Файл: Закона Об образовании в Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. 273фз Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Литература Воронежского края» составлена на основе следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказа № 760 от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования»

Программа внеурочной деятельности «Литература Воронежского края» направлена на воспитание гуманизма, патриотизма, развитие их интереса к истории, культуре родного края.

Цели и задачи:

– способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту;

-учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.

-формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;

-совершенствовать навыков анализа литературного произведения;

-учить работать с литературно-критическим материалом,  следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;

-учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы интернета.

Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Встречи с местными поэтам.
Работа с Интернет-ресурсами. 
Исследовательская деятельность. 
Создание презентации  «Литература Воронежского края»


Общая характеристика внеурочной деятельности

На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях является работа в малых группах и «медленное чтение»


  • красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание  отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.

•    учебно-познавательные экскурсии по литературным местам;
•    изучение прототипов литературных героев, поиск их потомков;
•    сбор фольклорных и других материалов, сопоставление их с литературной основой;
•    знакомство с памятниками природы, архитектуры, старины на основе упоминания их в литературных произведениях и историко-биографических источниках;
•    путешествие по пути писателей и их литературных героев;
•    составление литературных карт и путеводителей;
•    написание историко-литературных хроник, изучение современного процесса литературы

Содержание  нашей   работы  ориентировано на:
•    обеспечение самоопределения  учащихся, создание условий для ее самореализации:
•    формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
•    интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
•    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала обществу.
   Вся работа  направлена на:
—    создание условий для развития личности ребенка;
—    развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
—    обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
—    приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
—    профилактику асоциального поведения;
—    создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
—    целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
—    укрепление психического и физического здоровья детей;


     — взаимодействие педагога  с семьей.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Изучение литературы родного края сегодня востребовано самой жизнью и носит актуальный и современный характер. Содержание и структура внеурочной деятельности «Литература Воронежского края» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе.
Массовые мероприятия:

  1. Посещение музеев.

  2. Участие в мероприятиях, проводимых в селе и районе.

  3. Сотрудничество с различными организациями.

Посещение театральных и концертных мероприятий в школе, районе

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на час в неделю 35 часов в год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литература Воронежского края»

Учащиеся должны научиться:

  • логично излагать собранный материал;

  • создавать различные по виду творческие работы;

  • работать индивидуально и в группе;

  • делать анализ собранного материала;

  • правильно строить текст;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

  • участвовать в обсуждении исследуемого собранного материала;

  • делать презентации в программе POWER POINT.

В целом занятия способствуют развитию кругозора учащихся и повышают их культурный уровень, расширяют возможности найти себе дело по душе, развивает творческие способности ребят.

По окончании прохождения программы проводится конкурс творческих работ, выпуск сборника произведений, собранных учащимися.
Содержание курса внеурочной деятельности

Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение. Источники изучения родного края. (1ч)

Культурные традиции Воронежа. Из истории области.(2ч.)

Самобытные культурные и народные традиции области. Музеи нашей области.(1ч.)

Земля Воронежская и русский фольклор (7 ч.).

Литературные имена на карте Воронежской земли(1ч.)

Собиратель сказок А. Афанасьев.(1ч.)

Воронежские сказительницы А.Барышникова и А. Королькова.(1ч.)

Творчество А.В.Кольцова и И.Никитина (2ч.)

Литературные имена  18-19 века. Жизнь и творчество  поэта С.Н.Марина.(1ч.)

Знакомство с книгой С.К.Шелковниковой «Озерки – тихая моя родина»(1ч.)

Жизнь и творчество А.П.Серебрянского (1ч.).

Литературные имена 20 века.  А Платонов. Жизнь и творчество. Чтение и обсуждение рассказов. ( «Еще мама», «Маленький солдат» и др.) 3(ч.)

Знакомство с книгой В.Дмитриевой  «Малыш и Жучка».  Написание отзывов (1ч.)

Повесть Е.Дубровина «В ожидании козы». Чтение и обсуждение.(2ч.)

Современная поэзия о родном крае. (1ч.)

Литературная игра «Знай и люби свой край» (1ч.)

Конкурс рисунков и викторина. Конкурс литературных газет. (2ч.)

Литературный вечер (2ч.)

Топонимы моего родного края. Пишем очерк об истории названий родного края. (1ч.)

Тематическое планирование 


Nп/п

Название раздела


Всего часов

1

Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение. Источники изучения родного края.

1

2

Культурные традиции Воронежа. Из истории области.

1

3

Истоки литературы Воронежской обл.

1

4

Самобытные культурные и народные традиции области. Музеи нашей области.

1

5

Земля Воронежская и русский фольклор. «Один день в деревне».


1

7

Общественно-исторический опыт нашего края в пословицах и поговорках. Составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.

1



Календарно-обрядовая поэзия нашей области.


1

9

Предания и легенды нашей области.


1

10

Легенды и время. Сочиним легенду сами.

1

11

Народные таланты нашей области.


1

12

Литературные имена на карте Воронежской земли

1

13

Воронежские народные песни.

1

14

Собиратель сказок А. Афанасьев.


1

15

Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова.


1

16

Творчество А.В.Кольцова и И.Никитина Литературно - музыкальная композиция.

1

17

Тема Родины в творчестве И.С.Никитин и А.В.Кольцов


1

18

Литературные имена  18-19 века. Жизнь и творчество  поэта С.Н.Марина.

1

19

Знакомство с книгой С.К. Шелковниковой «Озерки – тихая моя родина»

1

20

Жизнь и творчество А.П.Серебрянского.


1

21

Литературные имена 20 века.  А Платонов. Жизнь и творчество. Чтение и обсуждение рассказов. ( «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)

1

22

Литературные имена 20 века.  А Платонов. Жизнь и творчество. Чтение и обсуждение рассказов. ( «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)

1

23

Литературные имена 20 века.  А Платонов. Жизнь и творчество. Чтение и обсуждение рассказов. ( «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)

1

24

Знакомство с книгой В.Дмитриевой  «Малыш и Жучка».  Написание отзывов

1

25

Повесть Е.Дубровина «В ожидании козы». Чтение и обсуждение.

1

26

Повесть Е.Дубровина «В ожидании козы». Чтение и обсуждение.

1

27

Современная поэзия о родном крае. 

1

28

Литературная игра «Знай и люби свой край»

1

29

Конкурс рисунков и викторина

1

30

Конкурс литературных газет

1

31

Литературный вечер (подготовка и проведение)

1

32

Литературный вечер (подготовка и проведение)

1

33

Топонимы моего родного края


1

34

Творческий отчет. Подведение итогов работы кружка (конкурс чтецов, презентации, исследовательская работа)

1

 

Всего:

34



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

внеурочной деятельности

  1. Акиньшин А. Н. Два века воронежского краеведения: люди, труды, события : краткий обзор / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. – Воронеж : Б. и., 2000. – 60 с

  2. Антюхин Г. В. «Литературное былое: книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края», Воронеж, 1987г.

  3. Табачников В. Я. «Люби и знай родной край», Воронеж, 2008г.

  4. Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

  5. Кононов В. И. Воронеж: путеводитель по городу / В. И. Кононов: ред. В. Л. Елецких. – Воронеж: [б. и.], 2003. – 63 с. – (Наш город : люди. События. Памятники. Архитектура).

  6. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.

  7. Путеводители по литературным музеям.

Краеведение. Пособие для учителя /Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 1987.

Прудоминский  В. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. М., 1970.

Скатов Н. Кольцов.М., 1983. (Жизнь замечательных людей).

Удодов Б. Т. С. Н. Марин, в кн. Очерки литературной жизни Воронежского края. — Воронеж, 1970.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитриева Валентина Иововна

http://ru.wikipedia.org/wiki/Дубровин_Евгений 
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/231460-evgenij-dubrovin


Календарно - тематическое планирование 


п/п

Дата план

Дата

факт

Название раздела


примеч.

1

07.09




Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение. Источники изучения родного края.




2

14.09




Культурные традиции Воронежа. Из истории области.




3

21.09




Истоки литературы Воронежской обл.




4

28.09




Самобытные культурные и народные традиции области. Музеи нашей области.




5

05.10




Земля Воронежская и русский фольклор. «Один день в деревне».





6

12.10




Общественно-исторический опыт нашего края в пословицах и поговорках. Составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.




7

19.10




Календарно-обрядовая поэзия нашей области.





8

26.10




Предания и легенды нашей области.





9

09.11




Легенды и время. Сочиним легенду сами.




10

16.11




Народные таланты нашей области.





11

23.11




Литературные имена на карте Воронежской земли




12

30.11




Воронежские народные песни.




13

07.12




Собиратель сказок А. Афанасьев.





14

14.12




Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова.





15

21.12




Творчество А.В.Кольцова и И.Никитина Литературно - музыкальная композиция.




16

11.01




Тема Родины в творчестве И.С.Никитин и А.В.Кольцов





17

18.01




Литературные имена  18-19 века. Жизнь и творчество  поэта С.Н.Марина.




18

25.01




Знакомство с книгой С.К. Шелковниковой «Озерки – тихая моя родина»




19

01.02




Жизнь и творчество А.П.Серебрянского.





20

08.02




Литературные имена 20 века.  А Платонов. Жизнь и творчество. Чтение и обсуждение рассказов. ( «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)




21

15.02




Литературные имена 20 века.  А Платонов. Жизнь и творчество. Чтение и обсуждение рассказов. ( «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)




22

22.02




Литературные имена 20 века.  А Платонов. Жизнь и творчество. Чтение и обсуждение рассказов. ( «Еще мама», «Маленький солдат» и др.)




23







Знакомство с книгой В.Дмитриевой  «Малыш и Жучка».  Написание отзывов




24







Повесть Е.Дубровина «В ожидании козы». Чтение и обсуждение.




25







Повесть Е.Дубровина «В ожидании козы». Чтение и обсуждение.




26







Современная поэзия о родном крае. 




27







Литературная игра «Знай и люби свой край»




28







Конкурс рисунков и викторина




29







Конкурс литературных газет




30







Литературный вечер (подготовка и проведение)




31







Литературный вечер (подготовка и проведение)




32







Топонимы моего родного края





33-34







Творческий отчет. Подведение итогов работы кружка (конкурс чтецов, презентации, исследовательская работа)










 

Всего:

34