Файл: Отчет воспитателя старшей группы по теме Игра как средство обучения основам грамоты и письма старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Творческий отчет воспитателя старшей группы по теме «Игра как средство обучения основам грамоты и письма старших дошкольников».

Основы грамоты и письма — довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти — шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.

Подготовка к обучению грамоте начинается в старшей группе детского сада. Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется во время непосредственно – образовательной деятельности как форме организованного обучения один раз в неделю, а закрепление материала — во время организованной – образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Данная тема всегда была для меня интересной. У меня накопился практический материал, которым хочу поделиться. Для успешного развития детей мною в группе создана речевая зона. Она представлена театральным, книжным уголками и уголком дошкольника. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ростовых кукол. В речевом уголке детям предложены следующие игры: познавательные игры – лото «Чтение», «Собери пословицы»; развивающие игры— «Расшифруй слова», «Почитайка», «Делим сова на слоги», «Азбука», «Ребусы»; книга – игра «Весёлые буквы и слова»; обучающая игра «Найди букву» (орфографическое лото); настольно – печатные игры — домино «Читаем по слогам», обучающая игра «Почитаем – посчитаем», развивающая игра «Десять гласных подружек». Также речевая зона представлена картотеками: - картотека пальчиковой гимнастики; - картотека физкультминуток; - картотека фонематических потешек; данная работа направлена на развитие речи детей.


В своей работе при закреплении звукового анализа слова использую различные материалы такие как : кубики , мозаика , цветные карандаши, магниты трёх цветов, прищепки, пуговицы, картинки – схемы для звукового анализа слова. Особенно детям нравится игра «Поезд». Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. По количеству слогов дети находят вагончик для предметной картинки и кладут карточку в соответствующий кармашек. В игровой форме составляем предложения по схемам с опорой на картинку. Игра «Составь предложения по схемам с опорой на картинку». Игра «Найди слова с одинаковым звуком». Игра «Мамина сумка». Воспитатель предлагает детям собрать в сумку маме только те продукты, в названии которых есть звук «М» (молоко , масло, мороженое, морковь, макароны, помидоры и др.). Игра «Подбери слова» Называя слово и кидая мяч ребёнку . Он должен подобрать к этому слову прилагательное и бросить мяч обратно. Вода ( какая?) – питьевая, чистая, грязная, мыльная, горячая, газированная и др.). Игра «Подбери слово к схеме». Осуществляя подготовку детей к обучению грамоте, в своей работе использую следующие игры: Подскажи словечко. Взрослый читает стихи, в которых умышленно не договаривается одно слово. Пошел котик на Торжок, Купил котик … (пирожок).

Задание может быть более занимательным для ребенка, если читать рифмовки будет не взрослый, а веселый Петрушка или любимая игрушка. Например, Петрушка читает стихи, в которых недостает последних слов, а дети подсказывают нужное ему слово. Где обедал воробей? В зоопарке у… (зверей). У себя в саду Андрейка поливал цветы из… (лейки).

Использую в своей работе занимательные карточки:

Собираем слова из двух слогов. Правильно выбрав по 2 карточки, можно составить картинки со словами, разделенными на 2 слога.

Собираем слова из трёх слогов. Правильно выбрав по 3 карточки, можно составить картинки со словами, разделенными на 3 слога. При закреплении звукобуквенного анализа слова предлагаю такие игры как:

«Прочитай по первым буквам»,

«Выдели звук». 

«Звуковые линейки» — цветные карточки с изображением предметных картинок поделенных на три части, помогут ребёнку определить местоположение звука в слове. При знакомстве детей с буквами использую «Азбуку в картинках и стихах».  Для выполнения графических упражнений в уголке имеются карточки содержащие различные игровые упражнения. Такие как: карточки с заданиями «Найди и обведи букву», «Найди букве пару, «Соедини большие буквы с маленькими», «Допиши букву», «Преврати букву в …»;



На занятиях по обучению грамоте использую «Игровизор»

«Игровизор» – это интелектуальный тренажёр. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы – задания. В игре с «Игровизором» развивается точность и координация движений детей, происходит подготовка руки к письму, совершенствуется внимание, память, мышление, творческое воображение.

Игры и игровые задания я использую не только в непосредственно — образовательной деятельности, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также использую как приём на прогулках. Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её — развитие умений определять наличие звука в слове. Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый сообразительный и ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов. Или «Букварь». На полу или земле чертят две линии на некотором расстоянии друг от друга. Дети выстраиваются на одной из них. Водящий – Букварь. Он встаёт между линиями посередине и отворачивается от играющих. Дети (хором) Эй. Букварь, эй, Букварь! Звук скорее называй! Букварь называет звук, после чего поворачивается к детям. Дети ищут у себя или на себе любой объект. Название, которого начинается на заданный звук. Нашедшие показывают его водящему и проходят мимо него. Остальные по команде пробегают мимо водящего, так чтобы он не успел их осалить. Осаленные пропускают одну игру, водящий меняется.

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. В своей работе с дошкольниками по обучению грамоте, как составляющую часть занятия, использую компьютерные игры серии «Маленький Гений. Учиться читать». Содержание этой продукции очень разнообразно, вызывает положительный отклик у моих воспитанников, раскрывает передо мной огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи.


Система мультимедийных презентаций — одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса обучения. Мною оставлены и находят применение презентации с использованием элементов игры. Например: «Звук и буква А», «Буква заблудилась», «Узнай звук», «Волшебные цепочки» и др. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе. Мультимедийные презентации нашли своё применение и при проведении динамических пауз: физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Например, при изучении согласного звука [з], [з,], буква «З». Предлагаю пальчиковую гимнастику «Зайки».

Таким образом, применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.

Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, активности, успешности инициативы и заинтересованности. Дидактическая игра для воспитателя - это способ обучения, воспитания и развития. Главное – уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувство тревоги и неуверенности в своих силах