ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды и формы контроля знаний на уроках истории
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.
Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся: контрольно-оценочная и обучающая, ее виды: текущий, периодический или тематический, итоговый контроль.
Текущий контроль проводится регулярно и систематично, на различных видах и типах занятий по истории, что обеспечивает возможность диагностировать степень и объем усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы. Ученики получают 5-7 вопросов, которые позволяют проверить усвоение основных понятий, дат, событий изученной темы.
Промежуточный контроль по предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются: контрольно-обобщающие уроки, зачеты, суммативное оценивание за раздел.
Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо периода истории. Самой популярной формой такого контроля является суммативное оценивание за четверть и учебный год. В своей работе я использую все виды контроля.
Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории я применяю разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ.
I. Устные.
- пересказ материала учебника (5 -6 классы);
- описательный рассказ с опорой на наглядный образ;
- изложение фактического материала по составленному учителем плану;
- изложение материала с использованием модулей. Например: используя модуль "Восстание".
1. Предпосылки восстания
2. Повод.
3. Цели.
4. Движущие силы
5. Характер
6. Этапы, ход событий.
7. Итоги.
8. Историческое значение
- задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили).
II. Письменные.
- индивидуальные письменные задания: дать определение понятиям;
- письменные задания по раздаточному материалу. Например: Ярмарочная торговля в Казахстане, Мастерская средневекового ремесленника.
- использование тестов;
- написание творческих сочинений. Например: "Представьте, что Вы берёте интервью у Аблайхана".
- написание эссе.
Тестирование учащихся имеет такие преимущества, как
1. Индивидуальный характер, возможность осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.
2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля.
3. Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
4. Объективность тестового контроля
5. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов)
6. Единство требований ко всем учащимся.
Различают следующие виды тестов: избирательный, многовариативный, альтернативный, закрытый, тест перекрестного выбора,тест идентификации.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
III. Практические задания.
1. Работа с документами
2. Составление таблиц
3. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (5-6 классы).
4. Составление схем
5. Составление опорных конспектов
6. Составление планов ответа
- индивидуальные(дифференцированные задания для слабых и сильных учеников).
- фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).
- групповыеметоды, при работе над творческими заданиями (например: политический проект ), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.
- нетрадиционные формы контроля: составление и отгадывание кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторину лучше проводить на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний
, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сначала я объявляю тему викторины. После объявления темы задаю не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
- коллективный способ проверки знаний. Например: игра - путешествие по теме "Первобытность". 5 класс, урок - турнир по курсу Средние века. 6 класс, урок - аукцион знаний по основам права «Выборы в парламент»
- составление тестов.
- составление презентаций. (итоговый контроль)
При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты:
1) письменные:
а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ,
б) сочинение на тему.
Применение ИКТ.
В современных условиях - условиях компьютеризации и использования ИКТ мною применяются и новые технологии: это проверка знаний и умений с помощью ИКТ
1. Использование учебных электронных изданий.
Это цифровые образовательные ресурсы на различных образовательных платформах. Таких, например, как Онлайн-мектеп
Таким образом, в своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы контроля. При этом главным условием успешности считаю объективность оценивания и предоставление обратной связи. Для выполнения данного условия необходимо заранее разрабатывать критерии оценивания и в обязательном порядке своевременно доводить их до сведения учащихся.