Файл: Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей самара издательство сгау 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31 сущих на себе катушки подмагничивания. Плоский якорь поворачивается между обмотками катушек на оси в пределах ±10 30' и при повороте через толкатель 9 с пружиной 10 воздействует на положение управляющего золот- ника 3. Центрирующие пружины рычага якоря увеличивают его восстанавли- вающий момент. Весь узел реле в корпусе головки закрыт герметичной крышкой, а электропроводка выведена на штепсельный разъем 13.
Качалка 29, при помощи двух шарикоподшипников шарнирно закрепле- на к проушинам корпуса головки. Верхний конец качалки посредством экс- центрикового болта и серьги связан с распределительным золотником ручно- го управления. Эксцентриковый болт обеспечивает регулировку положения буртиков золотника относительно расточек гильзы при среднем положении качалки. В средней части качалки выполнено отверстие для прохода специ- ального болта с втулками, к которому подсоединен наконечник 1 тяги ручно- го управления. Перемещение качалки, а, следовательно, и распределительно- го золотника ограничивается втулками с овальными отверстиями, запрессо- ванными в отверстия проушин корпуса головки. Зазоры между втулками бол- та и втулками проушин корпуса головки защищены от загрязнения латунны- ми кольцами с пружинами.
При ручном управлении рабочая жидкость из основной гидросистемы через штуцер I, фильтр 1 (рис. 1.20) и клапан 2 переключения поступает в канал А, а затем в среднюю проточку распределительного золотника 15 руч- ного управления. В случае отказа основной и включения дублирующей гид- росистемы клапан 2 давлением жидкости перемещается в противоположную сторону, и гидроусилитель переходит на питание от дублирующей системы.
Из канала А жидкость параллельно поступает к клапану 14 кольцевания силового цилиндра, распределительному клапану 8 автопилотного управле- ния и редукционному клапану 6. Давлением жидкости шарики клапана 14 кольцевания прижимаются к своим седлам, которые разъединяют каналы В и
Г, сообщающиеся с полостями силового цилиндра 21 каналами М и Н.
При отклонении ручки управления в ту или другую сторону через качал- ку 28 соответственно перемещается и золотник 15. При этом жидкость из средней кольцевой проточки золотника поступает через каналы Д, В, М или каналы Е, Г, Н в одну из полостей силового цилиндра 21 и перемещает ис- полнительный шток 22 с необходимым усилием вправо или влево. Одновре- менно жидкость из противоположной полости силового цилиндра вытесняет- ся в сливную магистраль через каналы Н, Г, Е, Б или через каналы М, В, Д, Б в зависимости от положения золотника 15.
Движение распределительного золотника 15 происходит до того момен- та, пока не остановится командный рычаг. При этом золотник 15 ручного управления остановится, а головка 4 вместе с исполнительным штоком 22 продолжит движение до тех пор, пока буртиками золотника 15 не перекроют- ся каналы Д и Е. В результате этого жидкость в полостях силового цилиндра
21 будет заперта, а шток 22 зафиксирован вместе с проводкой управления вертолетом, идущей от гидроусилителя к автомату перекоса.


32
При комбинированном управлении гидроусилитель работает от сигналов автопилота или одновременно от автопилота и ручного управления. Включе- ние комбинированного управления производится посредством одновремен- ной подачи сигнала на включение автопилота и электромагнитного крана
ГА-192Т, который срабатывает и подает жидкость под давлением через шту- цер V и клапан включения в канал для включения гидроусилителя на режим комбинированного управления. По каналу жидкость поступает к клапану 16 кольцевания, который разобщает полости цилиндра 19 комбинированного управления, и к плунжеру 18 для расстопаривания штока с поршнем 25 ком- бинированного управления. При этом головка агрегата получает возмож- ность перемещаться относительно штока в пределах хода поршня 25 в ци- линдре 19 комбинированного управления.
При подаче сигнала от автопилота в одну из обмоток поляризованного реле 11 якорь 12 поворачивается и через толкатель 9 и пружину 10 переме- щает влево или вправо от нейтрального положения управляющий золотник 3.
Камера Л соединяется с линией подачи или слива, что вызывает перепад дав- лений в камерах Л и К. Под действием неуравновешенных сил распредели- тельный клапан 8 следует за золотником 3, т.е. повторяет его движения.
При перемещении распределительного клапана 8 вправо жидкость из канала А через кольцевую канавку клапана и канал С поступит в левую по- лость цилиндра 19 комбинированного управления. Одновременно правая по- лость этого цилиндра через канал Т и левую кольцевую канавку клапана 8 сообщается со сливным каналом Б, и вследствие перепада давления в полос- тях цилиндра 19 головка 4 гидроусилителя начнет перемещаться влево отно- сительно штока с поршнем 25 и распределительного золотника 15. При сме- щении корпуса 4 головки гидроусилителя относительно золотника 15 про- изойдет сообщение через кольцевую расточку золотника 15 канала А с кана- лом 1 через каналы Е и Г. Одновременно канал М через каналы В и Д и ле- вую кольцевую канавку золотника 15 сообщится со сливным каналом Б.
Вследствие возникающего перепада в полостях силового цилиндра 21 исполнительный шток 22 переместится вправо вызывая перемещение орга- нов управления. Так как головка гидроусилителя имеет возможность пере- мещаться относительно штока с поршнем 25 на ±6 мм от нейтрального поло- жения, что соответствует 20% от общего хода исполнительного штока 22, то и органы управления от сигналов автопилота переместятся в 20-процентной зоне от их общего хода. Такой диапазон управления от автопилота выбран с целью безопасности на случай отказа автопилота. При перемещении распре- делительного клапана 8 влево происходит подача гидрожидкости под давле- нием в противоположные полости цилиндров, поэтому и направление движе- ния исполнительного штока 22 изменяется на противоположное.
При комбинированном управлении на гидроусилитель передается уси- лие пилота через ручку управления с одновременной коррекцией за счет со- ответствующих электрических сигналов от автопилота, обеспечивающих ав- томатическое устранение самопроизвольных отклонений вертолета, т.е. при


33 ручном управлении вертолетом исполнительный шток 22 гидроусилителя при перемещении командных рычагов перемещается в ту же сторону. Одно- временно с этим в случае самопроизвольного отклонения вертолета автопи- лот посылает сигналы на поляризованное реле 11, от которых перемещается клапан 8, жидкость подается на перемещение цилиндра 19, и, следовательно, корпуса 4 головки гидроусилителя. Корпус перемещается относительно зо- лотника 15, от которого жидкость по каналу А поступает в силовой цилиндр
21, перемещает его шток, тем самым автоматически устраняется самопроиз- вольное отклонение вертолета.
Для предотвращения ухода вертолета в противоположную сторону с по- тенциометра ИПБ-45-1 гидроусилителя на вход агрегата управления автопи- лота поступает сигнал, противоположный по знаку управляющему сигналу. В дальнейшем потенциометр вырабатывает сигналы, пропорциональные пере- мещению головки относительно исполнительного штока.
При отключении комбинированного управления механизм возврата 24 устанавливает головку гидроусилителя в нейтральное положение относи- тельно поршня 25. При этом клапан кольцевания 16 сообщает между собой полости цилиндра комбинированного управления, что облегчает стопорение головки гидроусилителя стопором 26.
Выключение комбинированного режима работы гидроусилителей во всех системах управления осуществляется путем выключения автопилота.
Кроме того, отключение канала высоты автопилота и режима комбинирован- ного управления в гидроусилителе общего шага происходит при нажатии кнопки расстопаривания фрикциона ручки ШАГ-ГАЗ, т.е. когда возникает необходимость вручную изменить высоту полета.
При отсутствии давления в основной и дублирующей гидросистемах гидроусилитель преобразуется в жесткую тягу проводки управления. В гид- росистеме имеется клапан кольцевания 14, обеспечивающий кольцевание полостей силового цилиндра 21 через распределительный золотник 15 ручно- го управления. Это дает возможность при неработающей гидросистеме вруч- ную через командные рычаги и цепи управления вертолетом воздействовать на перемещение распределительного золотника, а от него через корпус 4 го- ловки на положение исполнительного штока 22 и далее на управляемые ор- ганы.
При отклонении ручки управления перемещается золотник 15, и жид- кость из одной полости цилиндра 21 вытесняется, отжимает шарик клапана
14 и далее через центральную кольцевую расточку в золотнике 15 и каналы Д или Е (в зависимости от направления движения золотника) заполняет проти- воположную полость цилиндра 21. После остановки распределительного зо- лотника за счет действия внешних сил на исполнительный шток последний займет новое необходимое положение.


34
1   2   3   4   5   6   7   8

1.4.2.
Гидроусилитель РА-60Б
Гидроусилитель РА-60Б является гидроэлектромеханическим исполни- тельным силовым механизмом, установленным в системе путевого управле- ния вертолетом. По устройству, принципу действия и схеме работы гидро- усилитель РА-60Б (рис. 1.21) аналогичен гидроусилителю КАУ-30Б и отли- чается от последнего тем, что имеет специальный механизм перегонки, кон- цевые микровыключатели, другой профиль лысок распределительного золот- ника ручного управления и увеличенный диапазон его хода до 2,1 мм.
Рис. 1.21. Принципиальная схема рулевого агрегата РА-60Б:
I, II, III, IV – каналы, соединенные с трубопроводами нагнетания основной системы слива основной системы, слива дублирующей системы, нагнетания дублирующей системы соответственно V – канал, подводящий жидкость для включения агрегата
КАУ-30Б на режим комбинированного управления
Механизм перегонки (механизм отключения обратной связи исполни- тельный шток – распределительный золотник ручного управления) позволяет расширить диапазон работы гидроусилителя при комбинированном управле- нии, т. е. при необходимости обеспечить полный ход исполнительного штока от электрических сигналов автопилота при комбинированном управлении двух микровыключателей 26.
Двуплечая качалка 32 шарнирно установлена на кронштейне 31, закреп- ленном к корпусу 4 головки гидроусилителя. Верхнее плечо качалки 32 раз-

35 вернуто в цилиндр, в котором размещены два стакана 30 с установленной между ними пружиной. Нижнее плечо качалки заканчивается проушиной для соединения с тягой 34, связывающей качалку с нижним плечом качалки 35 гидроусилителя. Скоба 33 механизма винтами закреплена к нижней площад- ке носка штока комбинированного управления. Она имеет два регулировоч- ных винта 29, установленные на одной оси со стаканами, 30 двуплечей ка- чалки. Скоба одновременно предотвращает поворот штока относительно го- ловки с помощью направляющих подшипников, смонтированных в крон- штейне. К заднему плечу скобы жестко закреплен рычаг с пружинным упо- ром 27 микровыключателей. Микровыключатели 26 смонтированы на двух стойках, закрепленных винтами к нижнему фланцу корпуса головки гидро- усилителя. Регулировочные винты 29 ограничивают свободное перемещение верхнего плеча качалки механизма при относительных перемещениях голов- ки. Разность между величиной свободного хода качалки из среднего положе- ния до упора ее в регулировочный винт и величиной относительно хода го- ловки от среднего положения до упора определяет смещение распредели- тельного золотника ручного управления от среднего положения при перегон- ке. Стаканы 30 двуплечей качалки обеспечивают перемещение входной ка- чалки 35 гидроусилителя в сторону, противоположную перегонке, силой, приложенной к точке соединения входной качалки с проводкой управления.
Механизм перегонки совместно с микровыключателями закрыт кожухом, закрепленным к корпусу головки винтами.
Гидроусилитель РА-60Б может работать в ручном (ножном) режиме, ре- жиме комбинированного управления как от сигналов автопилота, так и от ножного управления, в режиме при отсутствии давления рабочей жидкости в гидросистеме и режиме перегонки.
В первых трех случаях схема работы РА-60Б ничем не отличается от гидроусилителя КАУ-30Б. Работа гидроусилителя РА-60Б в режиме перегон- ки заключается в следующем. При работе гидроусилителя в комбинирован- ном режиме после отработки максимального сигнала от автопилота, т. е. ко- гда шток цилиндра комбинированного управления становится на упор, пру- жинный упор 27 нажимает на микровыключатель 26, который подает им- пульс тока на электромагнитный тормоз ЭМТ-2М для его растормаживания, и нагрузка с педалей снимается. Одновременно вследствие разности относи- тельного хода головки и свободного хода двуплечей качалки 32 последняя упирается в один из регулировочных винтов 29 на скобе 33 механизма и че- рез тягу 34 поворачивает входную качалку 35 гидроусилителя и перемещает распределительный золотник 15 ручного управления по ходу исполнительно- го штока на определенную величину относительно среднего положения. По- скольку золотник обеспечивает поступление гидравлической жидкости в по- лость силового цилиндра, исполнительный шток агрегата продолжает пере- мещаться в ту же сторону с постоянной и небольшой скоростью. Вместе с исполнительным штоком перемещаются и педали управления.