Файл: Контрольная работа по дисциплине Психология направление подготовки 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поиск наследственных причин IQ
Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.
Окружающая среда
Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями[4].
В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.
Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормления младенца грудью повышает его IQ.
Другое исследование более 13 000 детей показало, что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования эти результаты были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена нерепрезентативность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение.
Достаточно оглянуться вокруг, чтобы понять: между коэффициентом интеллекта человека (IQ) и его успехами нет особой связи. Далеко не самые «умные» люди достигают вершин успеха (наглядный пример — Дж. Буш-младший: его коэффициент интеллекта равен 91, что существенно ниже среднего). В то же самое время некоторые гении ведут жалкую жизнь и не могут разобраться в себе (вероятно, вы знакомы с профессором или инженером, про которого можно сказать именно так).
Успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта (EQ). Впервые эту идею озвучил Девид Големан в одноименной книге «Эмоциональный интеллект».
Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам[3].
Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что зачастую успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.
По менее распространённому определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным»
Существует много определений эмоционального интеллекта, но я приведу свое. Эмоциональный интеллект — это навык понимания своих чувств и эмоций. Эмоциональный интеллект означает понимание своих эмоций и скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Теория пропорциональной зависимости успехов от уровня IQ несостоятельна. Согласно практическим наблюдениям, достижения в жизни зависят от многих факторов. Если человек не будет прикладывать усилия, то никакие интеллектуальные способности его не спасут[4].
Список используемых источников
1. Кошкимбаева Р.Х., Сыдыхов Б.Д., Керимбеков М.А., Жунисбекова Ж.А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 195-199.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012 – С. 226.
3. Истратова, О. Н. Психология эффективного общения и группового взаимодействия : учебное пособие / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. — 191 c.
4. Абдурахманов, Р. А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений : учебник / Р. А. Абдурахманов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 368 c.