Файл: Назначение и структура правового обеспечения защиты информации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Роль права в регулировании комплекса отношений в сфере защиты информации.
Лицензирование в области защиты государственной тайны.
Правовые основы деятельности предприятий со сведениями, составляющими государственную тайну.
Правовые основы допуска должностных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну.
Правовое регулирование защиты конфиденциальной информации.
Правовое регулирование защиты информации персонального характера.
Обязанности оператора обработки ПД.
Закрепление права предприятия на ЗИ в нормативных документах.
Правовые основы защиты информации от несанкционированного доступа.
Правовые основы ЗИ в РФ от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам.
Ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.
Организация службы безопасности объекта.
Аттестация объектов информатизации.
Защита информации при подготовке материалов к открытому опубликованию.
-
Назначение и структура правового обеспечения защиты информации.
Назначение правового обеспечения защиты информации заключается в обеспечении конфиденциальности, целостности и доступности информации, а также защите прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере.
Структура правового обеспечения защиты информации включает в себя:
- Конституционные нормы, которые определяют основные принципы защиты прав и свобод в информационной сфере;
- Законы и нормативные акты, которые регулируют вопросы защиты информации и устанавливают организационные и технические требования к ее защите;
- Международные договоры и конвенции, в которых закреплены права и обязательства государств в информационной сфере;
- Судебную практику, которая устанавливает прецеденты и интерпретирует законы в контексте защиты информации;
- Деятельность государственных органов и специализированных служб, которые осуществляют меры по защите информации, включая контроль и надзор за соблюдением законодательства в этой области.
Органы гос. власти, предприятия, учреждения и организации принимают правовые меры по ЗИ в пределах своей компетенции.
Правовые меры защиты информации – это законодательные и административные акты в области защиты информации, специально издаваемые уполномоченными органами и лицами с целью определения границ дозволенного и недозволенного, разделения труда, функций и т.д.
Они регламентируют права и обязанности организаций, имеющих отношение к инф. системам и устанавливают ответственность как ФЗ так и актами на раб. Месте.
Правовое регулирование основывается на принципах:
- Свобода поиска, передачи любым законным способом
- Установление ограничений доступа только ФЗ
- Достоверность инфы
- Открытость инфы о деятельности гос. Органов, кроме установления по ФЗ
- Неприкосновенность частной жизни без согласия
Государство издает правовые акты, обеспечивающие законность защиты информации.
Обладатели информации должны принять все меры для выполнения требований, установленных в этих актах
149ФЗ Ст 5. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
149ФЗ Ст 16. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3.
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
-
Анализ нормативно-правовой базы в области защиты информации.
Нормативно-правовая база в области защиты информации в России включает нормы федеральных законов, приказов, постановлений и других актов правительства. В основе этой базы лежит Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а также другие законодательные акты.
Нормативно-правовая база регулирует следующие вопросы:
1. Определение правовых понятий в области защиты информации
Например, в Федеральном законе №149-ФЗ определены такие понятия, как конфиденциальные данные, базы данных, персональные данные и т.д.
2. Установление правил хранения и обработки информации
В законодательстве указываются требования к защите и обработке различных видов информации, например, коммерческой, государственной, и сведения конфиденц.характера и т.д.
3. Определение должностных обязанностей работников в области защиты информации
Законодательство предусматривает обязанности работников организации по защите информации, а также наказания за нарушение этих обязанностей.
4. Установление норм об ответственности за нарушение правил защиты информации
Нарушение требований по защите информации может привести к административной, гражданской или уголовной ответственности.
5. Определение порядка сертификации систем защиты информации.
Сертификация позволяет убедиться в соответствии средств защиты информации всем нормам и требованиям.
Таким образом, нормативно-правовая база в области защиты информации является важным инструментом для обеспечения безопасности информации в России, предотвращения утечек конфиденциальных данных и защиты прав и свобод граждан.
149ФЗ Об информации ит и о зи.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
152ФЗ О персональных данных.
Этот ФЗ регулируются отношения связанные с ПДн
63 ФЗ Об электронной подписи
Регулирует отношения в области использования электронных подписей
98 ФЗ О комм тайне
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.
ФЗ от 07.07.2003 №126 «О связи»
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
ФЗ от 27.12.2002 №184 «О техническом регулировании»
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
Закон «О государственной тайне» №5485-1
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
ФЗ О Безопасности №390
Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности).
ФЗ от 26.07.2017 №187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее также - критическая информационная инфраструктура) в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.
ФЗ от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Указ 188 Об утверждении сведений конф. характера
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17