ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание детской субкультуры
Содержание детской субкультуры
1. Детская картина мира.
1.1. Проблематизация.
1.2. Философствование.
1.3. Смеховой мир.
1.4. Сказочный мир.
Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир.
-
Стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей. -
Особый пласт субкультуры детства образуют явления детского философствования, например, размышления о природе таких универсальных феноменов, как жизнь, космос, истина, добро, зло и т. д., нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия. -
Детское словотворчество — неотъемлемая часть детской субкультуры. Этот феномен хорошо описан в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», который писал: «Сам того не подозревая, ребёнок направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями людей «языковое богатство». Дети делают слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения». -
Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора. В него входят: анекдоты, розыгрыши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки.
Компоненты детской субкультуры
детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы),
знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);
детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др);
детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки);
своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайики) и коллекционирование;
- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование;
- способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные вилы деятельности, а также походы в "особые, страшные" места (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;
- детская мода; эстетические представления детей (составление веночков, "секреты");
- субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир;
Формы детской субкультуры
Это, прежде всего, игры, влияние которых на процесс социализации трудно переоценить. Игра, как школа произвольного поведения и своеобразное моделирование социальных отношений, является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственным поведением.
Важнейшее значение приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиций в игровом процессе, постановку себя на место другого.
Традиционная игра — это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире.
Творческая переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких как различные жанры детского фольклора.
К ним относятся: считалки и другие формы жеребьевки; дразнилки (именные — для мальчиков и девочек, а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки), благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов.
Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе.
Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты.
Считалка — уникальный жанр, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре, представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений.
Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, и обогащается репертуар традиционных текстов.
Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности.
В ней происходит формирование целостного жизненного опыта индивида, и удовлетворяются важнейшие потребности ребенка.
http://psihdocs.ru