Файл: Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей самара издательство сгау 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
Перегонка продолжается до тех пор, пока на вход привода не поступит сигнал стабилизации обратного знака. Для изменения направления движения исполнительного штока при перегонке необходимо к педалям управления приложить увеличенное усилие в направлении, противоположном движению исполнительного штока. Это усилие передается на качалку 35, происходит перекладка золотника, и исполнительный шток перемещается в обратную сторону.
При необходимости пилот может переключить управление на себя путем нажатия на гашетки педалей, в результате чего стабилизация вертолета по курсу отключается. В этом случае на гидроусилитель передается воздействие от пилота с одновременной коррекцией от автопилота движения вертолета по угловой скорости рыскания. При этом комбинированное управление работает в небольших пределах, и перегонки не происходит. При снятии ног с педалей автоматически включается стабилизация вертолета по углу курса, и вертолет удерживается на новом курсе.
1.5.
Техническое обслуживание
Безотказная работа гидравлической системы может быть гарантирована лишь при своевременном выполнении определенного комплекса работ в со- ответствии с регламентом технического обслуживания вертолета.
Основными видами работ по этой системе являются: контроль состояния и надежность крепления агрегатов и трубопроводов системы, проверка сис- темы на герметичность, заправка гидросистемы АМГ-10, контроль фильтров и зарядка гидроаккумуляторов.
Трещины на агрегатах гидросистемы не допускаются, поврежденные аг- регаты подлежат замене. Негерметичность устраняется подтяжкой гаек разъ- емных соединений или заменой уплотнительных прокладок. Ослабленные гайки крепления подтягивают с определенным моментом тарированными ключами. Нарушенную контровку заменяют.
Расстояние между трубопроводами на изгибах должно быть не менее
3 мм, между трубопроводами и неподвижными элементами конструкции вер- толета не менее 5 мм, а между трубопроводами и подвижными элементами не менее 10 мм. Допустимая овальность в местах изгиба трубопроводов не должна превышать 5 мм. Царапины, риски, потертости и коррозию глубиной до 0,1 мм удаляют путем зачистки шлифовальной шкуркой до полного уда- ления следов повреждения, а затем поврежденные участки грунтуют и по- крывают эмалью зеленого или шарового цвета в зависимости от принадлеж- ности трубопровода системе. Шланги гидросистемы, имеющие негерметич- ность, вызванную надрывами и потертостями, заменяют.
При осмотре гидроусилителей проверяют крепление опор к плите, от- сутствие ослабления гаек болтов шарнирных соединений, состояние штоков.
Допускается замасливание штоков гидроусилителей при их работе без капле- образования. При обслуживании штоки смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.


37
Затяжку гаек крепления опор гидроусилителей выполняют тарированным ключом с моментом (60+10) Н-м [(6+1) кгс · м].
Фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки проверяют на отсут- ствие на них порывов и проколов сеток, а также исправность резиновых ко- лец. Фильтры тонкой очистки промывают на ультразвуковой установке. При отсутствии последней устанавливают новый фильтрующий элемент. Стакан с фильтрующим элементом ввинчивают в корпус фильтра и контрят. При об- наружении механических частиц и налета на фильтре следует выяснить при- чины их появления.
При выполнении технического обслуживания гидросистемы производят визуальный контроль АМГ-10, прокачку и проверку работоспособности гид- росистем от наземной гидроустановки, а также проверку агрегатов и трубо- проводов на герметичность.
Для контроля качества гидрожидкости в системе необходимо подклю- чить наземную установку, создать рабочее давление в гидросистеме и прора- ботать рычагами управления вертолетом в течение 8...10 мин при питании от основной гидросистемы и 3...5 мин от дублирующей. Выключить гидроуста- новку и, перемещая органы управления, стравить давление в гидросистеме до нуля. Слить АМГ-10 из основной и дублирующей гидросистем через борто- вые клапаны нагнетания по 0,5...1,0 л АМГ-10 в специальную емкость. Кроме того, следует поочередно слить через бортовые клапаны всасывания по
0,3...0,5 л АМГ-10 из баков основной и дублирующей систем. Масло АМГ-10 не должно иметь помутнения, механических примесей и воды. При необхо- димости берут повторную пробу, если и в ней имеются таковые, то АМГ-10 в гидросистеме заменяют. Из гидробака масло сливают через бортовые клапа- ны всасывания при помощи специального шланга с наконечником, обеспечи- вающего открытие их обратных клапанов. Для этого выводной конец шланга предварительно устанавливают в предусмотренную для слива емкость. Из трубопроводов нагнетания масло сливают путем отжатия обратных клапанов бортовых клапанов нагнетания. Слив масла в емкость ведут через шелковый
(батистовый) фильтр. После слива масла следует промыть гидросистему, для чего подсоединить шланг нагнетания гидроустановки к бортовому клапану всасывания основной гидросистемы, а шланг всасывания гидроустановки опускают в емкость с профильтрованным маслом, ранее слитым из гидросис- темы. Включив гидроустановку и пронаблюдав за уровнем масла в полостях гидробака, когда уровень масла дойдет до верхних рисок масломерных сте- кол бака, гидроустановку выключают. Вновь сливают масло из гидросисте- мы, проверив его чистоту, а затем снимают и промывают фильтры тонкой очистки гидросистемы и устанавливают их на место.
Заправляют бак гидросистемы закрытым способом. Для этого следует проверить наличие разрешения на заправку маслом из гидроустановки в пас- порте (контрольном талоне). Перед заправкой бака слить отстой масла из гидроустановки в стеклянную тару и проконтролировать его на предмет на- личия грязи, механических примесей и воды. Подготовить гидроустановку и


38 проверить чистоту наконечников и переходников. При обнаружении грязи и пыли наконечники и переходники промывают керосином и после их проти- рания чистой салфеткой через них проливают 0,5 л АМГ-10 путем включения гидроустановки. Перемещая ручки управления, стравить давление в гидро- системе по манометру до нуля и, открыв крышку люка бортовых клапанов, отвернуть заглушку всасывающего клапана основной гидросистемы. Подсое- динить к клапану нагнетающий шланг с переходником и включить гидроус- тановку. Контроль заправки вести по масломерным стеклам емкостей бака.
При достижении уровня гидрожидкости верхних рисок на масломерных стеклах необходимо выключить гидроустановку. Отсоединив от бортовой панели шланг с переходником гидроустановки, навернуть на клапан заглуш- ку и законтрить ее. Аналогичным образом заправить бак дублирующей гид- росистемы. Для заправки можно использовать наземные гидроустановки типа
УПГ-250, УПГ-250МГ, УПГ-300, ЭГУ-3.
По окончании заправки гидросистемы следует проверить ее работу от двигателей или наземной гидроустановки, вновь проконтролировать уровень масла в гидробаке и при необходимости дозаправить. Установку крышки за- ливной горловины, гаек трубопроводов и гаек-заглушек бортовых штуцеров всасывания и нагнетания производят с предварительным их осмотром на предмет исправности и последующей контровкой.
Для проверки гидросистемы на герметичность и работоспособность без запуска двигателей используют установку УПГ-250. При этом выворачивают заглушки со штуцеров всасывания и нагнетания основной и дублирующей гидросистем и на них наворачивают наконечники соответствующих шлангов установки. К вертолету подключают источник аэродромного питания и пере- ключатель АККУМУЛЯТОР – АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ устанавливают в положение АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ. На левой панели АЗС включают выключатели АЗС АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ 115 – ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
115,
ГИДРОСИСТЕМА ОСНОВНАЯ, ГИДРОСИСТЕМА ДУБЛИРУЮЩАЯ, а на средней панели электропульта устанавливают переключатель
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 115 в ГЕНЕРАТОР 115 В в положение
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 115 В, выключатели ГИДРОСИСТЕМА ОСНОВНАЯ,
ГИДРОСИСТЕМА ДУБЛИРУЮЩАЯ в ПОЛОЖЕНИЕ ВКЛЮЧЕНО, долж- но загореться табло РАБОТАЕТ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 115 В. На правой приборной доске переключатель ТРАНСФОРМАТОР ДИМ установить в по- ложение ОСНОВНОЙ, на средней панели электропульта стрелки указателя
УИ-1 станут на 0.
Включить установку УПГ-250 и проследить за показаниями указателей
УИ-1. При повышении давления в основной гидросистеме по указателю
(3,5±0,5)
МПа [(35±5) кгс/см
2
] должно загореться табло ОСНОВНАЯ
ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА, а давление по указателю дублирующей гидросистемы должно быть равно 0. При плавном перемещении командных рычагов управления в диапазоне их отклонения со скоростью не более 10 циклов в минуту стрелка указателя УИ-1 основной гидросистемы должна


39 колебаться в пределах (4,5±0,3)...(
8
,
0 2
,
0 5
,
6
+

)
МПа [(45±3)...(
8 2
65
+

) кгс/см
2
].
Пе- редвижение рычагов управления должно быть легким и плавным без заеда- ний, рывков, вибраций и затяжелений.
После проверки работы основной гидросистемы выключатели включе- ния гидросистем и установку УПГ-250 необходимо выключить и стравить давление в гидросистеме путем перемещения командных рычагов управле- ния.
Проверить состояние тяг и качалок в системе управления вертолетом на предмет наличия перекосов, заеданий, зазоров и ослабления крепления гид- роусилителей, которых не должно быть. Поперечный зазор опор гидроусили- теля допускается не более 0,5 мм. При наличии дефектов в системе управле- ния их устраняют и производят повторную проверку работоспособности ос- новной гидросистемы. Кроме контроля подвижных элементов системы управления вертолетом, проверяют отсутствие подтекания гидрожидкости, ослабления соединения агрегатов, трубопроводов и штуцеров, срыва резьбы гаек и повреждений развальцовок трубок.
После проверки основной гидросистемы в таком же порядке проверяют работу дублирующей гидростемы. В этом случае выключатель
ГИДРОСИСТЕМА ОСНОВНАЯ необходимо выключить. Тогда при падении давления гидрожидкости в основной системе по указателю УИ-1 до (3±0,5)
МПа [(30±5) кгс/см
2
] должна включиться дублирующая гидросистема, о чем свидетельствует загорание табло ДУБЛИРУЮЩАЯ ГИДРОСИСТЕМА
ВКЛЮЧЕНА, а табло ОСНОВНАЯ ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА должно погаснуть. Остальные операции аналогичны проверке основной гидросисте- мы. После проверки работы дублирующей гидросистемы следует включить выключатель ГИДРОСИСТЕМА ОСНОВНАЯ и проследить за показанием указателей УИ-1. При нарастании давления в основной системе до (3,5±0,5)
МПа [(35±5) кгс/см
2
] давление в дублирующей системе должно плавно упасть до (3±0,2) МПа [(30±2) кгс/см
2
], а затем резко до 0. При этом, загорит- ся табло ОСНОВНАЯ ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА. В случае проверки работы основной гидросистемы проверяют работу автопилота. После прове- дения проверки работоспособности основной и дублирующей гидросистем проверяют зарядку гидроаккумуляторов. Проверку осуществляют методом стравливания давления в системе путем перемещения командных рычагов управления после выключения гидроустановки. При правильной зарядке гидроаккумуляторов азотом характерно резкое падение давления в гидро- системе по манометрам с (3±0,2) МПа [.(30±2) кгс/см
2
] до 0.
Выключение гидросистем вертолета и гидроустановки производят в последовательности, обратной включению.
В случае падения давления в гидросистемах до 0 с величины, большей или меньшей (3±0,2) МПа [(30±2) кгс/см
2
], необходимо проверить зарядку гидроаккумуляторов азотом специальным приспособлением (рис. 1.22).


40
Для этого следует, сняв колпачок зарядного штуцера аккумулятора, навернуть на штуцер при- способление и, поворачивая шток приспособления за рукоятку, открыть зарядный клапан гидроакку- мулятора и по манометру приспособления опреде- лить давление азота.
Если давление азота окажется меньше 2,8 МПа
(28 кгс/см
2
), то требуется зарядить гидроаккумуля- тор азотом. Для этого следует закрыть зарядный клапан гидроаккумулятора, вывернуть шток при- способления и снять заглушку с приспособления для подсоединения зарядного шланга. Выполнив подготовку аэродромного баллона и зарядного шланга к работе, подсоединить последний к балло- ну и штуцеру зарядного приспособления. Поворо- том штока приспособления за рукоятку открыть зарядный клапан гидроаккумулятора, а вентилем баллона подать азот, регу- лируя по манометру приспособления рост давления в гидроаккумуляторе.
При показаниях манометром давления
(3,2±0,2)
МПа
[(32±2) кгс/см
2
] закрыть вентиль баллона и зарядный клапан гидроаккумуля- тора, запорной иглой стравить давление в шланге, снять зарядный шланг и приспособление. При перезарядке гидроаккумулятора с помощью запорной иглы приспособления следует стравить давление до требуемого. Герметич- ность зарядного клапана аккумулятора проверяют путем увлажнения клапана мыльным раствором. Аналогичным образом проверяют и заряжают азотом другие гидроаккумуляторы. Зарядку гидроаккумуляторов производят при отсутствии давления в гидросистемах.
При обслуживании гидроусилителей периодически осматривают и про- мывают их фильтры. Для этого необходимо расконтрить и вывернуть пробку одного из фильтров, вынуть фильтр и осмотреть целостность и чистоту его сетки. Порывы сетки, нарушение паяного шва и загрязнение не допускаются.
После контроля фильтр следует промыть в бензине, продуть с внутренней стороны сжатым воздухом под давлением не более (0,15...0,2) МПа
[(1,5...2) кгс/см
2
] и установить фильтр на место, убедившись в целости уплот- нительных резиновых колец и чистоте пробки. Аналогичным образом осмат- ривают и промывают остальные фильтры гидроусилителей.
Рис. 1.22. Проверка давления азота в гидроаккумуляторе

41
2.
1   2   3   4   5   6   7   8