Файл: Память память это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Процессы памяти Запоминание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПАМЯТЬ

Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.

ПРОЦЕССЫ памяти Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

По степени активности протекания процесса принято выделять 2 вида запоминания:

а) преднамеренное (произвольное)- специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти

б) непреднамеренное (непроизвольное)- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.
Сохранение — удержание в памяти заученного ранее материала

Воспроизведение –процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала.

Выделяются следующие формы воспроизведения: 1) узнавание – появление чувства знакомости при восприятии; 2) воспоминание – восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке); 3) реминисценция – воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);

4) припоминание – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

5) Произвольное воспроизведение — это воспроизведение с заранее поставленной целью, осознанием задачи, приложением усилий.

6) Непроизвольное воспроизведение – это воспроизведение, которое осуществляется как бы «само собой».

Забывание – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала.

Забывание может быть частичным или полным.

Частичное забывание — это невозможность воспроизвести информацию, но возможность узнать ее (информация кажется знакомой). Полное забывание — материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

ВИДЫ памяти

1. По времи хранения материала:

1) мгновенная (иконическая) – это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации.

2) кратковременная (КП) – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме. В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ;

3) оперативная (ОП) – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;

4) долговременная (ДП) – информация сохраняется на неопределенно долгий срок. в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, и т. п.
2. В зависимости от формы запоминаемой информации (Ведущая роль того или иного анализатора):

1) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на

ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).

2) эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз.

3) Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а так же звуки, запахи, вкусы, т.е. это память на раннее воспринятое через органы чувств.

зрительная – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов.

У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы

воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок

слуховая – способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков.

Как особую разновидность этого вида выделяют 4)

обонятельная – хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи;

вкусовая – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;

осязательная – хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п.

4)словесно-логическую память – это человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.; Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, мы помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

3. В зависимости от происхождения

Натуральная (природная)- это врожденная способность человека к запоминанию и хранение жизненного опыта. Может быть разной по своим возможностям. Натуральная память образует природную основу для развития у человека культурной памяти.

Культурная(социальная)- это усвоение субъектом действий, выступающих как инструменты или приёмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Возникает в процессе обучения и воспитания.
4. По предметно-практической деятельности и общению

Предметная память - направлена на субъективное запечатление окружающего предметного мира.

Психологическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение людей и их индивидуальности. Она играет большую роль в личностном понимании.
5.В зависимости от приёмов заучивания:

Механическая память - зазубривание

Логическая память – происходит связь с мышление, когда идёт понимание.
ВНИМАНИЕ

Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего

мира, наиболее значимых для него.

Например, можно быть внимательным при заучивании, внимательно слушать музыку и

т. д.

Традиционно выделяют пять СВОЙСТВ внимания:

1) сосредоточенность (концентрация)- внимание удерживается на каком-либо объекте или деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального.

2) устойчивость — это длительное удержание внимания, которая повышается, если человек активен при осуществлении действий с предметами или выполнении деятельности.

Устойчивость снижается, если объект внимания подвижен, постоянно изменяется.

3) Объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновременно достаточно ясно воспринять. Для большинства взрослых людей объем внимания равен 4–6 объектам, для школьника – 2–5 объектам.

4) распределение- умение человека выполнять одновременно две или даже

более деятельностей, когда человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах. Как правило, распределение возникает в том случае, если какая-либо из деятельностей освоена настолько, что требует лишь незначительного контроля.

Например, гимнастка может решать простые арифметические примеры, идя по бревну,

ширина которого равна 10 см, в то же время человек, далекий от спорта, вряд ли это сделает.

5) переключение- способность человека сосредотачиваться попеременно то

на одной, то на другой деятельности (объекте) в связи с возникновением новой задачи.


Виды внимания.

1.В зависимости от направленности внимание может быть

внешним (направлено на окружающее)

и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).
2. В зависимости от активности человека и организации внимания может быть:

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при

этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание может возникать:

1) из-за определенных особенностей раздражителя.

К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);

б) неожиданность;

в) новизна и необычность;

г) контрастность

д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) из внутренних побуждений личности.

Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности.

Например, старинный фасад здания скорее привлечет внимание человека, интересующегося архитектурой, чем остальных прохожих.
Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

например:

исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если

хочешь быть хорошим музыкантом;

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и

произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

(Например, начиная читать книгу, человек не всегда увлекается ей с первой страницы, но

далее сюжет захватывает, и чтение проходит уже без всякого самопринуждения.)