Файл: Банк России как мегарегулятор финансовых рынков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Омский государственный технический университет»
Кафедра «Экономика и организация труда»
Направление подготовки

38.03.01 «Экономика»

РЕФЕРАТ
На тему Банк России как мегарегулятор финансовых рынков


Выполнил студент

Щегельская С. В.

Группы ЗЭК-193
Преподаватель

Доцент, канд.эк. наук Мизя М.М. (Ф.И.О.)


Омск 2023
Содержание
1. Центральный банк (Банк России) как мегарегулятор финансовых организаций………………………………………………………………………3

2. Основные проблемы в деятельности мегарегулятора…………………………………………………………………..10

2. Список литературы……………………………………………………………11

1. Центральный банк (Банк России) как мегарегулятор финансовых организаций
Мегарегулятор- это орган, регулирующий отношения в определенных сферах деятельности, например финансовой.

Финансовый мегарегулятор – орган осуществляющий контроль и регулирование денежно- кредитной системы страны.

Идея создания финансового мегарегулятора в России обсуждалась последние восемь лет, и уже не раз говорилось о том, что правительство и ЦБ практически решили этот вопрос.

Сначала обсуждался вариант сделать это на базе ФСФР, поскольку она уже контролирует фондовый и страховой рынки. Затем пересилили аргументы сторонников создания мегарегулятора на базе Центрального банка, у которого накоплен "уникальный опыт присмотра за банками".

Существовала и третья точка зрения: ничего не создавать, а усовершенствовать законодательство, чтобы раскрыть полнее возможности уже существующих регуляторов. Эксперты приводили в пример мегарегулятор Великобритании, который в последний кризис показал себя не лучшим образом, и от него было решено отказаться.

Окончательное решение об интеграции Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в ЦБ правительство России приняло в декабре 2012 года, отведя на процесс объединения полтора - два года.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [1], наделяющий Центральный Банк России полномочиями по регулированию, контролю и надзору за некредитными финансовыми организациями, к числу которых относятся:


− профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, специализированные регистраторы);

− управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

− акционерные инвестиционные фонды;

− клиринговые организации;

− организаторы торговли, в том числе биржи (товарные, валютные и фондовые) и внебиржевые организаторы торгов;

− центральный депозитарий;

− субъекты страхового дела, в том числе страховые компании и страховые брокеры;

− негосударственные пенсионные фонды; микрофинансовые организации;

− кредитные потребительские кооперативы;

− жилищные накопительные кооперативы;

− бюро кредитных историй;

− актуарии;

− рейтинговые агентства;

− сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

В качестве экономической причины создания мегарегулятора называется потребность в консолидированном надзоре в силу того, что 98% российских финансовых организаций входит в состав финансовых холдингов (конгломератов), транслируя риски между секторами финансового рынка. Быстрому развитию действий по созданию мегарегулятора способствовало появление политических причин (концентрация финансовой власти, стремление ускорить решение задачи создания в России международного финансового центра). Существует и диаметральное мнение, что «концентрация у ЦБ функций надзора и регулирования всех субъектов финансового рынка контрпродуктивна и существенно увеличит системные риски, присущие российской финансовой системе» [4].

Банк России осуществляет контрольные и надзорные полномочия в отношении эмитентов при осуществлении ими деятельности на финансовых рынках, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. В этих сферах Банк России осуществляет контроль и надзор в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Он контролирует и регулирует весь фондовый рынок. Это позволяет Банку России влиять на участников этого рынка, в том числе фондовых посредников, инвесторов, эмитентов. А поскольку значительная часть крупных российских предприятий уже вышла на фондовый рынок, то можно говорить о том, что Банк России получает возможность через него управлять всей экономикой страны.[2]



Вместе с тем необходимо отметить, что регулирование, контроль и надзор за некоторыми сегментами финансового рынка выведены за пределы компетенции Банка России. Так, Минфин России осуществляет регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Для выполнения этой функции ему предоставлено полномочие по принятию нормативных правовых актов в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе актов, утверждающих порядок расчета чистого финансового результата временного размещения сумм страховых взносов, порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, типовые договоры субъектов отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений, перечни рейтинговых агентств, рейтинги которых используются для целей инвестирования средств пенсионных накоплений, и порядок доведения до застрахованных лиц формы заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании). Минтруд России осуществляет регулирование и контроль за соблюдением Пенсионным фондом РФ (ПФР) законодательства о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений (за исключением функций контроля за ПФР, возложенных на Банк России). Ему предоставлено право на утверждение формы отчетов ПФР о поступлении страховых взносов, о направлении средств пенсионных накоплений на инвестирование, о результатах инвестирования, о средствах, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и т. д., а также предоставлено право рассматривать эти отчеты. При этом Минфин России и Минтруд России имеют право направлять ПФР, специализированному депозитарию, управляющим компаниям, брокерам, кредитным организациям и негосударственным пенсионным фондам запросы о предоставлении соответствующей информации. Антимонопольный контроль на финансовом рынке, как и ранее, осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Полномочия у Банка России просто грандиозны. Помимо того, что он управляет золотовалютными резервами, Банк России осуществляет надзор за коммерческими банками, количество которых немногим меньше тысячи. Подавляющая часть всех расчетов и платежей осуществляется также через сеть расчетно- кассовых центров Банка России (количество РКЦ - порядка тысячи). Уже не приходится говорить о том, что он занимается регулированием денежного обращения, т. е. контролирует «циркуляцию крови» в экономике России. Теперь же (как мегарегулятор финансового рынка) Банк России получил еще дополнительные полномочия.


В результате создания мегарегулятора к Банку России переходят полномочия ФСФР России, а также полномочия Банка России дополняются новыми такими, как:

  • утверждение отраслевых стандартов и план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций;

  • проведение анализа и прогнозирование состояния российской экономики, публикация соответствующих материалов и статистических данных;

  • осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в РФ и прямых инвестиций из РФ за рубеж в соответствии с российским законодательством.

В связи с появлением у Банка России новых полномочий произошли изменения и в его внутренней структуре органов управления. Во-первых, несколько изменился состав и компетенция совета директоров Банка России, в который теперь должны входить не 12 членов, а 14. Во-вторых, изменился срок полномочий председателя Банка России, который теперь составляет пять лет, тогда как ранее он ограничивался четырьмя годами. В-третьих, создан действующий на постоянной основе новый орган, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансового рынка – Комитет финансового надзора (аналог комитета банковского надзора). В-четвертых, повысился статус Национального банковского совета, который теперь именуется Национальный финансовый совет.

В-пятых, в составе центрального аппарата Банка России созданы 6 департаментов, 2 главных управления и служба:

  • Департамент развития финансовых рынков;

  • Департамент допуска на финансовые рынки;

  • Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций;

  • Департамент страхового рынка;

  • Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления;

  • Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;

  • Главное управление рынка микрофинансирования;

  • Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках;

  • Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Даже до того, как стать мегарегулятором финансового рынка, Банк России был гигантской организацией. Помимо центрального аппарата Банк России имеет большое количество других структурных подразделений: почти 80 территориальных учреждений (главные управления Банка России по областям, национальные банки в республиках), сеть денежных хранилищ по стране, инкассаторские службы, учебные центры и т. д. В общей сложности в системе Банка России работают около 80 тыс. чел. (66,3 тыс. чел. непосредственно в Банке России). Теперь же вместе с полномочиями ФСФР России к нему перешел практически весь персонал этой организации и ее территориальных органов, а также сами территориальные органы и их территориальные отделы.


Создание мегарегулятора финансового рынка на базе Банка России несет в себе целый комплекс рисков. Один из них состоит в усилении конфликта интересов, связанного с одновременным осуществлением контроля и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале. Банк России, являясь мегарегулятором финансового рынка, сам выступает участником торговых операций с ценными бумагами, является агентом Минфина России по государственным ценным бумагам, эмитентом облигаций и владельцем акций крупнейшего госбанка, владельцем единственной крупной биржи. Кроме того, Банк России фактически выступает бенефициаром крупнейшей брокерской и управляющей компании, а также негосударственного пенсионного фонда. При таком масштабе вовлеченности избежать конфликта интересов невозможно. Приобретение Банком России статуса мегарегулятора финансового рынка усиливает этот конфликт интересов и распространяет его на небанковские финансовые организации, в отношении которых он получил контрольно-надзорные полномочия.[3]

В целом, можно сказать, что Россия находится в русле преобладающей в мировой практике тенденции. На протяжении последних двадцати лет в мире прослеживается устойчивый тренд к созданию мегарегуляторов финансового рынка или, по меньшей мере, объединению функций нескольких регулятивных органов, действующих на финансовых рынках. В настоящий момент та или иная модель мегарегулятора финансового рынка используется в 55 государствах, причем в 13 странах они созданы именно на базе центральных банков.


2. Основные проблемы в деятельности мегарегулятора

Несомненно, создание мегарегулятора в лице Банка России подразумевало большой комплекс рисков. Именно приобретение статуса финансового мегарегулятора отразилось в столкновении интересов, которое непосредственно повлияло на небанковские кредитные организации [4].

Так, к примеру, в результате проводимой политики стандартизации правил и обеспечения устойчивости на финансовом рынке существенной проблемой стало преобладание на рынке нескольких крупнейших банков, в основном государственных. Эти банки стремятся охватить как можно больший спектр финансовых услуг и за счет этого привлекают все большее число клиентов, а в результате вытесняют остальные менее крупные банки, которые неспособны осуществлять деятельность на монополизированном рынке. Другая проблема, проявившаяся в деятельности финансового мегарегулятора – отсутствие явных позитивных результатов санации проблемных банков. Эта процедура введена для поддержания устойчивости рынка в кризисный период, на нее из государственного бюджета выделяются триллионы рублей, однако прозрачность всего процесса нельзя считать полностью идеальной.