Файл: Методические указания для выполнения курсового проекта Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Астраханский государственный технический университет»
Система менеджмента качества в области образования, воспитания, науки и инноваций сертифицирована DQS
по международному стандарту ISO 9001:2015
Институт Градостроительства
Кафедра «Строительство»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Методические указания
для выполнения курсового проекта
Направление подготовки 08.03.01 Строительство
Профиль подготовки Промышленное и гражданское строительство
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная / заочная очно / заочная

2
Астрахань-2021

3
Составители: Разенкова О.А., доцент
Баталова Е.Е., ст. преподаватель
Учебное пособие содержит основные указания по обоснованному выбору пла- нировочных решений, материала несущих конструкций здания выше и ниже отметки 0,000, назначению расчетной схемы и сбору нагрузок, выбору опти- мального варианта конструкции наружных стен. Дан пример выполнения кур- совой работы. В приложениях приведены справочные данные для расчетов.
Предназначено для студентов направления «Строительство» профиль «Про- мышленное и гражданское строительство» всех форм обучения.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры
«Строительство» « 31» 08 2021 г., протокол № 8
© Астраханский государственный технический университет

4
Оглавление
1. Введение
1.1. Примерный список тем курсового проекта
1.2. Основные задачи
1.3. Курсовая работа, содержание и оформление, последова- тельность выполнения работ
2. Объемно планировочные решения
2.1. Этажность здания
2.2. Группировка помещений
2.3. Входные группы
2.4. Горизонтальные коммуникации
2.5. Вертикальные коммуникации
2.6. Группа основных помещений
2.7. Группа подсобных и вспомогательных помещений
2.8. Примеры группировки помещений и выборка основных тре- бований для отдельных общественных зданий.
2.8.1 Общеобразовательные школы
2.8.2 Кинотеатры
2.8.3 Предприятия питания
3. Конструктивные решения
3.1. Выбор конструктивной схемы
3.2. Выбор оптимального шага и конфигурации конструктивных элементов
3.3. Выбор конструкции наружных стен и видов фасадов
3.3. Выбор конструкции фундаментов
4. Список литературных источников


5
1. Введение
Тема курсового проекта выбирается обучающимся самостоятельно и утверждается преподавателем. Курсовой проект по дисциплине «Проектиро- вание общественного здания» может быть основой для выпускной квалифика- ционной работы». Общественные здания, сооружения и их комплексы во мно- гом определяют художественно-образную характеристику населенного пункта, его главные архитектурные ансамбли. Сами общественные здания, наряду со сложной функционально-технологической организацией, обладают высокой степенью архитектурно-художественной выразительности.
Проектирование данных зданий связано с решением непростых градо- строительных задач. Многообразие зданий общественного назначения, свое- образие и оригинальность трактовки объемно-пространственной композиции - качества, которые делают данную тематику интересной и для последующих выпускных квалификационных работ.
Традиционно в курсе данной дисциплины разрабатываются такие типы общественных зданий, как учебно-воспитательные и научные, зрелищные и спортивные сооружения, здания и комплексы торгово-бытового обслуживания, объекты административного и коммунального назначения, транспортные со- оружения и лечебно-оздоровительные учреждения.
В последнее время становится все более актуальной проблема проекти- рования объектов торгово-коммерческого назначения, офисно-деловых цен- тров, ярмарок и экспо-центров.
Разработка проекта связана, как правило, с конкретной природной и гра- достроительной ситуацией, что является важным фактором, определяющим переход от академического учебного проектирования к решению вопросов, встречающихся в реальной проектной практике. Тип общественного здания или сооружения предъявляет к студенту требования, суть которых заключается в удовлетворении многообразных сторон жизнедеятельности человека. Здания общественного назначения должны способствовать развитию материальных и духовных качеств людей, соответствовать мировоззрению и идеологии обще- ства.
Во все времена самыми выразительными и впечатляющими произведе- ниями архитектуры были и остаются общественные здания, в которых вопло- щаются наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителей.
Общественные здания и их комплексы благодаря значительной художе- ственно-образной выразительности являются архитектурно-композиционными доминантами. Поэтому, выполняя их, необходимо применять новейшие мате- риалы и технологические методы строительства.


6
1.1. Примерный список тем курсового проекта
«Проектирование общественного здания»:
1. - Многофункциональный спортивный комплекс.
2. Центр адаптивного спорта.
3. Дворец спорта.
4. Физкультурно-оздоровительный комплекс.
5. Ресторан на 140 – 300 мест.
6. Заводская столовая
7. Гостинично-торговый комплекс.
8. Офисно-торговый центр.
9. Торгово–развлекательный комплекс.
10. Бизнес-центр.
11. Общеобразовательная школа на 500-1000 учащихся.
12. Детский-сад на 200-300 мест.
13. Автовокзал.
14. Аэровокзал.
15. Аквапарк.
16. Музей
17. Театр кукол.
18. Музыкальный театр.
19. Поликлиника – диагностический центр.
20. Здание банка и др.
1.2 Основные задачи
Настоящие методические указания призваны ознакомить студентов, вы- полняющих курсовой проект по проектированию общественных зданий, с приемами и принципами функциональной и композиционной организации объекта. Курсовой проект является разновидностью реального проектирования и решает ряд учебных задач:
- освоение методики компоновки общественных зданий и сооружений;
- организация внутреннего пространства из условия выполнения функ- ционально-технологических процессов, с соблюдением площадей помещений, условий расстановки санитарно- технического оборудования и инженерного оборудования;
- раскрытие логической связи между отдельными помещениями и груп- пами помещений.
- создание выразительного образа общественного здания;

7
- реализация объемно-планировочных идей посредством оптимальных конструктивных решений;
- изучение вариативности решений по несущему остову здания, кон- струкции наружных стен, фундаментов;
- осмысление применяемых строительных конструкций и материалов.
- решение вопросов, связанных с правильным выбором конструктивных решений, удовлетворяющих требованиям безопасной эксплуатации здания, в том числе по пожарным, санитарным, теплотехническим и иным требованиям и позволяющим максимально отразить архитектурно-художественный образ здания;
- конструирование элементов, их узлов и сопряжений.
1.3
Курсовой проект, содержание и оформление, последователь-
ность выполнения работ
Курсовой проект состоит из текстовой и графической частей.
Текст записки выполняется на листах стандартной бумаги А4 с одной стороны в объеме 20-30 страниц.
В пояснительной записке, кроме необходимых вычислений, обязательно приводятся все схемы, связанные с компоновкой сооружения и конструктив- ными расчетами, которые выполняются с соблюдением масштабов основных размеров. Содержание записки должно быть четким, сжатым, конкретным, по- следовательным и иметь ссылки на соответствующую нормативную и учеб- но-методическую литературу.
Расчеты и пояснения должны быть логически последовательны. Особое внимание должно уделяться технико-экономическому обоснованию принима- емых решений, соблюдению размерностей величин при расчетах по формулам.
В конце пояснительной записки приводится список использованных ис- точников, использованных при выполнении курсового проекта.
Оформление графической части производится в соответствии с требова- ниями ЕСКД. Графическая часть работы выполняется на двух листах стан- дартного формата А1. На первом листе (объемно-планировочные решения) по- казываются фасады, планы этажей, ситуационная схема, СПОЗУ; на втором листе (конструктивно-планировочные решения) – разрез, план фундамента, план перекрытия, план кровли, узлы, отражающие основные решения по кон- струкции наружных стен, фундаментам, покрытия. Допускается выполнение чертежей как вручную, так и на компьютере с помощью графических программ
(AutoCAD, Revit, Renga).
Рекомендуется следующая компоновка листов.


8
Планы проектируемого объекта разрабатываются только основные, в ко- личестве, позволяющем раскрыть планировочную структуру всего сооружения в масштабе 1:100; 1:200. Планировка зданий должна отвечать требованиям из- бранных функций и технологии.
Композиционное расположение планов должно соответствовать после- довательности изображений с более низких отметок к более высоким, сле- ва-направо или снизу-вверх. На планах необходимо проставлять отметки уров- ней, общие размеры и размеры в осях. Названия основных помещений или их групп следует формировать в экспликации, с указанием их площадей.
Главные фасады выполняются в масштабе 1:100, 1:200. Они должны де- монстрировать законченный образ и давать реалистическое представление о характере архитектуры. В правом нижнем углу листа помещается штамп уста- новленного образца.
В чертежах применяются типы линий и обозначение материалов в соот- ветствии с ГОСТ СПДС. Все размеры проставляются в миллиметрах, с округ- лением до размера, кратного 5 мм.
Первоочередным этапом при учебной работе и практическом проектиро- вании является изучение исходных данных для проектирования.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса ст.48, п.6 исходными данными для проектирования являются:
- градостроительный план земельного участка;
- инженерные изыскания, в том числе инженерно-геодезические, инже- нерно-геологические, инженерно-экологические;
- технические условия на инженерное обеспечение, а также техническое задание заказчика.
При выполнении курсового проекта необходимо:
- внимательно изучить задание,
- выявить характерные особенности районастроительства, его природ- но-географические, климатические и ландшафтные условия, национальные традиции и обычаи населения данного района;
- изучить градостроительную ситуацию, определить проблемы, которые возникают в связи с размещениемпроектируемого объекта в конкретной гра- достроительной среде как инженерно-технические, так и архитектур- но-художественные;
- провести анализ функциональных моделей, сформулировать общий за- мысел проекта, основанный на выборе объемно-планировочного, функцио- нально-технологического и, как следствие, инженерно-конструктивного реше- ний в сочетании с художественно-образной выразительностью;

9
- выполнить объемно-планировочные решения с разработкой необходи- мых планов, разрезов, фасадов, характеризующих и раскрывающих специфику темы, в соответствии с программой-заданием;
- подобрать оптимальную конструктивную схему здания, фундаменты, конструкции наружных стен;
- составить текст пояснительной записки с приложением графического материала, расчетов, поясняющих обоснованность выбранных архитектур- но-планировочных, инженерно-конструктивных решений.
Трудоемкость выполнения в процентах по разделам ориентировочно может быть определена следующим образом:

выбор оптимального варианта планировочных решений
25%

выбор конструктивных решений
15%

выбор ограждающих конструкций
5%

выбор фундаментов
5%

выполнение графической части проекта
25%

оформление расчетно-пояснительной записки
5%
2. Объемно-планировочные решения
В начальной стадии работы над курсовым проектом делается системати- зация исходных данных, проверяются, актуализируются и анализируются от- дельные аспекты (социально-экономические, научно-технические, архитек- турно-художественные). Поэтому объект проектирования следует рассматри- вать как систему взаимодействия общества и природы и соответственно функ- ционирующих на уровне таких подсистем как «объект-процесс» и «объ- ект-среда», которые взаимодействуют между собой через архитектур- но-морфологическую подсистему, определяющую строение и формообразова- ние на эволюционно-видовом уровне. В качестве основного метода необходимо использовать комплексный метод проектирования объекта рассматривая одно- временно объемно-пространственную; эстетическую; конструктив- но-материальную и экономическую части объекта.
При проектировании общественных зданий, характеризующихся множе- ством разнообразных внутренних пространств, целесообразно начинать с функционального зонирования, т. е. разбивки на зоны, исходя из общности функционального назначения помещений и их внутренних взаимосвязей. Со- став помещений определяется нормами и нормалями. В формировании новых типов общественных зданий все более характерны прогрессивные приемы и


10 тенденции: укрупнение, многофункциональность, блокирование и коопериро- вание, гибкое универсальное использование для различных функций.
2.1 Этажность здания
Определяется исходя из задания и требований к данной категории зданий, изложенных в СП 118.13330.2022 «Общественные здания и сооружения». За- давшись определенной этажностью необходимо определить допустимую пло- щадь этажей здания по двум определяющим параметрам: функциональное назначение здания с последовательным выполнением всех технологических процессов и противопожарные требования. Для этого необходимо сразу клас- сифицировать проектируемое здание.
«Статья 29. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков осуществляется с учетом следующих критериев:
1) степень огнестойкости (статья 30);
2) класс конструктивной пожарной опасности (статья 31);
3) класс функциональной пожарной опасности (статья 32).
После этого по СП 2.13130.2020 «Обеспечение огнестойкости зданий и сооружений» в соответствии с функциональной пожарной безопасностью и степенью огнестойкости здания определяется допустимая площадь зданий при заданной этажности. Если по функциональным требованиям необходимо здание большей площади, то оно разбивается на противопожарные отсеки с площадью, не более ранее определенной, с соблюдением всех противопожарных требова- ний к каждому отсеку в соответствии со статьей 87 Федерального закона от
10.07.2012 N 117-ФЗ
Пожарный отсек - часть здания и сооружения, выделенная противопо- жарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности по- жара.
Определившись с допустимой площадью здания и дроблением его на про- тивопожарные отсеки приступают к группировке помещений.
2.2 Группировка помещений
В соответствии с назначением общественные здания разделяют на учебные, общественного питания, зрелищные, лечебные и др. Функциональная структура общественных зданий состоит из трех основных частей: рекреацион- но-оздоровительной, хозяйственно-бытовой и производственной. Функцио-

11 нально-технологические процессы могут быть общими и специфическими.
Общие функциональные процессы – различные виды обслуживающей, трудовой и бытовой деятельности людей, встречающихся во всех типах зданий. Специ- фические функциональные процессы присущи только одному определенному роду деятельности людей (лечебно-оздоровительная, учебно-воспитательная и др.). В каждом общественном здании имеется главный функциональ- но-технологический процесс и второстепенные (подсобные) процессы.
Например, в школах главный процесс учебные занятия, а второстепенный про- цессы общественное питание, административно - хозяйственная деятельность.
Функциональные процессы в универсальных общественных зданиях отлича- ются последовательностью осуществления в зависимости от целей использо- вания помещений. В зависимости от характера функциональных процессов группировка помещений должна; учитывать: во-первых, взаимосвязи помеще- ний, требующие непосредственного сопряжения помещений (например, зал и сцена вестибюль и гардероб и т. п.), и, во-вторых, взаимосвязи помещений при помощи горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоры, лестницы и пр.). Один и тот же функциональный процесс может иметь несколько рацио- нальных схем организации внутреннего пространства или объем- но-планировочных схем.
Известные возможные сочетания пространств внутри здания сводятся к шести основным схемам: ячейковой, коридорной, анфиладной, зальной, пави- льонной и смешанной или комбинированной (рис. 1).
Ячейковая схема состоит из частей, в которых функциональные процессы проходят в небольших равновеликих пространственных ячейках (например, детские и школьные здания, лечебные и административные учреждения). Са- мостоятельно функционирующие ячейки могут иметь общую коммуникацию, связывающую их с внешней средой.
Коридорная схема складывается из сравнительно небольших ячеек, вме- щающих части единого процесса и связанных общей линейной коммуникацией, коридором. Ячейки могут располагаться с одной или с двух сторон связываю- щего их коммуникационного коридора.
Анфиладная схема представляет собой ряд помещений, расположенных друг за другом и объединенных между собой сквозным проходом. Такая схема используется при единстве функционального процесса, требующего лишь не- значительной степени подразделения его частей, раскрывающихся одна в дру- гую. Анфиладная схема применяется и зданиях музеях.