Файл: Педагогические технологии на основе личностноориентированного подхода.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
-
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) -
Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) -
Педагогические технологии адаптивной школы -
Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. -
Игровые технологии -
Технологии уровневой дифференциации -
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов) -
Технология «Педагогические мастерские» -
Метод проектов -
ТРКМ -
Педагогика сотрудничества -
Технологии развивающего обучения -
Проблемное обучение
Технологии личностно-ориентированного обучения
№ п/п | Технология личностно-ориентированного обучения | Сущность технологии |
1 | Технологии уровневой дифференциации (разноуровневое обучение) | Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Учёными изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось и были выделены такие категории: - малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; - талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; - учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Педагогическая технология уровневой дифференциации предполагает усвоение материала детьми на разном уровне, несмотря на то, что они обучаются в одном классе по одному учебнику и программе. Для того чтобы данная методика была успешной и результативной, необходимо выполнение следующих условий:
Технология уровневой дифференциации относится к группе технологий, обладающих следующими параметрами:
Группы, создаваемые по уровням развития, являются подвижными. В любой момент ребенок может переходить в более сильную группу, получая в качестве мотивации высокую отметку. Применение дифференцированных задач в разных элементах обучения способствует решению конкретных образовательных и воспитательных задач:
|
2 | Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. | Технология Ш. А. Амонашвили называется «Школа жизни». Ее цель – всеми приемами способствовать воспитанию ребенка благородным человеком с помощью развития его внутренних способностей и задатков. Результатом этого должно быть облагораживание духовности человека, развитие его познавательной возможности, способности к самовоспитанию. Подход к ребенку здесь основан на том, что каждый человек несет индивидуальную миссию, которую с необходимостью должен реализовать. В данной технологии ребенок представляется могучим творением Вселенной, поэтому его способности к совершенствованию безграничны. Педагогу необходимо учитывать основные стремления ребенка быть свободным. Гуманно-личностная педагогика не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в «Саму жизнь детей». Здесь обучение и развитие содержит дисциплины, называемые лингвистическим чутьем или математическим воображением, духовной жизнью и постижением красоты всего окружающего и т. п. По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Подход в обучении основан на принципах педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленных взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Оценивание происходит в качественном порядке: с помощью пакета результатов, обучения самоанализу, самооценки или характеристики, т. е. избегая количественной отметки. |
3 | Педагогика сотрудничества | Обучение в сотрудничестве – это совместное обучение, в процессе которого учащиеся работают вместе, коллективно добывая новые знания, а не потребляя их в готовом виде. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс и отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве:
Использование технологии сотрудничества на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться в сложившейся ситуации, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Учащиеся учатся решать проблемы вместе, учатся отстаивать свое мнение. Уроки при этом становятся интереснее, содержательнее, динамичнее и эффективнее. |
4 | Игровые технологии | Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников. |
5 | Педагогические технологии адаптивной школы | Адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям). Адаптивная школа – школа со смешанным контингентом, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Адаптивная школа ставит задачу обучения, развития и воспитания всех детей, с различными особенностями, склонностями и способностями. Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
Главным в технологии проведения современного адаптированного урока являются человеческие ресурсы, где совместная деятельность учителя и учеников, направлена на решение учебных задач, где учитель является помощником и консультантом. На каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся. Реализуя адаптивную систему обучения, учитель работает в двух направлениях: 1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.; 2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д. Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам. Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе, поскольку все ученики развиваются неравномерно и усваивают материал тоже по-разному. Именно для этого и проводится персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах). С помощью АСО деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться. |