 |
(sch246096) МБОУ Тайнинская ООШ | 4 | 0 | 75 | 25 | 0 |
(sch243426) МБОУ Браженская СОШ | 27 | 7.4 | 51.9 | 29.6 | 11.1 |