Файл: Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей самара издательство сгау 2014 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23
1.3.13.
Бортовая панель
Бортовая панель (рис. 1.14) закрыта крышкой, шарнирно установленной на петле, и фиксируется винтовым замком. На панели расположены два на- гнетающих и два всасывающих клапана для подсоединения шлангов гидро- установки при проверке работы систем. По устройству клапаны нагнетания и всасывания аналогичны.
Рис. 1.14. Бортовая панель подключения на- земной гидроустановки расположена снаружи центральной части фюзеляжа между шпанго- утами №12 и 13 с левой стороны по полету.
Рис. 1.15. Клапан бортовой панели
В корпусе клапана 5 (рис. 1.15) установлены: пружина 3, клапан 4, штуцер 1 и заглушка 7, укрепленная на цепочке 8. Наконечники шлангов гидроустановки оборудованы упорами, которые при подсоединении к клапа- нам бортовой панели открывают их, тогда жидкость из бака гидросистемы подается к насосу гидроустановки и под рабочим давлением через клапан нагнетания – в гидросистему.
1.3.14.
Цилиндр управления фрик-
ционом ручки ШАГ-ГАЗ
Цилиндр управления фрикцио- ном ручки ШАГ-ГАЗ обеспечивает бесступенчатое отклонение ручки на любой угол в пределах рабочего диа- пазона. В качестве гидроцилиндра используется расточка в оси крепле- ния ручки ШАГ–ГАЗ (рис. 1.16).
В цилиндре установлен свобод- но плавающий поршень 14 с уплот- нительными кольцами. При подаче жидкости в цилиндр поршень, пере- мещаясь, через промежуточный плунжер 23 действует на тарелку 18, которая отжимает пружины, рассто- паривая ручку. Подача жидкости в цилиндр производится включением
Рис. 1.16. Левая ручка ШАГ-ГАЗ
24 электромагнитного крана ГА-192Т путем нажатия кнопки на ручке ШАГ-
ГАЗ. При выключении крана полость под поршнем через кран ГА-192Т со- общается со сливом в бак. Усилием сжатых пружин жидкость выдавливается на слив, и ручка застопоривается.
1.3.15.
Гидравлический упор
Гидравлический упор предназначен для загрузки на земле ручки управ- ления дополнительным усилием (120±30) Н
[(12+3) кгс] при отклонении ее назад за пре- делы, соответствующие положению наклона тарелки автомат перекоса назад на угол 2°±
2 1 ′
Гидроупор (рис. 1.17) установлен на стенке шпангоута 5Н и закреплен на крон- штейне 1 болтами против нижнего плеча верхней угловой качалки продольного управления. Он состоит из цилиндра 2, из- готовленного вместе со штуцером, поршня 3 со штоком, регулируемого винтового упора
5 и буксы 4 с уплотнительными кольцами.
Винтовой упор 5 ввернут в резьбовую рас- точку штока поршня 3 и зафиксирован контргайкой.
Включение гидроупора производится механизмами, установленными на штоках камер низкого давления главных стоек шас- си. Каждый механизм включает микровы- ключатель 11, коромысла 10 с толкателем 9 и пружины 12. При необжатом штоке каме- ры низкого давления амортизаторов тарелка автомата перекоса способна отклоняться назад на угол
6 2
1 0
5
′
+
′
−
, что характерно для управления вертолетом в полете. После по- садки вертолета шток камеры низкого дав- ления амортизаторов обживается, и шлиц- шарнир 8 складывается. При этом он через толкатель 9 поворачивает коромысло 10, которое освобождает концевой выключа- тель 11, в результате чего подается питание на электромагнитный кран ГА-192Т. По- следний срабатывает и подает жидкость в цилиндр 2 гидроупора. Под давлением гид- рожидкости поршень 3 перемещается, и
Рис. 1.17. Гидравлический упор
25 винтовой упор 5 через ролик 6 качалки 7 ограничивает диапазон ее поворота, а, следовательно, и отклонение тарелки автомата перекоса назад на угол
2°+12'.
Ограничение отклонения тарелки автомата перекоса назад предот- вращает удар лопастей несущего винта о хвостовую балку при посадке вер- толета с большим утлом кабрирования. При необходимости увеличения этого угла к ручке управления необходимо приложить усилие не менее (120±30) Н
[(12±3) кгс].
При отрыве вертолета от земли и выходе штоков амортизаторов шлиц- шарнир 8 распрямляется, освобождая коромысло 10, которое с помощью пружины 12 поворачивается и нажимает на концевой выключатель 11. При этом кран ГА-192Т выключается, и жидкость усилием от ручки управления выжимается из цилиндра гидроупора через кран и дозатор.
1.3.16.
Трубопроводы гидросистемы
Трубопроводы гидросистемы в магистралях, нагруженных давлением, выполнены из бесшовных труб, изготовленных из нержавеющей стали
Х19Н9Т, а на участках, не нагруженных давлением – из алюминиевого спла- ва АМг2М. В местах подвода жидкости к управляемым гидроагрегатам при- менены гибкие резинотканевые шланги, заделанные в оплетку. Для удобства выполнения разводки и повышения эксплуатационной технологичности тру- бопроводов на гидропанели установлены коллекторы. Каждый коллектор состоит из толстостенной трубки с приваренными по концам штуцерами для подсоединения трубопроводов гид- росистемы. В трубку вварены шту- цера для крепления гибких шлангов накидными гайками.
Трубопроводы крепятся к гид- ропанели и другим элементам кон- струкции при помощи дюралюми- ниевых колодок с резиновыми про- кладками. Трубопроводы имеют ниппельное соединение, снаружи окрашены эмалью серого или зеле- ного цвета с нанесением маркиро- вочных колец согласно назначению
(рис. 1.18).
1.4.
Гидроусилители КАУ-30Б и РА-60Б
Комбинированные гидроусилители КАУ-30Б и РА-60Б установлены в системе управления вертолетом и предназначены для снятия нагрузок с ко- мандных рычагов управления. На вертолете установлены три гидроусилителя
КАУ-30Б в системах продольного, поперечного управлений и управления
Рис. 1.18. Маркировка трубопроводов
26 общим шагом несущего винта и один гидроусилитель РА-60Б в системе пу- тевого управления.
Все четыре гидроусилителя шарнирно монтируются в опорах, закреп- ленных шпильками на общем кронштейне, установленном на главном редук- торе. Опоры имеют подшипники, в которых агрегат может осуществлять уг- ловое перемещение в плоскости, перпендикулярной оси цапф. Входная ка- чалка каждого гидроусилителя соединена с тягой проводки управления, иду- щей от командных рычагов управления. Штоки силовых цилиндров соедине- ны с качалками продольно-поперечного управления и рычагом общего шага автомата перекоса, а шток РА-60Б соединен с качалкой сектора путевого управления. Шлиц-шарниры удерживают гидроусилители от радиальных поворотов. Посредством штепсельных разъемов гидроусилители подсоеди- нены к электрическим цепям автопилота, а с помощью гибких шлангов со- единены с гидросистемой вертолета.
Ручное управление вертолетом с помощью гидроусилителей сводится к перемещению их золотников при отклонении командных рычагов управле- ния. Штоки силовых цилиндров гидроусилителей через систему проводки управления изменяют наклон тарелки автомата перекоса или шаг рулевого винта со скоростью, пропорциональной скорости движения рычагов управ- ления, и в направлении, соответствующем их отклонению. При остановке рычагов прекращается и перемещение управляемых органов.
На комбинированные режимы управления гидроусилители переключа- ются сигнальным давлением, поступающим от электромагнитных кранов
ГА-192Т, и работают как от ручного управления, так и от сигналов автопило- та в ограниченном диапазоне. При автоматической стабилизации вертолета от сигналов автопилота штоки гидроусилителей могут перемещаться в пре- делах 20% от полного хода штока. При этом рычаги управления остаются неподвижными, так как ручка продольно-поперечного управления фиксиру- ется механизмами ЭМТ-2М, а ручка ШАГ-ГАЗ стопорится фрикционом.
Гидроусилитель РА-60Б обеспечивает возможность медленной автоматиче- ской перегонки педалей управления в пределах полного диапазона их откло- нения в случаях, когда потребный диапазон отклонения путевого управления для стабилизации превышает 20% его полного хода.
1 2 3 4 5 6 7 8
1.4.1.
Гидроусилитель КАУ-30Б
Гидроусилитель КАУ-30Б является гидроэлектромеханическим силовым агрегатом со следящей системой управления. При ручном управлении работа агрегата осуществляется по гидромеханическому принципу, а при комбини- рованном (когда гидроусилитель работает одновременно от ручного управления и от сигналов автопилота) – по гидроэлектромеханическому принципу.
27
Гидроусилитель (рис. 1.19) состоит из узла головки 11, исполнительного штока с поршнем 14, силового цилиндра 15 и узла качалки 29, с помощью которой золотник ручного управления соединен с проводкой управления вер- толетом.
Рис. 1.19. Конструкция комбинированного гидроусилителя КАУ-30Б
В узел головки 11 включены все управляющие и распределительные элементы и золотниковые пары, которые смонтированы в расточках и свер- лениях головки и закрыты крышками или резьбовыми пробками. Для герме- тизации и разделения полостей нагнетания и слива места соединений деталей уплотнены резиновыми кольцами с защитными фторопластовыми проклад- ками.
Головка (рис. 1.20) изготовлена из магниевого сплава, термически обра- ботана и анодирована. В корпусе 4 головки расположены: распределитель- ный золотник 15 ручного управления, клапан 2 переключения систем, рас- пределительный клапан 8 автопилотного управления с управляющим золот- ником 3 от сигналов автопилота, толкателем 9 и пружиной 10, редукционный клапан 6, электромагнитное поляризованное реле 11, фильтры 1 и 5, дроссели
28
7 и 17, клапан 14 кольцевания силового цилиндра, клапан 18 включения ком- бинированного управления со стопорным устройством 26, клапан 16 кольце- вания цилиндра комбинированного управления, цилиндр 19 комбинирован- ного управления, шток с поршнем 25 комбинированного управления, меха- низм 24 возврата головки. На корпусе головки установлено пять штуцеров для подсоединения гибких шлангов подачи и слива жидкости.
Силовой цилиндр 15 (рис. 1.19) и исполнительный шток с поршнем 14
выполнены из высоколегированной стали и подвергнуты специальной обра- ботке. Поршень 14 с исполнительным штоком размещен в цилиндре 15, в один торец которого запрессована и законтрена штифтами бронзовая втулка, а в другой ввинчена бронзовая гайка 16. Герметичность цилиндра по штоку обеспечивается постановкой в кольцевые канавки втулки и гайки цилиндра уплотнительных пакетов 19 и 20, а уплотнение по цилиндру достигается ре- зиновыми кольцами.
Рис. 1.20. Принципиальная схема комбинированного агрегата управления КАУ-30Б:
I – канал, соединенный с трубопроводом нагнетания основной системы; II – канал, соединенный с трубопроводом слива основной системы; III– канал, соединенный с трубопроводом слива дублирующей системы; IV – канал, соединенный с трубопро- водом нагнетания дублирующей системы; V – канал, подводящий жидкость для включения гидроусилителя на режим комбинированного управления.
На наружной поверхности цилиндра заодно с ним выполнены две цапфы для крепления гидроусилителя. В резьбовой хвостовик штока ввернут нако- нечник 18, в проушину которого установлен и завальцован сферический
29 подшипник для соединения штока с качалкой проводки управления. На носке штока имеется внутренняя резьба для соединения со штоком поршня 26 ком- бинированного управления. Распределительная трубка 21, запрессованная во внутреннюю полость штоков, образует два канала, которыми соединяются полости силового цилиндра с каналами головки.
Для фиксации головки от проворачивания относительно силового ци- линдра на цилиндре и головке имеются проушины, в которых монтируются звенья шлиц-шарнира 13.
Цилиндр комбинированного управления выполнен в корпусе головки, составляя с ней одно целое, и закрыт буксой 25 с уплотнительными резино- выми кольцами. Букса фиксируется в расточке стальным стаканом, вверну- тым в резьбовую расточку корпуса головки. Стакан одновременно является корпусом механизма возврата головки в нейтральное положение. Внутри ста- кана между двумя упорными втулками 23 установлена пружина 24 механиз- ма, предварительный натяг которой обеспечен гайкой 22, навернутой на ста- кан.
На носке штока комбинированного управления имеется коническое гнездо под стопор, а снизу площадка для крепления упора 28, предотвра- щающего поворот головки относительно штокa. При относительном движе- нии головки упор перемещается на двух шарикоподшипниках, установлен- ных на осях в крышке 27.
Стопор 26 (рис. 1.20) при помощи пружины обеспечивает стопорение головки гидроусилителя в среднем положении относительно штока. На носок конического стопора опирается его плунжер 18 с пружиной, которой при пе- реходе гидроусилителя на комбинированное управление под действием дав- ления гидрожидкости перемещает стопор, освобождая головку от фиксации относительно штока.
Между силовым цилиндром и головкой на штоке укреплен хомут с цап- фой для соединения с рычагом индукционного бесконтактного потенциомет- ра 23, который является датчиком обратной связи при комбинированном управлении. Потенциометр обеспечивает выдачу сигналов, пропорциональ- ных перемещению головки относительно исполнительного штока, путем преобразования возвратно-поступательного движения головки в угловые пе- ремещения ротора потенциометра.
Распределительный золотник 15 ручного управления совместно с собст- венной гильзой образует четырехлинейную золотниковую пару. Передний конец золотника развернут в проушину, в которую запрессован шарнирный подшипник для соединения с серьгой узла качалки 28. В расточке хвостовика золотника установлен демпфер, предотвращающий резонансные колебания золотника. При движении золотника в сторону демпфера часть рабочей жид- кости из полости Р вытесняется по зазорам между шариком и корпусом демпфера, и золотник нагружается сжимающей его силой. Обратное движе- ние золотника 15 характерно созданием разрежения в полости Р, так как ша- рик демпфера прижимается жидкостью к седлу и полость Р перекрывается. В
30 этом случае создается действующая на золотник всасывающая сила, превос- ходящая силу трения в распределительном устройстве не менее 0,5 кгс. В результате действующие на золотник при его перемещении силы препятст- вуют возникновению резонансных колебаний золотника и обеспечивают его устойчивую работу. Конструкция золотника ручного управления и его демп- фера показана на рис. 1.17 поз. 2,10.
Клапан 2 (золотникового типа) (рис. 1.20) переключения систем, клапан
14
(шарикового типа) кольцевания силового цилиндра и клапан 16 (плунжер- ного типа) цилиндра комбинированного управления монтируются в расточ- ках корпуса головки в собственных гильзах.
Для дополнительной фильтрации рабочей жидкости, подводимой к ра- бочим элементам гидроусилителя, он имеет три фильтра 1 (два из них уста- новлены в магистралях подвода жидкости к клапану 2 переключения от ос- новной и дублирующей систем), третий фильтр 5 – в магистрали подвода жидкости к распределительному клапану 8 автопилотного управления. Узел каждого фильтра состоит из фильтрующего элемента, запорного клапана с пружиной и пробки. Фильтрующий элемент имеет цилиндрический каркас, к которому снаружи припаяны внутренняя каркасная и внешняя фильтрующая сетки. Запорный клапан плунжерного типа предотвращает вытекание гидро- жидкости из гидроусилителя при демонтаже фильтра. Четыре дросселя 7 и
17, установленные в каналах гидроусилителя, устраняют пульсацию рабочей жидкости, подводимой к наиболее ответственным его элементам.
Распределительный клапан 8 автопилотного управления обеспечивает усиление мощности входного сигнала от автопилота и распределяет рабочую жидкость в полости цилиндра комбинированного управления. Совместно с гильзой, исполнительным и управляющим золотниками он составляет много- линейную золотниковую пару. Поскольку клапан является наиболее ответст- венным узлом, снаружи в проточках гильзы монтируются четыре кольцевых фильтрующих элемента, состоящих из латунных сеток и каркасных решеток.
В передней расточке исполнительного золотника 8 с высокой точностью ус- тановлен управляющий золотник 3. Хвостовик управляющего золотника по- средством пружины соединен с толкателем 9, который, в свою очередь, ана- логичным образом (через регулировочный винт), связан с якорем 12 реле 11.
Подвод гидрожидкости к управляющему золотнику 3 осуществляется через редукционный клапан 6, обеспечивающий понижение рабочего давле- ния гидрожидкости до 0,55 МПа (5,5 кгс/см
2
) с целью повышения стабильно- сти работы золотника. Клапан состоит из золотника с гильзой, редукционной пружины, пробки и регулировочного винта. Величина постоянного давления рабочей жидкости регулируется редукционной пружиной.
Электромагнитное поляризованное реле РЭП-8Т преобразует ток управ- ления в перемещение управляющего золотника 3. Реле 11 работает в среде гидрожидкости и представляет собой электромагнит с линейной зависимо- стью вращающего момента и угла поворота якоря от тока управления. Элек- тромагнит состоит из основы и двух боковых Г-образных сердечников, не-