Файл: Дипломная работа роль театрализованных игр в формировании нравственного поведения дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Роль театрализованных игр в формировании нравственного поведения детей дошкольного возраста


Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания [15, 6].

Лишь игра способна поддерживать необходимую мотивацию, эмоциональный и энергетический баланс малыша [10, 68]. Она является доступным и интересным для ребёнка способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

В современной системе дошкольного образования театрализованная игра считается одним из методов разностороннего развития детей дошкольного возраста [10, 66].

Игра – ведущий вид деятельности детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, а сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика не ограничена и может удовлетворить разносторонние интересы детей [4, 11].

Театрализованная игра как один из видов игры является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов взаимодействия [1, 24].

У театрализованной игры широкие возможности в раскрытии потенциала ребёнка, воспитании творчества, развивает творческое воображение, мышление, умение видеть необычное. Она учит дошкольников видеть в окружающем интересное, создавать свой художественный образ [7].


В работах Н.А. Ветлугиной, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой раскрываются взгляды на значение театрализованной игры в воспитательном процессе детского сада — это считается фундаментом развития дошкольников в театрализованной деятельности.

Театрализованная игра – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном [31, 4].

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства.

Сюжеты театрализованных игр это знакомые детям сказки, рассказы. Через сказку ребёнок познаёт мир, выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания [30, 5]. Дошкольники изображают персонажей игрушками, куклами или сами. Литературные произведения они передают целиком, либо изменяют, дополняют их.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определяются содержанием произведения, в правдивом изображении персонажа проявляется творчество дошкольника. Чтобы изобразить героя, ребёнку необходимо понять характер персонажа, причины его поступков, представить себе его эмоциональное состояние. В процессе слушания произведения происходит проникновение ребёнка во внутренний мир персонажа.

Театрализованные игры — это материал для разнообразных видов творчества. Дошкольники сочиняют, импровизируют, инсценируют; высказывают своё отношение к герою, своё мнение о том, как лучше выразить и показать их. У детей формируется навык пересказа, учатся высказывать суждения, давать оценку, чётко и понятно изъясняться.

Театрализованная игра яркое эмоциональное средство, формирующее художественный вкус детей. Дошкольники через театрализованную игру знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать; проявлять творчество, инициативность, активность, самостоятельность, независимость.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям.



Театрализованная игра является одним из методов и самым эффективным средством становления нравственного поведения детей дошкольного возраста. Она лучшее средство социализации дошкольника, носит коллективный характер и является благоприятным условием для развития чувства партнёрства и освоения способов взаимодействия. Театрализованная игра яркое педагогическое средство для формирования нравственного поведения.

Применение театрализованной игры создает условия, способствующие повышению уровня нравственного воспитанности старших дошкольников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.

Таким образом, театрализованная игра - эффективное средство становления нравственного поведения, носит коллективный характер и является благоприятным условием для развития чувства партнерства и выстраивания межличностных коммуникаций.

Применение театрализованных игр создает условия, способствующие повышению уровня нравственного воспитания старших дошкольников, формирует нравственные привычки поведения.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста


Важным этапом в изучении проблемы воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет с помощью театрализованных игр стала диагностическая работа по анализу формирования поведения старших дошкольников. Диагностическое исследование представляет собой своевременное изучение, оценку и анализ течения, как образовательного процесса, так и индивидуального развития дошкольника.

Диагностика – это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Задачи диагностического исследования:

– определить уровень нравственного поведения детей старших дошкольников

– проанализировать и обобщить полученные результаты.

Диагностическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития воспитанников № 32 «Пчелка».

Диагностика проводилась среди 20 воспитанников старшей группы Группа №1 «Солнышки», которые составили экспериментальную и контрольную группу по 10 человек.

Для определения имеющегося уровня нравственного поведения были подобраны диагностические методики, составленные на основании критериев и показателей нравственного поведения детей старшего дошкольно го возраста. Опора на структуру нравственного поведения – как совокупности трёх взаимосвязанных сфер, которые традиционно рассматриваются как структурные компоненты.

В таблице 1 представлен состав детей контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 1 - Состав детей контрольной и экспериментальной групп

Имя ребенка

Возраст

Имя ребенка

Возраст

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рита К.

6 лет

Эмилия Л.

5 лет

Алиса С.

5 лет

Кира Г.

6 лет

Костя Р.

6 лет

Настя А.

5 лет

Полина К.

6 лет

Есения Ж.

5 лет

Лиза К.

5 лет

Максим З.

6 лет

Рома М.

6 лет

Тимофей К.

5 лет

Костя Д.

6 лет

Таисия К.

6 лет

Алена А.

5 лет

Соня С.

5 лет

Иван С.

6 лет

Виктория Б.

6 лет

Мирон Б.

5 лет

Иван П.

5 лет



В сфере моральных знаний и представлений, то есть в когнитивной сфере, дошкольники овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием нравственных норм поведения, принятых в обществе.

В эмоционально-чувственной сфере у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям.

В поведенческой сфере у ребенка развивается умение выстраивать и контролировать свое поведение в соответствии с нравственными нормами и правилами поведения, а также формируется умение выражать сочувствие к другим людям (Таблица 2).

Нами была разработана таблица позволяющая выделить основные компоненты, характеризующие особенности нравственного поведения детей.

Таблица 2 - Сферы и уровни представлений о нормах нравственного поведения

Сферы

Методики

Уровни

Знания и представления

Когнитивная сфера

Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) (приложение 1)

Высокий уровень

Дошкольник владеет полным объемом знаний о нравственных нормах, осознает и аргументировано отвечает на вопросы, связанные с нравственным поведением.

Средний уровень

Дошкольник владеет неполным объемом знаний о нравственных нормах, осознает их, но не может аргументировано отвечать на вопросы, связанные с нравственным поведением.

Низкий уровень

Дошкольник не владеет объемом знаний о нравственных нормах, не осознает их, и не может аргументировано отвечать на вопросы, связанные с нравственным поведением.

Эмоционально - чувственная сфера

«Опросный лист» (Н. Артюхина, А.

М. Щетинина)

(Приложение 2)

Высокий уровень

Дошкольник проявляет адекватные реакции на разное состояние близких людей, эмпатию по отношению к взрослым, сверстникам и литературным персонажам.

Средний уровень

Дошкольник избирательно проявляет сочувствие близким взрослым людям и сверстникам, литературным персонажам.

Низкий уровень

Дошкольник проявляет сочувствия близким людям, литературным героям.

Поведенческая сфера

Методика «Лесенка Щур»

(Приложение 3)

«Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» (А. М.

Щетинина)

(Приложение 4)

Высокий уровень

Дошкольник без напоминания взрослого выполняет общепринятые нормы этикета (здоровается, прощается, благодарит за услугу, приносит извинения за причиненные неудобства), бесконфликтно общается с другими детьми

Средний уровень

Дошкольник соблюдает общепринятые нормы этикета (здоровается, прощается, благодарит) при напоминании взрослого, допускает конфликты в общении со сверстниками, но разрешает их мирно.

Низкий уровень

Дошкольник соблюдает общепринятые нормы этикета при напоминании взрослого, избегает общения со сверстниками.