Файл: Экономические кризисы возникают как в макромасштабах социальноэкономической системы (макроэкономика), так и в масштабах отдельной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, отмечая некоторые важные детали приведенного определения, Д.В. Манушин указывает, что: "…под нормой подразумевается средний уровень основных характеристик среди схожих экономических систем других стран, обладающих примерно такими же ресурсами, возможностями и основными достигнутыми результатами. [9]

Под макроэкономической системой предлагается понимать систему экономических отношений между субъектами, поддерживающими общественные институты страны, направленную на достижение максимального благосостояния общества. Под системой понимается устойчивая совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единую, целенаправленную, полезную и самокорректирующуюся структуру, адаптированную к имеющейся естественной внешней среде и обладающую новыми свойствами, качественно превосходящими сумму свойств всех ее элементов, взятых по отдельности. Под элементами понимаются субъекты, объекты и система методов и приемов, присущие изучаемой деятельности" .

Важно подчеркнуть, что для наиболее эффективных систем типично непрерывное внутреннее самосовершенствование, постоянное развитие во внешней среде, регламентность и многократное использование однажды полученной информации.

Микроэкономический кризис

Микроуровенъ экономики - это уровень отдельной организации, как в сфере материального производства, так и в сфере интеллектуально-информационной деятельности, которую часто называют непроизводственной сферой, что вряд ли оправданно.

Организация — это некоторое относительно обособленное структур­ное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособ­ления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие спе­циализированных информационных структур, возможность выделения общего результата работы. [10]

В жизненном цикле организации выделяют следующие четыре фазы:

1) формированиеНа этом этапе происходит инвестирование в организацию производства — приобретение ма­шин, подготовка кадров и т.п. Затрачиваемые средства не возвра­щаются;

2) ростНа этом этапе всякие вложения средств от­кликаются значительным приростом производственных мощно­стей, объема продаж, прибыли. Это наиболее прогрессирующая фаза жизненного цикла фирмы;


3) равновесное функционированиеНа этом этапе без существенных инвестиций происходит процесс равномерного функционирования, по­лучения стабильного дохода. Однако, в конце концов, изнашивает­ся оборудование, претерпевают моральный износ основные фонды и продукция, и промышленная фирма при­ближается к спаду.

4) спад. Если не предпринимать реконструкции, то фирма постепенно самоликвидируетсяОд­нако наличие в фирме технологической культуры, конструкторско-технологической базы и не полностью изношенного оборудо­вания обеспечивают ей возможность начала нового жизненного цикла. Для этого на этапе спада нужно изыскать и на­править средства в реконструкцию и ре­организацию. Такой маневр может позволить преодолеть кризис­ное состояние и сообщить фирме ускоряющее движение к оживле­нию и последующему росту.

Внутренними причинами возникновения кризиса в организа­ции могут быть возникшие диспропорции и нарушения равнове­сия между:

- отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

- объемом производства и объемом реализованной продукции;

- объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;

- доходами и объемами краткосрочных займов;

- качеством продукции и ее ценой на рынке;

- ценой продукции и затратами на ее производство;

- уровнем технического оснащения анализируемого предпри­ятия и его конкурентов;

- дебиторской и кредиторской задолженностями;

- объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.

Применительно к организации кризисы можно классифициро­вать следующим образом:

- технологический, при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволя­ют выпускать качественную, конкурентоспособную продук­цию, что приводит к финансовым потерям;

- социальный, возникает в резуль­тате появления между работниками или их группами конфликтов. Конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени;

- финансовый, возникающий в результате нерационального ис­пользования собственного капитала и заемных средств, не­эффективного использования полученной прибыли, что вле­чет за собой опять же финансовые проблемы организации;

- организационный — возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппа­рата управления, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности, между уровнями управления, подразделениями и внутри между исполнителями;



- информационный,является следствием ситуации, в которой получаемая информация недостаточно достоверно отражает поло­жение дел в самой организации и на рынке. Все это вызывает увеличение различных видов потерь;

- кризис взаимодействиямежду собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.

Распознавание и преодоление кризисов

Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией этой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности.

Для организаций и предприятий все больше возникает необходимость в антикризисном управлении в связи с большой сложностью управления и увеличивающихся масштабов производственной, распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня должно быть поставлено на профессиональную основу. Все это зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления не ограничивается навыками нормального, успешного управления. Он должен проявляться и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса.

Целью работы являлось изучение кризисов на макро и микро уровне. Были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы кризисов на макро и микро уровнях; подробно изучить классификацию кризисов; научиться распознавать и преодолевать кризисы.[11]

Автор с поставленной целью справился, о чем могут свидетельствовать следующие краткие выводы, сделанные на основе данной работы.

Кризис - это обострение противоречий в организации, угрожающие ее жизнестойкости в окружающей среде. Типология кризисов весьма многогранна, в связи различными причинами возникновений кризисов и их возможных последствий.

Для организаций и предприятий все больше возникает необходимость в антикризисном управлении в связи с большой сложностью управления и увеличивающихся масштабов производственной, распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня должно быть поставлено на профессиональную основу. Все это зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления.


По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Заключение

Кризис - это обострение противоречий в организации, угрожающие ее жизнестойкости в окружающей среде. Типология кризисов весьма многогранна, в связи различными причинами возникновений кризисов и их возможных последствий.

Для организаций и предприятий все больше возникает необходимость в антикризисном управлении в связи с большой сложностью управления и увеличивающихся масштабов производственной, распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня должно быть поставлено на профессиональную основу. Все это зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Список литературы

  1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М.Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с.

  2. Антикризисное управление: Учебное пособие в 2/х томах / Отв. ред. Г.К. Таль. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 215 с.

  3. Ступина А.А., Коренюгина Л.М. Создание экономических систем с использованием системных исследований // Сборник научных трудов IV Российской научно-методической конференции «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика" для инновационной экономики" / Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2012. - С. 181. .

  4. Тархова А.В. Модернизационная компонента антикризисного регулирования российской экономики: диссертация... кандидата экономических наук: 08. 00. 01 / Тархова Анастасия Васильевна. - Владикавказ, 2012. - С. 52. .

  5. диспропорций Погодина В.В. Антикризисное управление в промышленном комплексе: теория, методология и механизмы реализации. - СПб., 2014. - С. 39. .

  6. Петухов Д.В. Антикризисное управление. - М.: МИЭМП, 2013. - С. 26. .

  7. " Конопатов С.Н. Закупки спутников для военного космоса США: анализ проблем в контексте цивилизационного вызова // Вопросы инновационной экономики. - 2012. - № 4. - С. 84. 

  8. Манушин Д.В. Уточнение понятия «макроэкономический кризис». // Вопросы экономики. - 2014. - № 25 (601). - С. 49. .

  9. Манушин Д.В. Уточнение понятия «макроэкономический кризис». // Вопросы экономики. - 2014. - № 25 (601). - С. 50
  10. Антикризисное управление: Учебное пособие в 2/х томах / Отв. ред. Г.К. Таль. - М.: ИНФРА-М, 2004.-145 с

  11. Грущенко В.И., Фомченкова Л.В. Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления. // Менеджмент, 1998, №1. – 252 с