Файл: "Духовная жизнь в период оттепели 1940 по 1960 гг.".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Музыка:
Важные процессы происходили в музыке. Прежде всего, они были связаны с «возвращенным» искусством, реабилитацией ранее осужденных и запрещенных произведений и их авторов. В 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий” и “От всего сердца”». Оно породило интерес к творчеству тех, кто обвинялся в «формализме»: в концертных залах снова зазвучала музыка Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича. Последний возобновил работу над некогда запрещенной оперой «Леди Макбет Мценского уезда», и вскоре состоялась премьера ее новой редакции под названием «Катерина Измайлова».
Особое место в культуре «оттепели» заняла авторская («бардовская») песня. Ее наиболее известными представителями были Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич, в начале 1960-х г. зажглась звезда Владимира Высоцкого. «Бардовская» песня отличалась от официальных патриотических лиричностью и камерностью. Как и в поэзии, в ней на переднем плане оказались личностные переживания автора, его субъективный взгляд на мир. «Барды» уделяли большое внимание текстам, тогда как музыкальный мотив мог быть несколько однообразным, но всегда узнаваемым. Популярность авторских песен обусловливалась также тем, что их можно было легко повторить в кругу друзей, у костра. Повсеместно появлялись кружки игры на гитаре, многие учились играть по самоучителям.
Театр:
В целом театральное искусство также переживало подъем. На сцену вернулись идеалы естественности и художественной правды, принципы несколько забытой системы Станиславского. На них ориентировались и новые театральные коллективы, и новая драматургия Виктора Розова, Александра Володина, Алексея Арбузова, Александра Вампилова и др. Одним из символов эпохи стал новый театр «Современник». Он был образован в 1956 г. группой единомышленников во главе с Олегом Ефремовым.
Коллектив, в который входили Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев и др., опирался на традиции МХАТ с его эстетикой и этикой. Отличительной чертой «Современника» были особенностей постановок, работы актеров и режиссера. Театр открылся спектаклем по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
Живопись:
Через год после XX съезда КПСС, осудившего культ Сталина, состоялся первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов страны. Появились новые журналы по искусству – «Творчество» (1957), «Декоративное искусство СССР» (1957), «Художник» (1958) и новое издательство «Художник РСФСР» (1958).
В 1957 в Москве открылась персональная выставка работ испанского(слайд.) художника П. Пикассо. В 1956 г. состоялась выставка Пикассо в ГМИИ; (слайд)в 1957 - выставка работ современных зарубежных художников в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; в 1958 - выставка американских абстракционистов в выставочном комплексе в Сокольниках; в 1960 - "Живопись Великобритании 1700 - 1960" в ГМИИ; в 1961 - выставка современных французских мастеров в Сокольниках. Молодое поколение художников увидело "другое искусство, не похожее на то, что вдалбливалось в художественных училищах" (Генрих Сапгир). Под впечатлением увиденного некоторые молодые художники переосмыслили свой дальнейший путь в искусстве, для многих это был толчок к началу творчества. Оказалось, можно делать то, что хoчешь и рисовать, как видишь. Но этот порыв не нашел понимания у представителей соцреализма, и зрители не имели возможности познакомиться с их работами, просто не подозревая об их существовании. Появилось стремление художественно воссоздать действительность без парадности, сглаживания всех трудностей, «правду жизни». «Суровый стиль» - такое название получило направление в живописи.
Т.Н. Яблонская. «В парке». 1960.
1957, февраль – I Всесоюзный съезд художников СССР. учрежден Союз художников СССР.
Было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг., проводились выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. В этот период продолжали активно работать советские художники М. Сарьян (1880-1976), П.Д. Корин (1892-1967).
П. Корин. "Пейзаж с церковью Илии в селе Палеха",1955.
Были организованы моноэкспозиции живописи П.Н. Филонова (1883-1941), В.В. Кандинского (1866-1944), К.С. Малевича (1879-1935), М.З. Шагала (1887-1985), Ф. Леже (1881-1955).
Живопись периода «оттепели», как и остальные жанры искусства, находилась под контролем властей, выполняя их заказ. Но и в это время было создано много ярких, талантливых произведений, значительно расширились культурные связи, открывались выставки с произведениями зарубежных художников.
Итог:
Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н.С. Хрущёв взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны. В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывался в установленные рамки, подвергались осуждению. Писателей и поэтов ЕЛ. Евтушенко, В.П. Некрасова, К.Г. Паустовского и др. постоянно распекали в печати за идеологическую невыдержанность их творчества.
Возобновились гонения на Православную Церковь. Уверенный, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Н.С. Хрущёв считал её неуместным рудиментом прошлого. С 1959 по 1964 г. было закрыто большинство монастырей, из 8 духовных семинарий — 5. Тех
граждан, кто посещал храм, могли уволить с работы или исключить из учебных заведений. Посещение партийными руководителями юбилейной выставки Московского отделения Союза художников (декабрь 1962 г.) закончилось разгромом в печати приверженцев абстрактного искусства. В результате часть этих художников ушла в «подполье», и поэтому их творчество стали именовать советским андеграундом. Они представляли неофициальное искусство. Начались нападки и на некоторых кинорежиссёров. Так, в 1962- 1963 гг. Н.С. Хрущёв на встречах с деятелями культуры и искусства обрушился с жёсткой критикой на режиссёра М.М. Хуциева за обращение к проблеме конфликта поколений в фильме «Застава Ильича». Критиковал Хрущёв поэтов Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенского, обвинив их в формализме и иных «грехах». Тем не менее возродить атмосферу сталинизма было уже невозможно. Творческая интеллигенция не желала отказываться от атмосферы духовной свободы и открытого обсуждения проблем развития общества.
Духовная жизнь общества имела противоречивый характер. Была проведена критика «сталинского самодержавия» и открытие «железного занавеса», что вызвало оживление в общественной жизни людей, развитие культуры, искусства, науки.