Файл: Занятие 4 Обучающийся Чернышева Ксения Сергеевна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Чернышева Ксения Сергеевна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

 

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

 

Таблица 1Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания




п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки,

на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

 

Это раздел возрастной педагогики. 3aнимaeтcя исследованием закономерностей, условий воспитания ребёнка до трех лет.

 Дети от 1 до 3 лет.

2.

Дошкольная педагогика

 

Это раздел, зaнимaющийcя изyчeниeм тoнкocтeй paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa, зaкoнoмepнocтями их paзвития, фopмиpoвaния индивидyaльнocти.

 Дети от 4 до 6 лет.

3.

Специальная педагогика

 

Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Человек, развивающаяся личность с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой или поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации, нормальной жизни в обществе, трудоспособность и жизнедеятельность. 

4.

Социальная педагогика

 

Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)

Исследуется воспитательный процесс во всех возрастных группах.  

5.

Коррекционная педагогика

 

Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

Личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом и/или социальном развитии 

6.

Дефектология:










6.1

Сурдопедагогика

 

Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха.

Слабослышащие и глухие люди. 

6.2

Тифлопедагогика

 

Это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.

Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов. 

6.3 

Олигофренопедагогика

 

Это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

Умственно-отсталые люди. 

6.4

Логопедия

 

Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Лица с отклонениями в речевых способностях. 




Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.

 

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. 

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Таблица 2Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса




п/п



Направления и виды образовательной деятельности педагога


Направления и виды деятельность обучаемых


1.


Разъяснение учащимся целей и задач обучения


Собственная деятельность по со­зданию положительной мотива­ции учения


2.


Ознакомление обучаемых с новы­ми знаниями (явлениями, собы­тиями, предметами, законами)


Восприятие новых знаний, уме­ний


3.


Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений


Анализ, синтез, сравнение, сопо­ставление, систематизация


4.


Управление процессом познания научных закономерностей и за­конов


Познание закономерностей и за­конов, понимание причинно-следственных связей




5.


Управление процессом перехода от теории к практике


Приобретение умений и навыков, их систематизация



6


Организация эвристической и ис­следовательской деятельности


Практическая деятельность по са­мостоятельному решению возни­кающих проблем


7


Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащих­ся


Самоконтроль, самодиагностика достижений



Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

            Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
Таблица 3Основные концепции воспитания в современной педагогике



п/п

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1.

Концепция:

Гуманистическая психология

Автор:

К. Роджерс, А. Маслоу


 

 

1.

Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
2.

Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.

3.

Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.

4.

Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле. Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.

5.

Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением. Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.

6.

Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.

1.

Чрезмерная субъективность. Полагаются только на собственную оценку своего опыта.

2.

Не существует точного способа оценки исследуемых свойств личности.

3.

Отрицание порочности природы человека.

4.

Крайний индивидуализм.

5.

Пренебрежение рациональным познанием.


 


Главной идеей гуманистической теории личности является то, что человек живет не для удовлетворения биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться.
Существует много тренинговых групп как на Западе, так и в нашей стране. 

2.

Концепция: Поведенческая (бихевиористская) теория

Автор:

Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер


 

 

1.

Все что можно узнать, изучить и применить в поведении – бихевиоризм полно и наглядно продемонстрировал;
2.

Направление в сочетании с научным теоретическим подходом, подкрепленное огромным практическим опытом позволило расширить психологию, как науку;
3.

Ихевиоризм установил закономерности формирования поведенческих навыков.

 

1.

Игнорирование участия сознания человека, все поведенческие навыки, сводится к механистичности реакций;
2.

Мотивация, воля, формирование психического образа действия, и саморефлексия также не учитываются бихевиористами;
3.

Человек в условиях эксперимента рассматривается как животное, с набором инстинктов для выживания;
4.

Бихевиоризм не дает объяснений тяги человека к новым изобретениям и творчеству.

1.

Бихевиористские принципы иногда используются сегодня для:

- работы с психическими расстройствами, такими как фобии или пост-травматическое расстройство (ПТСР);
- экспозиционной терапии, например, направленной на ослабление условных реакций на определенные раздражители, вызывающие страх;
- прикладного анализа поведения (ПАП), терапии, используемой для лечения аутизма;
- организационной психологии, особенно в использовании поощрений и наказаний для изменения поведения сотрудников.

3.

Концепция:

Когнитивная теория

Автор:

Д. Дьюи, Ж. Пиаже


 

 

1.

Простота восприятия. Когнитивисты создают модели мышления, чтения, запоминания, которые достаточно легко понять. Благодаря этому существует возможность наглядно увидеть, как работает тот или иной процесс, а также поэкспериментировать в различных ситуациях.

2.

Отечественная периодизация возрастов выглядит очень убедительно, включает в себя описание социальной ситуации развития, ведущей деятельности и качественных новообразований на каждом возрастном этапе.

3.

Знания, умения и навыки, которые получают обучающиеся в процессе учебы в рамках когнитивной психологии, возможно применять не только в конкретных данных, но и в новых для детей ситуациях.

4.

Когнитивная психотерапия, основанная на когнитивной психологии, является наименее травматичной, так как не предполагает задевания глубоких чувств и прошлых событий.

5.

Когнитивисты отстаивают право ребенка на индивидаульное обучение или обучение в малых группах, скомплектованных по способности к усвоению материала. В результате качество обучение повышается за счет того, что учебная программа усваивается с удобной для ребенка скоростью и темпом.

1.

Устаревший подход к показателям развития человека как биологическим процессам, а это искажает их корректное понимание.

2.

Данные опытов и экспериментов, лежащих в основе когнитивной психологии, могут отличаться от данных, которые могли бы быть получены в более естественных условиях. В результате, получаются лабораторные данные, не всегда объективно отражающие реальную картину.

3.

Модели обучения, созданные в рамках отрасли, не позволяют сделать его стандартизированным. В результате, для процесса необходимо задействовать слишком большое количество ресурсов: времени, учителей, финансов и пр.

4.

Проблемное обучение, разработанное когнитивистами, предполагает безоценочное образование, поэтому результат может быть непредсказуемым: трудно оценить реальные результаты.


Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.
Согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:

- сенсомоторная;

- предоперационная;

- операционная;

- стадия конкретных операций.

4.

Концепция:

Психоаналитическая теория

Авторы:

З. Фрейд, Э. Эриксон




Предметом психологии стало изучение динамики отношения сознания и бессознательного.

В центр внимания были поставлены механизмы бессознательного

Сознание перестало быть замкнутым, а стало частью мотивированной психической жизни

Сексуальная сфера вошла в круг психологического изучения

Особое внимание было обращено на роль детского опыта в развитии личности

Разработаны методы психотерапевтической помощи и др.


Преувеличение роли сексуальных влечений, бессознательного начала в поведении человека

Слишком широкое привлечение в качестве объяснения умозрительных конструкций, художественных образов, метафор и т. п.

Произвольность в толковании проявлений бессознательного (содержания слов, ошибочных действий и т. п.)



Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: акционирования человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденции.  Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Понятие психоанализ можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

5.

Концепция:

Педагогика свободы

Автор:
Газман О.С., Иванов А.В.




Развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности. Формирование у ребенка культуры самоопределения, способности к самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Принцип индивидуализации воспитания

Дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные воспитательные возможности в школе, семье, гос. власти. Основными сферами и средствами для достижения цели являются деятельность, общение и бытие.



В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной

и перспективной? Что является основанием для этого?
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное

предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и

примеров.
Педагогика свободы(О.С. Газман, Иванов А.В.)
Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ребенку в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.
Цель концепции: Сформировать гармоническую, всесторонне развитую личность; дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру.
Основные задачи воспитания: Формирование способности у ребенка к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации
Принципы:
1.Принцип гуманистической ориентации личности;
2.Принцип индивидуализации воспитания
Развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух существенно различных процессов - социализации и индивидуализации.
Социализация способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а индивидуализация – развитию индивидуально-неповторимого в конкретном человеке.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал своевременную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Следовательно, воспитание есть не что иное, как помощь ребенку в его саморазвитии.
Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

            Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.


Таблица 4Классификация направлений воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.

Трудовое воспитание

- воспитание бережного отношения к результатам любых видов трудовой деятельности;

-формирование социальной активности и ответственности;

2.

Экологическое воспитание

- развитие ценностного отношения к природе;

-приобщение к общечеловеческим ценностям.

3.

Патриотическое воспитание

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

-выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

4.

Эстетическое воспитание

- формирование чувства прекрасного;

освоение правил этикета;

5.

Нравственное воспитание

-воспитание законопослушного гражданина общества;

-освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

6.

Физическое воспитание

- формирование навыков здорового образа жизни;

-выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

7.

Умственное воспитание

-освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

-формирование умений и навыков мыслительных операций;

8.

Правовое воспитание

- привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

-освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства


Задание 5. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

            Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.

Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.