Файл: Роль государственных финансов в регулировании территориальных пропорций социальноэкономического развития.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индекс цен производителей на строительную продукцию составил 110,7%.
Оборот розничной торговли в 2021 г. увеличился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2020 г. на 9,1% и составил 13950,5 млрд рублей. В расчете на душу населения было реализовано товаров на 356,2 тыс. рублей (в среднем по России – на 269,2 тыс. рублей). В 2021 г. населению было оказано платных услуг на 3886,1 млрд рублей, индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом 2020 г. составил 126,4%.
Индекс потребительских цен составил 108,3%, в том числе на продовольственные товары – 110,4%, непродовольственные товары – 108,8%, услуги – 105,1%
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли в 2021 г. составил 43,5 трлн рублей и увеличился по сравнению с 2020 г. на 4,6% в сопоставимых ценах.
Внешнеторговый оборот в январе-сентябре 2021 г. характеризовался положительным торговым сальдо – 35,6 млрд долларов США (экспорт – 169,1 млрд долларов США, импорт – 133,4 млрд долларов США) и составил 54,6% общероссийского внешнеторгового оборота.
На развитие экономики и социальной сферы Центрального федерального округа в 2021 г. использовано 7871 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 113,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
Объем инвестиций в округ составил 34,3% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составил 54,0%, привлеченных средств – 46,0%, из которых 6,5% – средства федерального бюджета.
Общий объем финансовых вложений в январе-сентябре 2021 г. составил 196046,3 млрд рублей. В структуре финансовых вложений, поступивших в Центральный федеральный округ за истекший период, 86,1% составляют краткосрочные финансовые вложения.
Консолидированный бюджет субъектов Центрального федерального округа в 2021 г. исполнен с профицитом 70,5 млрд рублей. Расходы составили 5892,4 млрд рублей, доходы – 5962,9 млрд рублей.
По данным ФНС России, по Центральному федеральному округу поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в 2021 г. по сравнению с соответствующим периодом 2020 г. увеличилось на 19,2% и составило 7900,6 млрд рублей. Совокупная задолженность по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям и процентам в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2021 г. в целом по округу составила 850,7 млрд рублей.
В целом по округу число умерших превысило число родившихся в 2,0 раза; коэффициент естественной убыли населения составил -8,5‰. Миграционный прирост населения составил 181,9 тыс. человек и компенсировал естественную убыль на 54,2%.
Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше по данным выборочного обследования рабочей силы в 2021 г. составила 21,3 млн человек, или 63,9% от общей численности населения округа соответствующей возрастной группы. Не имели занятия, но активно его искали 743,8 тыс. человек, или 3,5% общей численности рабочей силы (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). В органах службы занятости населения в качестве безработных на конец декабря 2021 г. было зарегистрировано 130,4 тыс. человек, или 0,6% рабочей силы.
Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Центральному федеральному округу составили 54440 рублей в месяц (в целом по России – 39854 рубля в месяц). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2021 г. составила 725282) рублей и возросла по сравнению с 2020 г. на 10,7%, реальная начисленная заработная плата увеличилась на 3,8%.
Заключение
В результате исследования было выяснено, что социально-экономическое развитие регионов - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения регионов, основанные на повышении доходов, улучшении здоровья населения и повышении уровня его образования; создании условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличении степени свободы людей.
Зарубежный опыт показал, что нет единого подхода к планированию социально-экономического развития регионов, т.к. каждая территория уникальна и необходимо, прежде всего, учитывать ее специфику.
В современной стране, как Российская Федерация, ещё долгую и важную роль будет играть развитие её территориальных пропорций в социально-экономической среде. В настоящее время в системе реализации и формировании территориальной политики наблюдаются всё же пробелы. Правительство Российской Федерации должно совершенствовать свою политику в территориальных пропорциях.
Государству нужно продолжать обеспечивать общественные интересы в регионах, включая защиту интересов национального бизнеса; формировать и поддерживать инфраструктурный каркас развития территории; обеспечивать софинансирование или государственные гарантии для значимых производственных и научных проектов; содействовать правовой защите российских и зарубежных инвесторов, безопасности и общественному порядку; улучшать условия для совместного с частным бизнесом устранения социальных и экологических проблем, ставших результатом ошибок, допущенных в предыдущий период при освоении пространств и ресурсов.
В свою очередь деловые круги будут ориентированы на содействие экономическому благополучию территории; обеспечение высоких социальных стандартов работников предприятий, сохранение на них рабочих мест, развитие дополнительного социального, медицинского и пенсионного страхования; участие, в том числе на условиях софинансирования, в социально - и государственно значимых инвестиционных проектах; формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства за счет вертикальной диверсификации собственной деятельности; внедрение энергосберегающих и экологически совместимых технологий.
Также государство нуждается в развитии территориальных пропорций так, как именно в регионах множество ресурсов для обеспечения всей страны. Если государство не будет развивать социально-экономическую составляющую страны, то фактически люди, живущие в регионах, будут собираться вокруг одного богатого региона, с лучшими условиями для жизни и рабочих рук на добычу каких-либо ресурсов будет во многом меньше.
Реализация национальных целей развития — ключевая общегосударственная задача. Президентом Российской Федерации определены национальные цели, относящиеся к созданию условий для сохранения здоровья, развития человеческого капитала и благополучия граждан, создания комфортной среды для их жизни и труда, раскрытия предпринимательского потенциала и цифровой трансформации. Для достижения указанных ключевых целей сформулированы стратегические ориентиры: стабильная и предсказуемая макросреда, повышение объема и качества инвестиций, исполнение национальных проектов, эффективное государственное управление.
Объектом особого внимания остаются вопросы монетарной политики, решения об ужесточении или смягчении которой принимаются Центробанком; инфляции; изменения стоимостных пропорций в экономике; принятия решений об условиях и объемах предоставления кредитных ресурсов банковским и корпоративным структурам; методологии расчетов спроса хозяйствующих субъектов на деньги.
Литература:
1. Климанов В.В., Казакова С.М., Михайлова А. А. Ретроспективный анализ устойчивости регионов России как социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2022, №5, с. 46-64.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2021 г.
3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
4. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: монография / отв. ред. Р.С. Гринберг, П.В. Савченко. - 3 изд-е., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 598 с.
6. Идрисов Г.И., Михайлова Т.Н. Пространственная организация как фактор экономического развития / Г.И. Идрисов, Т.Н. Михайлова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. - 60 с. - (Научные доклады: экономика).
7. Научная статья по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фиапшев А.Б., Созаева T.X., Кайгермазова А.Ю. – 2022 г.
8. Научная работа «Государственное финансовое регулирование в период усиления глобальной нестабильности» / Молчанов И.Н., Молчанова Н.П.// - 2021 г.
9. Научная работа «Эффективность изменения территориальных пропорций в экономике России» / Андрей Олегович ПОЛЫНЕВ// - 2020 г.