Файл: обучающиеся с речевыми нарушениями характеристика и приемы обучения и взаимодействия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф.И.О. | Аленгоз Валерия Сергеевна |
№ группы | ПиР-105 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«ОБУЧАЮЩИЕСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: ХАРАКТЕРИСТИКА
И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
ЗАДАНИЕ 1.
Перечислите дифференциальные признаки речевых нарушений. Ответ оформите в виде схемы или таблицы.
Признаки речевых нарушений | |
1 | Повторение звуков или слогов |
2 | Употребление лишних звуков или слов |
3 | Растягивание слов |
4 | Подёргивание головой во время говорения |
5 | Грубый, хриплый голос |
6 | Частые паузы во время говорения |
7 | Частое мигание во время говорения |
8 | Видимое затруднение речи |
ЗАДАНИЕ 2.
Составьте и заполните таблицу «Трудности обучающихся с нарушением речи и пути их преодоления».
Трудности обучающихся с нарушениями речи | Пути их преодоления |
Дисфония | Фонопедические упражнения Упражнения на мышечную стимуляцию Упражнения на коррекцию силы звучания |
Брадилалия |
|
Тахилалия | Медицинское воздействие. В эту группу входят: медикаментозная терапия, ЛФК, массаж; Психотерапия. Самыми эффективными считаются телесно-ориентированная терапия, арт-терапия; Логопедическая коррекция тахилалии. Лучшие результаты дают групповые занятия. |
Заикание | Мягкий стиль воспитания. Минимум грубости, ругани. Дозирование информации. Не нужно перегружать мозг ребенка. Правильный режим сна и бодрствования. Качественное, разнообразное питание. Витаминизированный рацион. Избегание ситуаций, которые могут спровоцировать испуг у ребенка. Достаточное количество общения. Речевая практика должна быть постоянно. Отказ изучать сразу два языка. Дождитесь взросления. Чтение книг, сказок. Социализация ребенка. Он не должен сидеть дома, быть предоставленным сам себе. Достаточное количество контактов со сверстниками — залог успешного развития личности, эмоциональной сферы. Создание спокойной обстановки дома. |
Дислалия | Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам. |
Ринолалия | Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов. изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения. Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после. |
Дизартрия | Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. |
Алалия | Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях. Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). |
| |
| |
| |
| |
ЗАДАНИЕ 3.
Составьте перечень рекомендаций для педагогов, работающего лицами, имеющими нарушения речи.
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- посредством называния окружающих предметов и явлений, развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
- в собственной речи, четко проговаривать окончания слов, дать детям возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. Например: это жук; нет жука; ищу жука; думаю о жуке; рисую жука, Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.)
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно ( например: положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ….», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
Обращать внимание ребенка на процесс пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо, (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, холодная; цвет: зеленый, желтый).
Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю ребенку.
Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и не навязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи. 6.Воспитатели
должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать воспитателей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности каждого ребенка, помочь вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
ЗАДАНИЕ 4.
Выделите компоненты доступности образовательной среды для обучающихся с патологией речи.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей.
Процесс индивидуализации образования требует особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Алгоритм создания специальных образовательных условий:
1. Получение медицинского заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
2. Комплексное психолого-медико- педагогическое обследование на ТПМПК, получение заключения и рекомендаций.
3. Определение ПМПк ОУ характера, продолжительности и эффективности создания специальных условий.
4. Составление программы коррекционной работы.
5. Выстраивание системы оптимального взаимодействия специалистов образовательного учреждения.