ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогам необходимо проанализировать совместно со школьниками выполнение предложенных вариантов ВПР по истории; выявить типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении данной работы, сделать работу над ошибками. В течение учебного года школьников необходимо знакомить с КИМ ВПР, выполнять тренировочные работы.
Анализ выполнения ВПР по истории (11 класс)
Назначение ВПР по истории – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 11 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
ВПР по истории проходила в режиме апробации, в которой участвовали 7 школ. На выполнение проверочной работы было отведено 90 минут. Работу по истории выполняли 42 обучающихся 11 классов.
Каждый вариант ВПР состоит из 12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности: на знание основных фактов, процессов, явлений, терминов, персоналий; на умение устанавливать причинно-следственные связи; умение проводить поиск исторической информации в текстовых источниках; умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры); умение работать с исторической картой; на знание истории России с древнейших времен до наших дней и истории родного края.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 21. В Канском районе максимум баллов набрали двое учащихся из МБОУ «Мокрушинская СОШ».
| Кол-во уч. | % |
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) | 18 | 43 |
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) | 21 | 50 |
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) | 3 | 7 |
Всего*: | 42 | 100 |
Анализ гистограммы соответствия аттестационных и текущих отметок показывает, что половина участников ВПР по истории в 11 классе подтвердили отметки (21 человек – 50%); повысили – 3 участника (7%); 18 участников (43 %) понизили. Таким образом, можно сделать вывод об объективной оценке успеваемости обучающихся района.
Обучающиеся школ района показали высокий уровень выполнения большинства заданий всероссийской проверочной работы по истории. Задние 8 и задание 10.1К учащиеся района выполнили успешнее, чем их сверстники по краю и в целом по стране.
Задание 1 нацелено на проверку знания исторической терминологии (необходимо написать термин по данному определению понятия). С заданием справились 71% учащихся.
Задание 2 проверяет умение работать с текстовыми историческими источниками. В задании требуется провести атрибуцию исторического источника и проявить знание контекстной информации. 79% учеников успешно справились с заданием.
В задании 3 учащимся необходимо провести анализ исторического источника и определить авторскую позицию по отношению к событиям, описываемым в тексте. С заданием справились 64% учащихся.
В задании 4 требуется сопоставить по времени исторические события, описываемые в тексте с другими явлениями и процессами, происходившими в стране в это время. Так, в варианте №9 учащимся было предложено вспомнить и указать крестьянские волнения, происходившие в стране. С заданием справились 74% учащихся. В варианте №10 – вспомнить и назвать войну, в ходе которой велась оборона Севастополя.
Задание 5 нацелено на проверку знания исторических дат, событий, персоналий. От ученика требуется соотнести хронологию с тем или иным историческим событием и его участниками. С заданием 5 справились 71% учеников.
Задание 6 и задания 7 нацелены на проверку знаний исторической географии и умения работать с контурной картой. С заданием 6 справились 69% учеников. С заданием 7 – 46% учеников. Стоит отметить, что процент успешного выполнения задания 7 в районе ниже, чем в крае и в стране в целом.
Задание 8 направлено на проверку знаний фактов об истории России. В задании используется иллюстративный материал (изобразительная наглядность). Так, в варианте№9 ребятам предлагается назвать государственных деятелей, изображенных на фотографии и указать год, позже которого не могла быть сделана данная фотография (задание 9). В варианте №10 ребятам нужно по иллюстрации определить год сражения, за участие в котором выдавалась медаль, изображенная на картинке. С заданием справились 64% учеников. Стоит отметить, что процент успешного выполнения задания 8 выше, чем в крае и в стране.
Задание 10 проверяет знания истории родного края. Учащимся необходимо было назвать личность деятеля культуры, жизнь которого связана с нашим регионом. Справились с заданием 90% учащихся, но лишь 42% ребят смогли привести факты из жизни, благодаря которым личность получила известность. Исходя из результатов выполнения задания 10, можно сделать вывод, что необходимо акцентировать внимание обучающихся на углублении знаний по истории родного края, на характеристику знаменитых исторических и культурных памятников, находящихся на территории Красноярского края. Проблема, связанная с незнанием региональных памятников культуры, типична для школ Российской Федерации в целом, о чем говорят показатели – в среднем по России справились 44%.
Задание 11 проверяет знание хронологии и умение отбирать исторические факты в соответствии с заданным контекстом. В задании требуется указать год, к которому относится выбранное событие и привести два любых факта, характеризующих ход этого события. С заданием справились всего 35% учеников, что вдвое ниже показателей успешности по краю и стране. В варианте №9 учащимся на выбор был предложен следующий перечень событий: создание русской Правды, битва при Молодях, Первая российская революция, «перестройка» в СССР. В варианте№10 – русско-византийский войны, присоединение Казанского ханства к России, русско-японская война, проведение НЭП в СССР.
В задании 12 ребятам необходимо было объяснить, почему выбранное событие имело большое значение в истории нашей страны. С заданием справились 33% учащихся. Низкий процент успешного выполнения данного задания обусловлен тем, что учащиеся не умеют в должной степени устанавливать причинно-следственные связи.
№ | Проверяемый элемент содержания/ требования к уровню подготовки выпускников | Макс балл | По АТЕ | Средний % выполнения | | |
По региону | По России | |||||
| | 42 уч. | 6198 уч. | 212762 уч. | ||
1 | Знание основных терминов. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 71 | 82 | 86 | |
2 | Умение работать с исторической картой, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 79 | 86 | 86 | |
3 | Умение работать с исторической картой, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 64 | 81 | 74 | |
4 | Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности). | 2 | 74 | 82 | 85 | |
5 | Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. | 2 | 71 | 78 | 75 | |
6 | Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 69 | 83 | 70 | |
7 | Умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 4 | 46 | 68 | 78 | |
8 | Умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры), анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 2 | 96 | 91 | 88 | |
9 | Умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры), анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 64 | 78 | 82 | |
10К1 | Знание истории родного края. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 90 | 73 | 62 | |
10К2 | Знание истории родного края. Умение различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 2 | 42 | 47 | 37 | |
11 | Знание исторических деятелей. Умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 2 | 35 | 53 | 62 | |
12 | Умение устанавливать причинно-следственные связи; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Знание/понимание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | 1 | 33 | 46 | 52 |
Средний процент выполнения заданий на проверку метапредметных результатов, а именно смыслового чтения, свыше 60% (в основном 65-90%). К таким заданиям в ВПР по истории относятся задания на поиск информации в источниках (задания 2, 3), задания на умение систематизировать разнообразную историческую информацию (задание 5), задание на умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (задания 6, 7, 8, 9).
| Отметка | ||||
Вариант | 2 | 3 | 4 | 5 | Кол-во уч. |
9 | 2 | 8 | 15 | 1 | 26 |
10 | | 4 | 9 | 3 | 16 |
Комплект | 2 | 12 | 24 | 4 | 42 |