Файл: Контрольная работа по дисциплине Международное частное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО О ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРАВОСУДИЯ
направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавры)
Контрольная работа
по дисциплине «Международное частное право»
Вариант 2
Выполнила:
Студентка 4 курса
очно-заочной формы
обучения
Группы ЗС-401
Куземченко Ангелина
Андреевна
Преподаватель:
Пушкина А. А.
Задание 1
Источники международного частного права: понятие и виды
В настоящее время под источниками права в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм1.
Традиционно выделяют несколько видов таких форм:
Нормативный правовой акт;
-
Правовой обычай; -
Нормативный договор; -
Юридический прецедент2.
Юридически обязательное правило поведения выражается в определенной форме, которая представляет собой основу признания такого правила в качестве нормы права.
В международном частном праве термин «источники права» применяется «в смысле познания юридических правил, правовых форм, в которых содержится право и которые служат познанию содержания текста юридических правил».3
Доминирующим источником права стран романо-германской правовой системы является нормативный правовой акт, англосаксонской – юридический прецедент, системы международного публичного права – нормативный договор.
Исходя из специфики регулируемых международным частным правом общественных отношений, а также его места в правовой системе (национальной либо международной), источники международного частного права имеют определенную особенность, заключающуюся в так называемой двойственности форм выражения и закрепления его норм. С одной стороны, источниками являются международные договоры и международные обычаи, а с другой – нормы законодательства и судебная практика отдельных государств.4
В первом аспекте имеется в виду международное регулирование (т.е. в рамках национальных правовых систем двух или более государств).
А во втором – регулирование внутригосударственное.
Согласно господствующей в российской доктрине точке зрения международно-правовая норма применяется к соответствующим отношениям только в результате ее трансформации, т.е. преобразования в норму внутригосударственного права.
5Подобного рода действие осуществляется путем издания актов о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта. Вместе с тем двойственность не означает возможности разделения международного частного права на две части; предметом регулирования в обоих случаях являются одни и те же отношения, а именно гражданско-правовые отношения международного характера.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о нескольких видах источников в международном частном праве:
1) международные договоры;
2) внутренне законодательство (в том числе в некоторых случаях судебно-арбитражная практика);
3) обычаи.
Кроме того, особым характером обладают нормы межправительственных организаций, регулирующие вопросы некоторых международных частноправовых отношений. Указанные нормы принимаются организациями от имени государств-участников и, хотя носят в большинстве случаев рекомендательный характер, все же имеют серьезное правовое значение.
Приоритетность тех или иных видов источников международного частного права в разных государств неодинакова и зависит, как уже отмечалось, от специфики его правовой системы. Кроме того, в одной и той же стране в зависимости от вида правоотношений применяются нормы, содержащиеся в различных источниках.
Вместе с тем у концепции двойственности норм международного частного права есть и противники. Так, Г.К. Дмитриева считает, что факт серьезности роли международного договора в создании норм международного частного права, в частности, унифицированных материально-правовых норм, не может служить самодостаточным доказательством того, что он является источником данного права. 6Она аргументируют свою точку зрения тем, что международный договор, в контексте толкования положений части третьей ГК РФ, не обладает свойством самостоятельности, так как обязательность его применения расценивается лишь через призму национального права.
Но, даже принимая указанную точку зрения, трудно согласиться с аргументацией ее автора. Так, согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются составной частью правовой системы нашего государства.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Аналогические положения содержатся и в Гражданском, и в Семейном, и в Трудовом кодексах РФ, а также в ряде других законодательных актов, имеющих определенное отношение к области международного частного права. Указанное правило подчеркивает значение международного договора для регулирования соответствующих отношений.
В соответствии с распространенной точкой зрения данное положение понимается как норма, которая разрешает коллизию между двумя внутригосударственными нормами.
Одна из них – какое-либо правило общего характера, содержащееся во внутреннем законодательстве, а вторая – специальное изъятие из нее, вытекающее из заключенного государством международного договора, которому и отдается предпочтение.
Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования7.
Международные договоры являются основными источниками системы международного публичного права. Вместе с тем в современном мире и частноправовые отношения предполагают создание унифицированного правового режима их регулирования в том случае, если они осложнены иностранным элементом. В отношениях России с другими странами значение международного договора как источника международного договора как источника международного частного права возрастает.
Нормы, сформулированные первоначально в международном договоре, применяются в этих отношениях чаще, чем нормы внутреннего законодательства. Хотя, по мнению ряда авторов, для осуществления договора, как правило, требуется издание внутригосударственных нормативных актов, которые представляют собой различные способы трансформации норм международного договора.
Однако представляется, что более рациональной является высказывания еще несколько десятилетий назад точка зрения, согласно которой правовая система современного государства предполагает использование принципа непосредственного применения международного договора к регулированию внутренних отношений путем установления примата этого договора в отношении внутригосударственного закона8.
В настоящее время Россия – с одной стороны, как правопреемник СССР, а с другой – как самостоятельный субъект международных отношений – является участником многочисленных двухсторонних и многосторонних договоров.
Цель этих договоров состоит в том, чтобы обеспечить взаимное признание и соблюдение имущественных и личных прав граждан одного государства на территории другого. В них регулируются отношения по вопросам сотрудничества между органами юстиции, правовой защиты, определения и разграничения компетенции судов и применения права, процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о правовой помощи, признания и исполнения решений по гражданским и семейным делам, признания пересылки документов и др. Таким образом, действует система договоров о правовой помощи, в которых решается целый комплекс вопросов, касающихся сотрудничества органов юстиции и охраны прав граждан.
Г.К. Дмитриева при анализе значения договора в формировании норм международного частного права называет несколько его характерных особенностей:
-
Закрепление пространственной сферы применения унифицированных норм; -
Определение предметной сферы применения унифицированных норм; -
Определение специфики толкования и восполнения пробелов; -
Закрепление временных рамок действия унифицированных норм. 9
Большое количество договоров в области регулирования международных частноправовых отношений с участием России предполагает их определенную систематизацию, которую следует произвести путем определения конкретных видов таких договоров на основе различных классификационных критериев.
В зависимости от социально-экономического типа государств-партнеров. Такой критерий в свое время был предложен Л.А. Лунцем. В настоящее время он утратил свою актуальность, но все же может быть кратко охарактеризован.
Исходя из данного критерия, он выделяет договоры:
Со странами социалистической системы (Договор о правовой помощи с Кубой 1984 года);
С буржуазными государствами (Договор о правовой помощи с Италией 1979 года);
С развивающимися странами (Договор о правовой помощи с Ираном 1983 года);
Со странами различных социальных систем (Конвенция о коллизии законов относительно формы завещания 1961 года).
В зависимости от числа участников следует назвать:
Двухсторонние договоры (Договор о правовой помощи с КНР 1992 года);Многосторонние международные договоры (Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года).
В зависимости от масштаба распространения выделяют: Универсальные соглашения (Конвенция о международных переводных и простых векселях 1988 года);
Региональные международные договоры (Кодекс Бустаманте 1928 года, действующий в отношении стран Латинской Америки).
В зависимости от направленности правового регулирования необходимо отметить международные договоры, содержащие: Материальные нормы в области частного права (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 года, Конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года);
Коллизионные нормы применения частного права (Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 года, Конвенция о коллизии законов относительно формы завещательных распоряжений 1961 года, Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности в международном торговле товарами 1958 года) 10
В зависимости от сферы действия норм права выделяют договоры в области :Материально-правового (гражданского, семейного и др.) регулирования (Конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов 1957 года и др.);регулирования (Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года и др.).В зависимости от содержания правовых норм международных договоров.
Данный классификационный критерий предполагает выделение наибольшего количества различных видов соглашений в сфере регулирования международных частноправовых отношений. К ним следует отнести:
В области передачи имущества в собственность, в частности, международной торговли (Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве с Финляндией и др.);
В области перевозок (Варшавская конвенция воздушных перевозок 1929 года и др.);
В области инвестиционной деятельности (Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года и др.);
В области интеллектуальной собственности (Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года и др.);
В области семейных правоотношений (Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей 1956 года);В области трудовых отношений (конвенции МОТ);
В области гражданского и арбитражного процессуального права (Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года).
Рассматривая вопрос о значении международных договоров, можно сказать, что значение это двояко: с одной стороны, ими достигается единство коллизионных норм договаривающихся государств и, тем самым, единство норм, подлежащих применению их национальными судами. С другой стороны — договорные нормы международного частного права являются теми коллизионными нормами, на которых должны непосредственно основывать свои решения международные судебные учреждения. Эта функция соглашений по международному частному праву — сейчас функция почти исключительно теоретическая, она — только в зародыше, как в зародыше, по существу, вся международная юстиция. Но, тем не менее, нельзя закрывать глаза на то, что она намечается уже сейчас и что она неизбежно должна будет развиваться в будущем