ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Режим занятий:
Количество групп – 1
Количество часов в неделю - 4 часа
Содержание программы
-
Работа над певческой установкой и дыханием
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
-
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
-
Работа над дикцией и артикуляцией
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
-
Формирование чувства ансамбля
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
-
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
| Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Работа над песней. | 4 | |
| Дыхание и дыхательная гимнастика Работа над песней. | 4 | |
| Формирование чувства ансамбля. Дикция, артикуляция, слово. Работа над песней. | 9 | |
| Музыка и ее выразительные возможности. Знакомство со средствами музыкальной выразительности. Работа над песней. | 10 | |
| Формирование сценической культуры. Вокально-певческая постановка корпуса. Работа над песней. | 5 | |
| Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. Дыхание и дыхательная гимнастика. Работа над песней. | 8 | |
| Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. Дикция и артикуляция. Работа над песней. | 6 | |
| Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Работа над песней. | 11 | |
| Формирование сценической культуры. Сольное исполнение. Работа над песней. | 6 | |
Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. Работа над песней. | 8 | | |
| |||
Формирование чувства ансамбля Работа над песней. | 6 | | |
| Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. Дыхание и дыхательная гимнастика. Работа над песней. | 6 | |
| Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. Дикция и артикуляция. Ансамблевое пение. Работа над песней. | 8 | |
| Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. Работа над песней. | 8 | |
| «Серьезная и легкая музыка» Работа над песней. | 6 | |
| Формирование сценической культуры. Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. Работа над песней. | 8 | |
| Формирование сценической культуры. Формирование чувства ансамбля. Работа над песней. | 6 | |
| Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Работа над песней | 11 | |
| Подведение итогов. Исполнение любимых песен. Работа над песней. | 5 | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. | |
2 | Инструктаж по ТБ. | |
3 | Работа над песней. | |
4 | Работа над песней. | |
5 | Дыхание и дыхательная гимнастика | |
6 | Работа над песней. | |
7 | Дыхание и дыхательная гимнастика | |
8 | Работа над песней | |
9 | Формирование чувства ансамбля. | |
10 | Работа над песней. | |
11 | Дикция, артикуляция, слово. | |
12 | Работа над песней. | |
13 | Дикция, артикуляция, слово. | |
14 | Работа над песней. | |
15 | Дикция, артикуляция, слово. | |
16 | Работа над песней. | |
17 | Работа над песней. | |
18 | Музыка и ее выразительные возможности. | |
19 | Работа над песней. | |
20 | Музыка и ее выразительные возможности. | |
21 | Работа над песней | |
22 | Знакомство со средствами музыкальной выразительности | |
23 | Работа над песней. | |
24 | Знакомство со средствами музыкальной выразительности. | |
25 | Работа над песней. | |
26 | Работа над песней. | |
27 | Работа над песней. | |
Формирование сценической культуры | ||
28 | Вокально-певческая постановка корпуса. | |
29 | Работа над песней. | |
30 | Вокально-певческая постановка корпуса. | |
31 | Работа над песней. | |
32 | Работа над песней. | |
33 | Бережное отношение к голосу. | |
34 | Работа над песней. | |
35 | Дыхание и дыхательная гимнастика. | |
36 | Работа над песней. | |
37 | Бережное отношение к голосу. | |
38 | Работа над песней. | |
39 | Дыхание и дыхательная гимнастика. | |
40 | Работа над песней. | |
41 | Звукообразование и звуковедение. | |
42 | Работа над песней. | |
43 | Дикция и артикуляция. | |
44 | Работа над песней. | |
45 | Дикция и артикуляция. | |
46 | Работа над песней. | |
47 | Формирование качества звука. | |
48 | Работа над песней. | |
49 | Интонация. | |
50 | Работа над песней. | |
51 | Работа с фонограммой. | |
52 | Работа над песней. | |
53 | Работа с фонограммой. | |
54 | Работа над песней. | |
55 | Работа с фонограммой. | |
56 | Работа над песней. | |
57 | Работа над песней. | |
58 | Сольное исполнение. | |
59 | Работа над песней. | |
60 | Сольное исполнение. | |
61 | Работа над песней. | |
62 | Сольное исполнение. | |
63 | Работа над песней. | |
64 | Интонация. | |
65 | Работа над песней. | |
66 | Работа с фонограммой. | |
67 | Работа над песней. | |
68 | Сольное исполнение. | |
69 | Работа над песней. | |
70 | Сольное исполнение. | |
71 | Работа над песней. | |
73 | Формирование чувства ансамбля | |
74 | Работа над песней. | |
75 | Формирование чувства ансамбля | |
76 | Работа над песней. | |
77 | Формирование чувства ансамбля | |
78 | Работа над песней. | |
79 | Бережное отношение к голосу. | |
80 | Работа над песней. | |
81 | Дыхание и дыхательная гимнастика. | |
82 | Работа над песней. | |
83 | Дыхание и дыхательная гимнастика. | |
84 | Работа над песней. | |
85 | Звукообразование и звуковедение. | |
86 | Работа над песней. | |
87 | Дикция и артикуляция. | |
88 | Работа над песней. | |
89 | Ансамблевое пение. | |
90 | Работа над песней. | |
91 | Ансамблевое пение. | |
92 | Работа над песней. | |
93 | Формирование качества звука. | |
94 | Работа над песней. | |
95 | Интонация. | |
96 | Работа над песней. | |
97 | Работа с фонограммой. | |
98 | Работа над песней. | |
99 | Сольное исполнение. | |
100 | Работа над песней. | |
101 | «Серьезная и легкая музыка» | |
102 | Работа над песней. | |
103 | «Серьезная и легкая музыка» | |
104 | Работа над песней. | |
105 | «Серьезная и легкая музыка» | |
106 | Работа над песней. | |
107 | Формирование качества звука. | |
108 | Работа над песней. | |
109 | Интонация. | |
110 | Работа над песней. | |
111 | Работа с фонограммой. | |
112 | Работа над песней. | |
113 | Сольное исполнение. | |
114 | Работа над песней. | |
115 | Формирование чувства ансамбля. | |
116 | Работа над песней. | |
117 | Формирование чувства ансамбля. | |
118 | Работа над песней. | |
119 | Формирование чувства ансамбля. | |
120 | Работа над песней. | |
121 | Формирование качества звука. | |
122 | Работа над песней. | |
123 | Интонация. | |
124 | Работа над песней. | |
125 | Работа с фонограммой. | |
126 | Работа над песней. | |
127 | Работа с фонограммой. | |
128 | Работа над песней. | |
129 | Работа над песней. | |
130 | Работа над песней. | |
131 | Работа над песней. | |
132 | Исполнение любимых песен | |
133 | Исполнение любимых песен | |
134 | Исполнение любимых песен | |
135 | Подведение итогов | |
136 | Подведение итогов. | |
Итого | 136 |
Источники: ресурсы сети интернет